Стадия зеркала у Лакана 2

      В самом широком символическом смысле "стадия зеркала" - это не возраст 6-ти месяцев, а вся жизнь человека. Поскольку человек и есть это универсальное зеркало, способное отражать и самого себя и всех других.     Удвоение мира - это основной принцип зеркальности и наше "Я" одновременно - единственно, едино, раздвоено и множественно благодаря этому принципу.
     Единственно - как исходящее из рождённой данности.
     Едино - как вернувшееся к себе из опыта раздвоения.
     Раздвоено - как способное отнестись к себе, как Другому.
     И множественно - как вобравшее в себя по этому принципу мир.

    Бытие присутствия как человек исключительно потому присутствует в мире, что оно само - есть мир. Человек прорастает в мире как новый мир, как уникальная вселенная, воссозданная во всей её универсальности - от мала до велика. Наш мир - это миллионы миров, и они растут как монады Лейбница - от своего начала и только. Каждый человек живёт в созданном им самим мире. Вот почему Сократовский призыв "познай себя", углублённый до "создай себя" - есть ключ ко всему в мире.

    Мы - те самые "клинамены", которые собственной телесной данностью и уникальным формированием развития отклоняют мир в новую Вселенную. Но пора спускаться на землю и поговорить о более конкретных вещах))).

    Что позволяет человеку впервые обнаружить себя вовне? То же, что и высокоразвитому животному - восприимчивость к образам. Но что позволяет сформировать в этом потребность и возможность на это полагаться, как на нечто устойчивое в текучем мире? Вот тут, наверное, уже что-то, чего у животного нет. Это прежде всего отношение к ещё биологическому существу как к человеку - отношение с лихвой, с предвосхищением, отношение в долг, с избытком, отношение не по мере - непомерное отношение. И кто же относится так к ребёнку? - Его родители.
    Человека ещё нет, а к нему относятся уже по человечески. Он ещё не умеет разговаривать, а с ним уже общаются. Да что там - он не умеет даже улыбаться, его улыбки, это естественные гримасы, а их уже узнают как улыбки!!!! Вот оно!!!! Отданное в никуда и безвозмездно.
    Бытовая практика говорит, что священная миссия родителей ничем не может быть восполнена, перекрыта - такой долг невозможно отдать, потому что когда человек отдаёт человеку, то он отдаёт в принципиальном равенстве, а когда человек отдаёт человеческое в ещё "никуда", он растрачивает себя безвозмездно. Но несмотря на то, что это может быть принято всего лишь за лирику, в этом процессе происходят существеннейшие и совершенно не лирические в смысле романтических, вещи - биологическая данность ребёнка прорастает в уже данной бытийственности. Человек появляется в атмосфере человека. Без неё, даже с орудиями, даже с языком, он не появляется - он попросту тогда не может присвоить ни орудий, ни языка. Так Бытие даёт шанс прийти к нему новому человеку.
     А олицетворяют этот шанс самые близкие нам люди. И может быть у кого-то не было в жизни родителей и их воспитывала бабушка, тогда это она, потому что важны не названия "папа", "мама", а то, что они делают.
    Говорят, что дети, которые растут с раннего детства в детском доме очень сильно отличаются от других детей. Какой-то своей особой специфичностью. Я предполагаю, что специфичность эта заключена прежде всего в том, что такие дети недополучают атмосферы Бытия в своём развитии, а попросту говоря, переводя на жизненный язык недополучают любви - той самой, причитающейся совершенно безвозмездно каждому ещё до всякого ответного человеческого действия. И этот недостаток затем в жизни уже ничем нельзя восполнить - такие вещи не достраиваются, а переносятся в себе через всю жизнь как изъяны и пустоты, ограничения и ущербности, недостатки и неставшести. И в виде исключений они возможны как явственные и у обычных родителей, ведь и родители бывают совершенно разные - и нерадивые, и не любвиобильные.
В самом общем виде можно сказать, что перспективнее всего оказывается развитие того малыша, чьи родители способны любить его, что называется безмерно - не глупо, но безмерно. Последняя же поправка касается уже родительской способности самим быть людьми, ибо тот, кто сам мало приспособлен к подлинно человеческой жизни навряд ли даже сильно полюбив, будет способен передать атмосферу Бытия ребёнку. Здесь, понимаете ли дело не только в желании, но и в способности. И потому, как говорится "много званных, да мало избранных", то есть много желающих любить и круто развивать ребёнка, но мало способных действительно это осуществить. Вот в чём проблема. Ну это, конечно, в самом общем виде.

