Занятие 2. Ямб
1. Определение ямба.
2. Распространённые ямбические размеры.
3. Равносложные ямбические размеры.
4. Разностопные ямбические размеры.
5. Разнообразие ямбических строф.
6. Отличие ямба от хорея.
7. Задания для самостоятельной проработки.
1. Ямб – двусложный стихотворный размер, в стопах которого под ударением оказываются преимущественно вторые слоги,или чётные слоги строки, считая слева направо: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18 .
Количество стоп и слогов в строках ямба, в зависимости от вида рифмы, и схемы ударных и безударных слогов указаны в таблице, приведённой выше.
В ямбе строки, оканчивающейся дактилической или мужской рифмой, содержат чётное количество слогов. Строки, заканчивающиеся женской рифмой, имеют нечётное число слогов. Например: в строке трёхстопного ямба, заканчивающейся дактилической или мужской рифмой по 6 слогов (причём в мужской рифме последний слог ударный), в строке, оканчивающейся женской рифмой – 7 слогов.
Схемы ударных и безударных слогов указаны для идеальных размеров. В отдельных стопах реального ямба могут вообще отсутствовать ударения, или наоборот стоять сверхсхемные ударения, но ударения основных членов предложения, использованных в строке, должны располагаться на её чётных слогах.
Для определения размера любого стихотворения необходимо, во-первых расставить в словах ударения, а затем выделить в строках стопы. Ударения ставят во всех членах предложений, использованных в строках стихотворения. В служебных частях речи, т.е. в предлогах, союзах, частицах и междометиях, состоящих из одного слога и не являющихся членами предложений, ударения не ставят.
Начнём знакомство с двустопного ямба.
1.1. А. Пушкин
ПРОБУЖДЕНИЕ
Мечты, мечты,
Где ваша сладость?
Где ты, где ты,
Ночная радость?
Расставим ударения в четверостишии:
МечтЫ, мечтЫ,
Где вАша слАдость?
Где тЫ, где тЫ,
НочнАя рАдость?
В соответствии с ударениями выделим в строках стопы:
МечтЫ,- мечтЫ,
Где вА - ша слА -дость?
Где тЫ, - где тЫ,
НочнА - я рА - дость?
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в вопросительном наречии «ГдЕ» знаками плюс «+»:
-/ -/
+/ -/ -
+/ +/
-/ -/ -
Ключевыми строками, в который ямб идеальный, являются первая и четвёртая.
Размер стихотворения: двустопный ямб: 4/5 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж
1.2. Вариантом этого же размера написаны следующие есенинские строки:
«О матерь божья,
Спади звездой
На бездорожье,
В овраг глухой».
Расставим в строках ударения, выделив ударные гласные заглавными буквами, а восклицание «о» наоборот запишем строчной буквой, поскольку на неё не приходится ударение:
«о мАтерь бОжья,
СпадИ звездОй.
На бездорОжье,
В оврАг глухОй».
Выделим в строках стопы, т.е. пары слогов, и отделим их друг от друга дефисом:
«о мА - терь бОжь -я,
СпадИ - звездОй
На без - дорОжь- е,
В оврАг - глухОй».
В каждом слове первой строки ударение приходится на первый слог, но поскольку строка начинается с восклицания «о», то считая слева направо, ударения приходятся на вторые слоги двусложных стоп. Во второй и четвёртой строках ударения приходятся на вторые слоги слов-стоп. Все эти строки являются ключевыми для определения размера. В третьей строке первая стопа не имеет ударений, вторая стопа содержит чёткое ударение на втором слоге.
Представим стопы строк схематически:
-/ -/ -
-/ -/
-- -/ -
-/ -/
Кроме третьей строки, все строки являются ключевыми. Размер четверостишия: двустопный ямб: 5/4 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
Рассмотрим трёхстопный ямб:
1.3. Н. Крандиевская-Толстая
Рембра;нта полумрак
У тлеющей печурки.
Голодных крыс гопак, –
Взлетающие шкурки.
Расставим ударения в четверостишии:
РембрАнта полумрАк
у тлЕющей печУрки.
ГолОдных крЫс гопАк, –
ВзлетАющие шкУрки.
Выделим в строках стопы:
РембрАн -та по - лумрАк
у тлЕ - ющей – печУр - ки.
ГолОд - ных крЫс - гопАк, –
ВзлетА –ющи - е шкУр - ки.
Представим стопы строк схематически:
-/ -- -/
-/ -- -/ -
-/ -/ -/
-/ -- -/ -
Ключевой строкой, позволяющей безошибочно определить стихотворный размер, является третья строка, в которой идеальный трёхстопный ямб. Размер стихотворения: 3-х стопный ямб: 6/7 слогов: рифмовка перекрёстная: м/ж.
