Нагота

                Не еда – единение!
                Чаша сия – сияние.

                В.Микушевич. «Звёздный пир».

Змей в раю знал, что наг, вот и вся змеиная мудрость.

А человек был простоват;  не успел он познать заповедную наготу своего ребра.

Не постиг человек: голубь гол, и голубь-глубь; голубь цел, и глаголет он: «голУбь!»

А человек в своём неведенье предпочёл видение единению, и осталось ему едение запретного, ибо смертный есть смерть, которая съест его.

Нагота не бывает одна; дано ей сияние, а в сиянии слияние.

Небо, сок синь, подсказывает: коснись!

А человек боится наколоться на кость, коснувшись косного; ибо стыд напоминает ему: наготой прикрывается скелет.

Так отчуждается чудо единого, и стыдом учреждается смерть.

«Кто наг, тот отвратен», - внушил Еве змей; захотела Ева есть, устыдившись того, что есть.

Князь рек: «Мёртвые сраму не имут». «Естественно есть», - сказал граф Толстой и умер; нет ничего постыднее естественной смерти.

Едунам претит едина плоть, и едят они запретный плод.

Нагота заповедана, и запретна смерть, нагота запрещена, и смерть смердит.

Устыдившись наготы, Адам от Бога спрятался.

Слишком поздно познал Адам жену свою: уже будучи смертным. Для единой плоти смерти нет.

3.10.1993.


Рецензии
Интересно у свт. Григория Богослова: древо познания было благим, но плод его был съеден не вовремя; и есть это древо - созерцание.
Т.е. вначале - "деяние", потом - "видение".
А ещё у блж. Августина: падение в человеке, святом от сотворения, началось с того, что он стал созерцать тварное вне Бога...
Т.е. если бы созерцал в Боге (когда "вовремя")...

Игумен Паисий Савосин   17.11.2017 11:16     Заявить о нарушении
Я тоже думаю, что в раю не могло быть деревьев с дурными плодами. Ведь человек был хранителем райского сада. И Бог отметил для человека это дерево, чтобы он помнил: все остальные плоды он может вкушать, потому что они дозволены Богом, а иначе они все были бы не дозволены. А человек сразу нарушил запрет и оказался вне райского сада. Но этим не исчерпывается вопрос о наготе. Человек устыдился перед Богом своего существа, а это грех. И Бог сшил для него кожаные одежды, нынешнюю несовершенную плоть, смертную вместо бессмертной, как в раю, но способную воскресать. Иными словами, Бог оставил для человека одно дерево, чтобы он помнил: все плоды были бы для него запретны, если бы не милость Божия, а человек милостью Божией сразу злоупотребил по наущению лукавого.

Владимир Микушевич   17.11.2017 19:20   Заявить о нарушении
О Христе поётся: "Одеяйся светом яко ризою..." Вот одеяние, которого лишился Адам... Он в Бога одет был! Наипсано в Апокалипсисе, что в Иерусалиме Небесном храма не будет, потому что Сам Бог будет храмом...

Игумен Паисий Савосин   17.11.2017 20:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.