       Атмосфера Бытия - это фон и маточный раствор, в котором должен появиться человек. Но что служит для него зеркалом? Ведь понятно же, что дело вовсе не в том физическом предмете, который мы вешаем в прихожей под названием зеркало и в котором малыш может однажды себя увидеть, такое зеркало - конечный пункт - проверка способностей. Но сами способности - где тихо и незаметно растут? Я думаю, что таким зеркалом для подрастающего малыша выступают все человеческие предметы, которые его окружают, ибо они - тоже человеческие, а не звериные и приготовлены именно для человеческого восприятия. Они несут форму, цвет и мир. Ребёнок отражается не от природы, ребёнок отражается от буфера, поставленного между ним и природой - от человеческих вещей. Он растёт в квартире, лежит в кроватке, ползает по дивану, сосёт из бутылочки, перебирает игрушек-зверюшек. Где тут природа? Она на втором плане восприятия, над ребёнком нависает во всей его грозности человеческий мир, он столь же непостижим и неведом, сколь и добр, и обращён к нам. С детства мы привыкаем вот к этой обращённости к нам мира, и лишь затем научаемся понимать, что может быть и не так.
       Мы растём в атмосфере Бытия среди человеческих вещей. Не будь у нас этих условий - то и нас не было бы. Бытийственность нашего существования на самом деле - хрупкая вещь. Она вынуждена переносить с собой и в уже взрослой, ставшей жизни все те первоначальные условия, которые её некогда породили - оказавшись на природе, в диком месте, вдали от людей, мы разводим костёр, расстилаем куртку, ставим пенёк-кресло, мы минимально воспроизводим повсюду атмосферу нашего Бытия и предметов в нём, чтобы окружить себя этим магическим кругом нашей человеческой жизни, а иначе нам неуютно и нас нет.
Бытие - это условие нашего существования. Человек - это всё своё ношу с собой. Так я бы в шутку определила человека, вместо двуногого ощипанного петуха по Платону)))
       Существование не начинается с существования, существование начинается с Бытия.
      Маленький ребёнок первоначально отражается в человеческо-предметном мире и близких людях, как носителях неуловимого, разлитого Бытия, как властелинах атмосферы. Итак, внешние зеркала для ребёнка мы определили. Но в них должен заглядывать активный человек. Для мыши, пробегающей мимо зеркала, её изображение в зеркале - непонятный свет и всё, тут чуда не происходит. И если обезьяна способна уследить за образом, скользящим по зеркальной поверхности, пока она сама его производит и даже способна почуять, что образ каким-то способом связан с ней, то дальше нести этот образ и эту связь она не в состоянии. Чуда опять не происходит, оно лишь "кажет нам язык", дурачит нас, дразнится - чем и отличается обезьяна. Словно говорит нам: я почти-почти себя уже узнала, но всё-таки нет))).
     Но вот у зеркала оказывается 6-ти месячный малыш и вдруг обнаруживается, что для него даже в таком возрасте чудо уже возможно! Как так?
     А вот так - этот малыш уже орудует с человеческими предметами и отражается от них - ну допустим засовывает погремушку себе в рот, но ведь иногда и гремит погремушкой, не правда ли? А греметь погремушкой - разве не заниматься с ней тем, для чего она предназначена? А ещё этот ребёнок уже реагирует на взрослых, к такому возрасту он уже по-настоящему улыбается им, приветствует, тянет ручки, требует от них плачем всяких разностей в отношении своих физиологических нужд, да очень много разного - всё и не перечислишь. Ребёнок уже ТАМ - в Бытие, или ЗДЕСЬ - в Бытии, кому как нравится. Он уже втянут и уже сам минимально втянулся на то основание, которое пока создано не им самим, но зато активно используется им как человеческое.
     И очевидно, когда критическая масса Бытия набрана - образ себя в зеркале уже способен не исчезнуть для ребёнка в "нигде". Когда ребёнок ползает от получает первичные телесные ощущения от своей активности. Этих телесных ощущений, как ощущений физиологических у него было полно с первых моментов жизни - давай есть, давай спать, давай какать, давай писять, но эти ощущения были сплошь ощущениями его физиологии, подчёркиваем. Эти ощущения нельзя сравнить с теми телесными освоениями окружающего пространства, которые испытывает малыш, отправляющийся в любознательный путь. В таких походах малыша, он пытается решить для себя две проблемы одним махом - достать, приблизить интересующие его предметы и одновременно ощутить себя свободным телесным существом. И этот опыт бесценен. Поэтому я склонна предполагать, что необходимость видеть себя телесным образом со стороны - корениться в опыте пространственного движения в бытийной среде.
     Проще говоря, это ребёнок-ползунок. Вот кто является кандидатом на обнаружение собственного образа вне себя в пространстве. Как говорится - какие задачи передо мной, такие и решения. Раз я -ползунок, я буду узнавать, что есть пространство и что есть я, ползущий по нему.
     Я сильно подозреваю, что ребёнок-ползунок, - это вижу себя в образе.
А ребёнок, вставший на ноги - это говорю своё в слове.
     Это платформа и результат, основание и верхушка. Платформа "ползу" - результат "вижу". Платформа "хожу" - результат "говорю".


Рецензии