Вот другой вариант трёхстопного ямба:
1.4. А. Фет
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Расставим ударения в четверостишии:
ПечАльная берЕза
у моегО окнА,
и прИхотью морОза
РазУбрана онА.
Выделим в строках стопы:
ПечАль - ная бе - рЕза
у мо- егО - окнА,
и прИ- хотью - морОза
РазУ- брана - онА.
Представим стопы строк схематически:
-/ -- -/ -
-- -/ -/
-/ -- -/ -
-/ -- -/
В каждой строке присутствуют безударные стопы. Несмотря на это схемные ударения приходятся на чётные слоги стоп. По этой причине размер стихотворения очевиден. Это – трёхстопный ямб: 7/6 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м
Рифма в стихах может быть и кольцевой:
1.5. А. Пушкин
ГОРОДОК
Прости мне, милый друг,
Двухлетнее молчанье:
Писать тебе посланье
Мне было недосуг.
Расставим ударения в четверостишии:
ПростИ мнЕ, мИлый дрУг,
ДвухлЕтнее молчАнье:
ПисАть тебЕ послАнье
МнЕ бЫло недосУг.
Выделим в строках стопы:
ПростИ – мнЕ, мИ – лый дрУг,
ДвухлЕт – нее – молчАнь – е:
ПисАть – тебЕ – послАнь – е
МнЕ бЫ – ло не – досУг.
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «МнЕ» знаками плюс «+»:
-/ +/ -/
-/ -- -/ -
-/ -/ -/ -
+/ -- -/
Ключевой строкой, позволяющей уверенно определить стихотворный размер, является третья строка. Размер стихотворения: 3-х стопный ямб: 6/7/7/6 слогов; рифмовка кольцевая: м/ж/ж/м
2. Самыми распространёнными размерами ямба являются четырёх-, пяти- и шестистопный ямб.
2.1. А. Фет
Ты видишь, за спиной косцов
Сверкнули косы блеском чистым,
И поздний пар от их котлов
Упитан ужином душистым.
Расставим ударения в четверостишии:
Ты вИдишь, за спинОй косцОв
СверкнУли кОсы блЕском чИстым,
и пОздний пАр от Их котлОв
упИтан Ужином душИстым.
Выделим в строках стопы:
Ты вИ - дишь, за – спинОй - косцОв
СверкнУ - ли кО - сы блЕ -ском чИс - тым,
и пОз - дний пАр - от Их - котлОв
упИ- тан У- жином – душИ - стым.
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «ТЫ» знаком плюс «+»:
+/ -- -/ -/
-/ -/ -/ -/ -
-/ -/ -/ -/
-/ -/ -- -/ -
Ключевыми строками четверостишия являются вторая и третья. По ним и определяем стихотворный размер. Размер стихотворения: четырёхстопный ямб: 8/9 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.
2.2. А. Фет
Я рад, когда с земного лона,
Весенней жажде соприсущ,
К ограде каменной балкона
С утра кудрявый лезет плющ.
Расставим ударения в четверостишии:
Я рАд, когдА с земнОго лОна,
ВесЕнней жАжде соприсУщ,
К огрАде кАменной балкОна
С утрА кудрЯвый лЕзет плЮщ.
Выделим в строках стопы:
Я рАд, - когдА - с земнО - го лО - на,
ВесЕн - ней жАж- де со - присУщ,
К огрА - де кА - менной – балкО - на
С утрА – кудрЯ - вый лЕ - зет плЮщ.
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «Я» знаком плюс «+»:
+/ -/ -/ -/ -
-/ -/ -- -/
-/ -/ -- -/ -
-/ -/ -/ -/
Итак, первая стопа первой строки содержит сверхсхемное ударение, остальные стопы этой строки, как и все стопы последней строки – полноценный ямб. По этим двум ключевым строкам и определяем размер стихотворения: 4-х стопный ямб: 9/8 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
2.3. Н. Гумилёв
ШЕСТОЕ ЧУВСТВО
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садиться,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Расставим ударения в четверостишии:
ПрекрАсно в нАс влюблЕнное винО
и дОбрый хлЕб, что в пЕчь для нАс садИться,
и жЕнщина, котОрою данО,
СпервА измУчившись, нАм насладИться.
Выделим в строках стопы:
ПрекрАс - но в нАс - влюблЕн - ное - винО
и дОб - рый хлЕб, - что в пЕчь - для нАс - садИть - ся,
и жЕн - щина, - котО - рою - данО,
СпервА - измУ - чившись, - нАм на - сладИть - ся.
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «нАм» знаком плюс «+»:
-/ -/ -/ -- -/
-/ -/ -/ -/ -/ -
-/ -- -/ -- -/
-/ -/ -- +- -/ -
Ключевой строкой, позволяющей определить стихотворный размер, является вторая строка. Размер стихотворения: 5-ти стопный ямб: 10/11слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.
