Леонардески

Кому-то если подражать,
То Леонардо подражайте!
“Леонардески" - так их звать,  (1)
В них стиль "Его" порой узнайте.

Его сфумато лёгкий стиль,    (2)
Улыбка с двойственным значением,
Покой и созерцания штиль -
Миндалевидных глаз творение.

Он поощрял учеников.
И кисть прикладывал к полотнам,
Учил их рисовать с основ,
Дарил сюжеты им свободно.

Шли по пятам они за ним,
И в технике порой успели…
В музеях много их картин. (3)
До Леонардо… не сумели.  (4)

Там техника, но нет души.
Как и на всех других картинах
Они не смотрят изнутри…
Так Леонардо мог единый.

11-14-17

Иллюстрация - Николай I не поскупился на средства, чтобы выкупить у голландского короля «Флору» Леонардо, а она оказалась работой его ученика Мельци.


(1) Леонардески — ломбардские художники эпохи Возрождения, чей стиль испытал сильное влияние манеры Леонардо да Винчи миланского периода. Входили в число его учеников, либо просто восприняли его стиль.

(2) Сфумато (итал. sfumato — затушёванный, буквально — исчезающий как дым) — в живописисмягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух. Приём сфумато разработал Леонардо да Винчи в теории и художественной практике.
http://www.stihi.ru/2017/11/13/6832

(3) Леонардески были разнообразны по своей одаренности, по слабым проблескам оригинальности, по степени своей близости, внутренней или только внешней, к Леонардо. Наиболее интересны из них те, которые попали в орбиту гения в дни первого его приезда в Милан, — Больтраффио, Амброджо да Предис, Франческо Мельци».

Стендаль считал «Святое семейство» лучшим из всего созданного Леонардо. Теперь Эрмитаж признаёт, что это работа подражателя.


Рецензии