Критика волшебной не бывает

Критика волшебной не бывает!
Слушала, как распекают "Принца".
Сами ничего не понимают,
Критикуют за страницею страницу.
И не придерёшься - смысл скомкан,
Мысль и чувство бродят без соития.
Критиков сухое вероломство
Для писателей - убийство, не событие.

Щегольнуть к себе вниманием,
Перечислить имена великих,
Обнаружить многословие и малознание -
Критиков удел, безликих.

И почитывая, и покусывая,
И на вкус распробовав роман,
Оставляет критика безвкусие,
Если не невежества обман.
Без любви к героям и к писателю,
Как восторги совершенства пережить?
Всё у них есть - схема, у предателей,
Гениев, которой их хулить.

***
"Чёрный принц" - любовная усмешка,
Словом созданное бытиё,
Нас, кто оправдать, не мешкая,
Лишь себя торопится,своё нытьё.

Все оправданы, есть труп, но нет убийцы,
Вот вам и загадка, господа,
Из тюрьмы инспектор-кровопийца,
Оправдание прислал вам без труда.

Он себя оправдывал и раньше,
Как и все, участники событий,
"Чёрный принц" - старик-убийца,
Может и не он, читатель впечатлительный?

Есть над чем подумать, посмеяться,
Примириться, раз всё утряслось,
И никто убийцею не хочет зваться:
"Рейчел виновата", - ну и понеслось.

"А Присцилла - вовсе истеричка", -
Клейма клеят, и без сожаления,
Забывая иль не зная - Мёрдок
В старости страдала от Альцгеймера.

"По-мужски", разделавшись с старушкой,
Превосходство возраста и пола
Придержал бы критик малодушный...
Нет уж! Нет писателя без приговора.

Уважая и талант и звания,
Всем героям, действующим лицам,
Автор, не скрывая обаяния,
Всем даёт возможность быть убийцей.

Всем даёт возможность оправдаться,
Лишь один участник знает правду -
Плодовитый и успешный Арнольд,
Критикой сражённый нА беду.
-------
*** после звездочек позволила себе, как скромному читателю, изложить
моё прочтение авторского замысла романа.
И позволю добав ить прозой несколько строк.
В романе (и в творчестве Мердок) нет самоцели воздействия словом, чтобы тут плакали, а там смеялись, в нём есть искусство, если хотите, искусство игры с начитанным образованным читателем, и не очень начитанным и образованным. Создание нового вида любви (их, мы помним, семь - по древним грекам): любовь "чтение-игра" автора с читателями в присутствии персонажей.
При всём ужасе происшедшего (убийство свершилось), жизнь продолжается, и не важно уже, кто убил. Важно подать себя в обществе порядочным человеком - это тоже ужас. И рассказано об этом ужасе комично, уморительно комично. Немаловажно, автор насколько много прочитала книг, настолько же хорошо ориентируется в литературном мире, вы узнаете знакомые детали сюжетов, знакомых персонажей. Вы без труда заметите, что она создала из узнанного от других, свой неподражаемый литературный мир (несколько романов), спорящий достоверностью с реальностью, особенно "Чёрный принц". Ужасная реальность, достойная критики и осуждения, но получившая от автора любовную усмешку и снисходительность к слабости человека -  "Мы такие, какие мы есть. Никто не лучше и не хуже, даже, если это не так" -
это надо почувствовать у Мердок. Тогда вы не заболеет критикой романа и автора, а заболеете критикой критиков. За что, конечно, приходится и себя извинить. Извините, не стоило уделять ей внимания. Стоило лишь признать великого автора и великое произведение литературы, способной удивить, научить и тем преобразовать нас, нашу реальность. Светлая память за творчество и жизнь Айрис Мёрдок, подарившей счастье с ней познакомиться.


Рецензии