2.4. Н. Гумилёв
ДОН-ЖУАН
Моя мечта надменна и проста:
Схватить весло, поставить ногу в стремя
И обмануть медлительное время,
Всегда лобзая новые уста;
Расставим ударения в четверостишии:
МоЯ мечтА надмЕнна и простА:
СхватИть веслО, постАвить нОгу в стрЕмя
и обманУть медлИтельное врЕмя,
ВсегдА лобзАя нОвые устА;
Выделим в строках стопы:
МоЯ – мечтА – надмЕн- на и - простА:
СхватИть - веслО, - постА - вить нО - гу в стрЕ - мя
и об – манУть – медлИ – тельно - е врЕ - мя,
ВсегдА – лобзА - я нО - вые - устА;
Представим стопы строк схематически:
-/ -/ -/ -- /-
-/ -/ -/ -/ -/ -
-- -/ -/ -- -/ -
-/ -/ -/ -- -/
Во всех строках, кроме второй, фигурируют безударные стопы. Именно эта строка и является ключевой. Размер стихотворения: 5-ти стопный ямб: 10/11/11/10 слогов; рифмовка кольцевая: м/ж/ж/м.
Встречаются стихи и с более длинными строками:
2.5. А. Блок
Осенний вечер был. Под звук дождя стеклянный
Решал все тот же я – мучительный вопрос,
Когда в мой кабинет, огромный и туманный,
Вошел тот джентльмен. За ним – лохматый пес.
Расставим ударения в четверостишии:
осЕнний вЕчер бЫл. Под звУк дождЯ стеклЯнный
РешАл всЕ тОт же Я – мучИтельный вопрОс,
КогдА в мой кабинЕт, огрОмный и тумАнный,
ВошЕл тОт джЕнтльмен. За ним – лохмАтый пЕс.
Выделим в строках стопы:
осЕн - ний вЕ - чер бЫл.- Под звУк - дождЯ – стеклЯн - ный
РешАл - всЕ тОт - же Я – мучИ - тельный - вопрОс,
КогдА - в мой ка - бинЕт,- огрОм - ный и - тумАн - ный,
ВошЕл - тот джЕнтль- мен. За - ним – лохмА - тый пЕс.
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в частице «всЕ» и в местоимениях «тОт» знаками плюс «+»:
-/ -/ -/ -/ -/ -/ -
-/ +/ -/ -/ -- -/
-/ -- -/ -/ -- -/ -
-/ +/ -- -- -/ -/
Первая строка стихотворения является ключевой для определения его размера. Размер стихотворения: 6-ти стопный ямб: 13/12 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м. Попутно заметим, что с учётом того, что местоименное прилагательное «тот» упоминается и в четвёртой строке, во второй строке было бы целесообразно вместо словосочетания «все тот же» поставить наречие, поясняющее, как решался вопрос. Например: «Решал упорно (или бесплодно) я мучительный вопрос».
3. Если в строках одинаковое число стоп и рифма одного вида, мужская,женская или дактилическая, то ямб становится равносложным:
3.1. М. Лермонтов
ЗВЕЗДА
Вверху одна
Горит звезда;
Мой взор она
Манит всегда;
Расставим ударения в четверостишии:
ВверхУ однА
ГорИт звездА;
Мой взОр онА
МанИт всегдА;
Выделим в строках стопы:
ВверхУ - однА
ГорИт - звездА;
Мой взОр - онА
МанИт - всегдА;
Представим стопы двустишия схематически:
-/ -/
-/ -/
-/ -/
-/ -/
Все строки являются ключевыми, представляющими собой идеальный ямб. Размер стихотворения: двустопный ямб, 4/4 слога; рифмовка перекрёстная: М/м.
3.2. А. Фет
По ветви нижние леса
В зеленой потонули ржи,
Семьею новой в небеса
Ныряют резвые стрижи.
Расставим ударения в четверостишии:
По вЕтви нИжние лесА
В зелЕной потонУли ржИ,
СемьЕю нОвой в небесА
НырЯют рЕзвые стрижИ.
Выделим в строках стопы:
По вЕт - ви нИж - ние - лесА
В зелЕ - ной по – тонУ - ли ржИ,
СемьЕ - ю нО - вой в не - бесА
НырЯ - ют рЕз - вые - стрижИ.
Представим стопы строк схематически:
-/ -/ -- -/
-/ -- -/ -/
-/ -/ -- -/
-/ -/ -- -/
Во всех строках четверостишия фигурируют безударные стопы. Но расположение схемных ударений в строках позволяет безошибочно определить стихотворный размер. Размер стихотворения: 4-х стопный ямб: 8/8 слогов; рифмовка перекрёстная: М/м.
3.3. Н. Гумилёв
САМОФРАКИЙСКАЯ ПОБЕДА
В час моего ночного бреда
Ты возникаешь пред глазами –
Самофракийская Победа
С простертыми вперед руками.
Расставим ударения в четверостишии:
В чАс моегО ночнОго брЕда
ТЫ возникАешь пред глазАми –
СамофракИйская ПобЕда
С простЕртыми вперЕд рукАми.
Выделим в строках стопы:
В чАс мо- егО – ночнО - го брЕ - да
ТЫ воз – никА - ешь пред – глазА - ми –
Само- фракИй – ская – ПобЕ - да
С простЕр - тыми - вперЕд – рукА - ми.
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемные ударения в существительном «чАс» и в местоимении «ТЫ» знаками плюс «+»:
+- -/ -/ -/ -
+- -/ -- -/ -
-- -/ -- -/ -
-/ -- -/ -/ -
Невзирая на наличие сверхсхемных ударений и безударных стоп, схемные ударения приходятся на вторые слоги стоп, что характерно для ямба. Размер стихотворения: 4-х стопный ямб: 9/9 слогов; рифмовка перекрёстная: Ж/ж.
3.4. М. Лермонтов
РОМАНС
Стояла серая скала на берегу морском;
Однажды на чело ее слетел небесный гром.
И раздвоил ее удар, – и новою тропой
Между разрозненных камней течет поток седой.
Расставим ударения в четверостишии:
СтоЯла сЕрая скалА на берегУ морскОм;
ОднАжды на чЕло еЕ слетЕл небЕсный грОм.
и раздвоИл еЕ удАр, – и нОвою тропОй
МеждУ разрОзненных камнЕй течЕт потОк седОй.
Выделим в строках стопы:
СтоЯ -ла сЕ - рая - скалА - на бе - регУ - морскОм;
ОднАж - ды на - чЕло - еЕ - слетЕл - небЕс - ный грОм.
и раз- двоИл - еЕ - удАр, – и нО - вою - тропОй
МеждУ – разрОз- ненных – камнЕй - течЕт - потОк - седОй.
Представим стопы строк схематически:
-/ -/ -- -/ -- -/ -/
-/ -- -/ -/ -/ -/ -/
-- -/ -/ -/ -/ -- -/
-/ -/ -- -/ -/ -/ -/
Несмотря на наличие в строках безударных стоп, размер очевиден: 7-ми стопный ямб: 14/14 слогов; рифмовка смежная: М/м.
Равносложный ямб может сочетаться с дактилическими рифмами:
3.5. Н. Крандиевская-Толстая
Идут по улице дружинницы
В противогазах, и у хобота
У каждой, как у именинницы,
Сирени веточка приколота.
Расставим ударения в четверостишии:
идУт по Улице дружИнницы
В противогАзах, и у хОбота
у кАждой, как у именИнницы,
СирЕни вЕточка прикОлота.
Выделим в строках стопы:
идУт - по У – лице- дружИн- ницы
В проти – вогА - зах, и - у хО - бота
у кАж -дой, как - у и - менИн - ницы,
СирЕ- ни вЕ - точка - прикО - лота.
Представим стопы строк схематически:
-/ -/ -- -/ --
-- -/ -- -/ --
-/ -- -- -/ --
-/ -/ -- -/ --
Во всех строках безударные стопы стоят не только в конце строк, что определяется дактилическими рифмами, но и в середине строк, и даже в начале второй строки. Наименьшее количество безударных стоп в первой и последней строках. Именно эти строки и позволяют идентифицировать стихотворный размер как ямб.
Размер стихотворения: 5-ти стопный ямб: 10/10 слогов; рифмовка перекрёстная: Дактилич./дактилич.
4. Стихи могут быть написаны и разностопным ямбом:
4.1. А. Пушкин
Все призрак, суета,
Все дрянь и гадость;
Стакан и красота –
Вот жизни радость.
Расставим ударения в четверостишии:
ВсЕ прИзрак, суетА,
ВсЕ дрЯнь и гАдость;
СтакАн и красотА –
Вот жИзни рАдость.
Выделим в строках стопы:
Все прИ – зрак, су – етА,
Все дрЯнь – и гА – дость;
СтакАн – и кра – сотА –
Вот жИз – ни рА – дость.
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «Всё» знаками плюс «+»:
+/ -- -/
+/ -/ -
-/ -- -/
-/ -/ -
В нечётных строках четверостишия по 3 стопы, причём средние стопы безударные. В чётных строках только по две стопы, поскольку третья стопа представлена одним безударным слогом, который в зачёт стопы не идёт. Ключевой строкой, позволяющей безошибочно определить размер, является четвёртая строка. Размер стихотворения: 3-х стопный/двустопный ямб: 6/5 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.
4.2. Е. Баратынский
ЗВЕЗДЫ
Мою звезду я знаю, знаю,
И мой бокал
Я наливаю, наливаю,
Как наливал.
Расставим ударения в четверостишии:
МоЮ звездУ Я знАю, знАю,
и мой бокАл
Я наливАю, наливАю,
Как наливАл .
Выделим в строках стопы:
МоЮ - звездУ - Я знА - ю, знА - ю,
и мой - бокАл
Я на - ливА - ю, на – ливА - ю,
Как на - ливАл .
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «Я» знаком плюс «+»:
-/ -/ +/ -/ -
-- -/
+- -/ -- -/ -
-- -/
Для определения стихотворного размера необходимо сосредоточиться на расположении схемных ударений. В первой строке схемные ударения приходятся точно на чётные слоги. Итак, размер стихотворения: 4-х стопный/двустопный ямб: 9 слогов/4 слога; рифмовка перекрёстная: ж/м.
4.3. Р. Бёрнс (перевод С. Маршака)
К ТИББИ
О Тибби, ты была горда
И важный свой поклон
Тем не дарила никогда,
Кто в бедности рожден.
Расставим ударения в четверостишии:
о ТИбби, тЫ былА гордА
и вАжный свой поклОн
ТЕм не дарИла никогдА,
КтО в бЕдности рождЕн.
Выделим в строках стопы:
о ТИб - би, тЫ - былА - гордА
и вАж - ный свой - поклОн
ТЕм не - дарИ - ла ни- когдА,
КтО в бЕд- ности - рождЕн.
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «ТЕм» и «КтО» знаками плюс «+»:
-/ -/ -/ -/
-/ -- -/
+- -/ -- -/
+/ -- -/
Ключевой строкой, позволяющей идентифицировать стихотворный размер, является первая строка. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный ямб: 8/6 слогов; рифмовка перекрёстная: М/м.
4.4. Р. Бёрнс (перевод С. Маршака)
ЛЮБОВЬ И БЕДНОСТЬ
Любовь и бедность навсегда
Меня поймали в сети.
По мне и бедность не беда,
Не будь любви на свете.
Расставим ударения в четверостишии:
ЛюбОвь и бЕдность навсегдА
МенЯ поймАли в сЕти.
По мнЕ и бЕдность не бедА,
Не бУдь любвИ на свЕте.
Выделим в строках стопы:
ЛюбОвь - и бЕд - ность на - всегдА
МенЯ - поймА - ли в сЕ - ти.
По мнЕ - и бЕд - ность не - бедА,
Не бУдь - любвИ - на свЕ- те.
Представим стопы строк схематически:
-/ -/ -- -/
-/ -/ -/ -
-/ -/ -- -/
-/ -/ -/ -
В нечётных строках присутствует по одной безударной стопе. Чётные строки представляют собой идеальный ямб. В целом стихотворный размер определяется как разностопный ямб. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный ямб: 8/7 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.
4.5. Е. Баратынский
ОТЪЕЗД
Прощай отчизна непогоды,
Печальная страна,
Где, дочь любимая природы,
Безжизненна весна;
Расставим ударения в четверостишии:
ПрощАй отчИзна непогОды,
ПечАльная странА,
ГдЕ, дОчь любИмая прирОды,
БезжИзненна веснА;
Выделим в строках стопы:
ПрощАй - отчИз - на не - погО - ды,
ПечАль - ная - странА,
ГдЕ, дОчь - любИ - мая - прирО - ды,
БезжИз- ненна - веснА;
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в наречии места «ГдЕ» знаком плюс «+»:
-/ -/ -- -/ -
-/ -- -/
+/ -/ -- -/ -
-/ -- -/
Несмотря на наличие безударных стоп, видно, что в первой строке четыре стопы ямба, а во второй – три. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный ямб: 9/6 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
4.6. А. Блок
Сквозь серый дым от краю и до краю
Багряный свет
Зовет, зовет к неслыханному раю,
Но рая нет.
Расставим ударения в четверостишии:
Сквозь сЕрый дЫм от крАю и до крАю
БагрЯный свЕт
ЗовЕт, зовЕт к неслЫханному рАю,
Но рАя нЕт.
Выделим в строках стопы:
Сквозь сЕ - рый дЫм - от крА - ю и - до крА - ю
БагрЯ - ный свЕт
ЗовЕт,- зовЕт - к неслЫ – ханно - му рА - ю,
Но рА - я нЕт.
Представим стопы строк схематически:
-/ -/ -/ -- -/ -
-/ -/
-/ -/ -/ -- -/ -
-/ -/
Безударные стопы в нечётных строках не мешают определить стихотворный размер. Размер стихотворения: 5-ти стопный/двустопный ямб: 11/4 слога; рифмовка перекрёстная: ж/м.
4.7. А. Блок
ЖИЗНЬ МОЕГО ПРИЯТЕЛЯ
1
Весь день – как день: трудов исполнен малых
И мелочных забот.
Их вереница мимо глаз усталых
Ненужно проплывет.
Расставим ударения в четверостишии:
ВЕсь дЕнь – как дЕнь: трудОв испОлнен мАлых
и мЕлочных забОт.
их веренИца мИмо глАз устАлых
НенУжно проплывЕт.
Выделим в строках стопы:
ВЕсь дЕнь – как дЕнь: - трудОв – испОл - нен мА - лых
и мЕ –лочных - забОт.
их ве – ренИ - ца мИ - мо глАз – устА - лых
НенУ - жно про - плывЕт.
Представим стопы строк схематически,выделив сверхсхемное ударение в местоимении «ВЕсь» знаком плюс «+» :
+/ -/ -/ -/ -/ -
-/ -- -/
-- -/ -/ -/ -/ -
-/ -- -/
Несмотря на сверхсхемное ударение и безударные стопы, разностопный ямб определяется однозначно. Размер стихотворения: 5-ти стопный/3-х стопный ямб: 11/6 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
К разностопному ямбу приводит и разница в длине нечётных и чётных строк всего на один слог.
4.8. Е. Баратынский
Осень
1
И вот сентябрь! Замедля свой восход,
Сияньем хладным солнце блещет,
И луч его в зерцале зыбком вод
Неверным золотом трепещет.
Расставим ударения в четверостишии:
и вот сентЯбрь! ЗамЕдля свой восхОд,
СиЯньем хлАдным сОлнце блЕщет,
и лУч егО в зерцАле зЫбком вОд
НевЕрным зОлотом трепЕщет.
Выделим в строках стопы:
и вот - сентЯбрь! - ЗамЕд - ля свой - восхОд,
СиЯнь - ем хлАд - ным сОл - нце блЕ - щет,
и лУч - егО - в зерцА - ле зЫб - ком вОд
НевЕр - ным зО - лотом - трепЕ - щет.
Представим стопы строк схематически:
-- -/ -/ -- -/
-/ -/ -/ -/ -
-/ -/ -/ -/ -/
-/ -/ -- -/ -
Вторая и третья строки являются ключевыми. Размер четверостишия: 5-ти стопный/4-х стопный ямб: 10/9 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.
Примечание. Грамматически правильная форма деепричастия от глагола «замедлить» – «замедлив», а от глагола «замедлять» – «замедляя».
Меньшее число стоп и, соответственно слогов, может быть и в нечетных строках.
4.9. Е. Баратынский
БУРЯ
Завыла буря; хлябь морская
Клокочет и ревет, и черные валы
Идут, до неба восставая,
Бьют, гневно пеняся, в прибрежные скалы;
Расставим ударения в четверостишии:
ЗавЫла бУря; хлЯбь морскАя
КлокОчет и ревЕт, и чЕрные валЫ
идУт, до нЕба восставАя,
БьЮт, гнЕвно пЕняся, в прибрЕжные скалЫ.
Выделим в строках стопы:
ЗавЫ - ла бУ - ря; хлЯбь - морскА - я
КлокО - чет и - ревЕт, - и чЕр - ные - валЫ
идУт, - до нЕ - ба вос - ставА - я,
БьЮт, гнЕв - но пЕ - няся, - в прибрЕж - ные - скалЫ.
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в глаголе «БьЮт» знаком плюс «+»:
-/ -/ -/ -/ -
-/ -- -/ -/ -- -/
-/ -/ -- -/ -
+/ -/ -- -/ -- -/
Схема первой строки наглядно доказывает, что в нечётных строках 4-х стопный ямб. В чётных строках проглядывается шестистопный ямб. Размер стихотворения: 4-х стопный/6-ти стопный ямб: 9/12 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
Примечание: от сверхсхемного ударения на первом слоге последней строки можно бы было избавиться, перестроив начало строки: «И гневно пенясь, бьют…»,в чём убеждает схема изменённых стоп: -/ -/ -/
К разностопному ямбу приводит и использование дактилической рифмы в двух строках четверостишия:
4.10. А. Фет
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Расставим ударения в четверостишии:
уж вЕрба всЯ пушИстая
РаскИнулась кругОм;
опЯть веснА душИстая
ПовЕяла крылОм
Выделим в строках стопы:
уж вЕр - ба всЯ - пушИс- тая
РаскИ - нулась - кругОм;
опЯть - веснА - душИс - тая
ПовЕ- яла - крылОм
Представим стопы строк схематически:
-/ -/ -/ --
-/ -- -/
-/ -/ -/ --
-/ -- -/
Нечётные строки с дактилической рифмой оканчиваются безударными стопами, чётные строки содержат безударные стопы в середине. В целом же видно, что четверостишие написано разностопным ямбом. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный ямб: 8/6 слогов; рифмовка перекрёстная: дактилич./м.
4.11. Н. Крандиевская-Толстая
А муза не шагает в ногу, –
Как в сказке, своевольной дурочкой
Идет на похороны с дудочкой,
На свадьбе – плачет у порога.
Расставим ударения в четверостишии:
а мУза не шагАет в нОгу, –
Как в скАзке, своевОльной дУрочкой
ИдЕт на пОхороны с дУдочкой,
На свАдьбе – плАчет у порОга.
Выделим в строках стопы:
а мУ - за не - шагА - ет в нО - гу, –
Как в скАз - ке, сво - евОль - ной дУ - рочкой
ИдЕт - на пО - хоро - ны с дУ - дочкой,
На свАдь - бе – плА - чет у - порО - га.
Представим стопы строк схематически:
-/ -- -/ -/ -
-/ -- -/ -/ --
-/ -/ -- -/ --
-/ -/ -- -/ -
Несмотря на наличие безударных стоп во всех строках, стихотворный размер определяется по расположению схемных ударений, приходящихся на вторые слоги стоп. Размер стихотворения: 4-х стопный/5-ти стопный ямб: 9/10/10/9 слогов; рифмовка кольцевая: ж/дактилич./дактилич./ж.
4.12. Н. Крандиевская-Толстая
Проходят мимо неприявшие,
Не узнают лица в крови.
Россия, где ж они, кричавшие
О милосердии любви?
Расставим ударения в четверостишии:
ПрохОдят мИмо неприЯвшие,
Не узнаЮт лицА в кровИ.
РоссИя, гдЕ ж онИ, кричАвшие
о милосЕрдии любвИ?
Выделим в строках стопы:
ПрохО - дят мИ - мо не - приЯв - шие,
Не уз - наЮт - лицА - в кровИ.
РоссИ - я, гдЕ ж - онИ, - кричАв - шие
о ми - лосЕр - дии - любвИ?
Представим стопы строк схематически:
-/ -/ -- -/ --
-- -/ -/ -/
-/ -/ -/ -/ --
-- -/ -- -/
Несмотря на наличие безударных стоп, вторая и третья строки указывают на разностопный ямб четверостишия. Размер стихотворения: 5-ти стопный/4-х стопный ямб: 10/8 слогов; рифмовка перекрёстная: дактилич./м.
4.13. Н. Гумилёв
Я вежлив с жизнью современною,
Но между нами есть преграда,
Все, что смешит ее, надменную,
Моя единая отрада.
Расставим ударения в четверостишии:
Я вЕжлив с жИзнью совремЕнною,
Но мЕжду нАми Есть прегрАда,
ВсЕ, что смешИт еЕ, надмЕнную,
МоЯ едИная отрАда.
Выделим в строках стопы:
Я вЕж - лив с жИз - нью сов - ремЕн - ною,
Но мЕж - ду нА - ми Есть - прегрА - да,
ВсЕ, что - смешИт - еЕ, - надмЕн - ную,
МоЯ - едИ- ная - отрА - да.
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «Я» и «ВсЕ» знаками плюс «+»:
+/ -/ -- -/ --
-/ -/ -/ -/ -
+- -/ -/ -/ --
-/ -/ -- -/ -
Ключевой строкой является вторая. Размер стихотворения: 5-ти стопный/4-х стопный ямб: 10/9 слогов; рифмовка перекрёстная: дактилич./ж.
5. Ямбом могут быть написаны не только двустишия и четверостишия, но и самые разнообразные строфы.
5.1. Р. Бёрнс (перевод С. Маршака)
ПОСЛАНИЕ К ДРУГУ
Мой друг – лукавый ловкий вор,
Не воровал ты до сих пор.
Зато сердца твой быстрый взор
Умеет красть.
Перед тобой любой затвор
Готов упасть.
Расставим ударения в шестистишии:
Мой дрУг – лукАвый лОвкий вОр,
Не воровАл тЫ дО сих пОр.
ЗатО сердцА твой бЫстрый взОр
умЕет крАсть.
ПерЕд тобОй любОй затвОр
ГотОв упАсть.
Выделим в строках стопы:
Мой дрУг – лукА - вый лОв - кий вОр,
Не во – ровАл - тЫ дО - сих пОр.
ЗатО - сердцА - твой бЫс - трый взОр
умЕ - ет крАсть.
ПерЕд – тобОй - любОй - затвОр
ГотОв - упАсть.
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «тЫ» знаком плюс «+», учитывая, что в словосочетании «до сих» ударение падает на предлог «дО»:
-/ -/ -/ -/
-- -/ +/ -/
-/ -/ -/ -/
-/ -/
-/ -/ -/ -/
-/ -/
Все строки, кроме второй, являют собой идеальный ямб и позволяют разобраться с размером шестистишия. Первые две строки шестистишия написаны 4-х стопным ямбом с использованием смежной мужской рифмы. В следующих четырёх строках 4-х стопный ямб чередуется с двустопным, рифма по-прежнему мужская, но перекрёстная.
5.2. Р. Бёрнс (перевод С. Маршака)
МОЛИТВА СВЯТОШИ ВИЛЛИ
О, ты, не знающий преград!
Ты шлешь своих любезных чад –
В рай одного, а десять в ад,
Отнюдь не глядя
На то, кто прав, кто виноват,
А славы ради.
Расставим ударения в шестистишии:
О, тЫ, не знАющий прегрАд!
ТЫ шлЕшь своИх любЕзных чАд –
В рАй одногО, а дЕсять в Ад,
отнЮдь не глЯдя
На тО, ктО прАв, ктО виновАт,
а слАвы рАди.
Выделим в строках стопы:
О, тЫ, - не знА - ющий - прегрАд!
ТЫ шлЕшь - своИх - любЕз - ных чАд –
В рАй од - ногО, - а дЕ - сять в Ад,
отнЮдь - не глЯ - дя
На тО, - ктО прАв, - ктО ви - новАт,
а слА - вы рА - ди.
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «ТЫ», «ктО», в существительном «рАй» знаками плюс «+»:
-/ -/ -- -/
+/ -/ -/ -/
+- -/ -/ -/
-/ -/ -
-/ +/ +- -/
-/ -/ -
Анализ расположения схемных ударений в первой, второй, третьей и пятой строках показывает, что эти строки написаны 4-х стопным ямбом и имеют общую мужскую рифму. Что касается оставшихся двух строк, то схема убедительно показывает, что четвертая и шестая строки написаны идеальным двустопным ямбом и связаны женской рифмой.
5.3. Р. Бёрнс (перевод С. Маршака)
СТРОЧКИ О ВОЙНЕ И ЛЮБВИ
Прикрытый лаврами разбой,
И сухопутный и морской,
Не стоит славословья.
Готов я кровь отдать свою
В том жизнетворческом бою,
Что мы зовем любовью.
Расставим ударения в шестистишии:
ПрикрЫтый лАврами разбОй,
и сухопУтный и морскОй,
Не стОит славослОвья.
ГотОв Я крОвь отдАть своЮ
В тОм жизнетвОрческом боЮ,
Что мЫ зовЕм любОвью.
Выделим в строках стопы:
ПрикрЫ - тый лАв - рами - разбОй,
и су – хопУт - ный и - морскОй,
Не стО - ит сла – вослОвь - я.
ГотОв - Я крОвь - отдАть - своЮ
В тОм жиз – нетвОр - ческом - боЮ,
Что мЫ - зовЕм – любОвь - ю.
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «Я» и «ТЫ» знаками плюс «+»:
-/ -/ -- -/
-- -/ -- -/
-/ -- -/ -
-/ +/ -/ -/
+- -/ -- -/
-/ -/ -/ -
Большинство строк изобилует безударными стопами и сверхсхемными ударениями, лишь последняя строка являет собой идеальный трёхстопный ямб. Отталкиваясь от неё, приходим к выводу, что размер строфы: 4-х/4-х/3-х стопный ямб: 8/8/7 слогов; рифма мужская и смежная для первой и второй, и отдельно для четвёртой и пятой строк. Третья и шестая строка связаны женской рифмой.
5.4. Р. Бёрнс (перевод С. Маршака)
ТЭМ О; ШЕНТЕР
Когда на город ляжет тень,
И кончится базарный день,
И продавцы бегут, задвинув
Засовом двери магазинов,
И нас кивком сосед зовет
Стряхнуть ярмо дневных забот,
Расставим ударения в шестистишии:
КогдА на гОрод лЯжет тЕнь,
и кОнчится базАрный дЕнь,
и продавцЫ бегУт, задвИнув
ЗасОвом двЕри магазИнов,
и нАс кивкОм сосЕд зовЕт
СтряхнУть ярмО дневнЫх забОт, –
Выделим в строках стопы:
КогдА - на гО - род лЯ- жет тЕнь,
и кОн - чится - базАр - ный дЕнь,
и про - давцЫ - бегУт, - задвИ - нув
ЗасО - вом двЕ- ри ма- газИ - нов,
и нАс - кивкОм - сосЕд - зовЕт
СтряхнУть - ярмО - дневнЫх - забОт, –
Представим стопы строк схематически:
-/ -/ -/ -/
-/ -- -/ -/
-- -/ -/ -/ -
-/ -/ -- -/ -
-/ -/ -/ -/
-/ -/ -/ -/
Во второй, третьей и четвёртой строках содержится по одной безударной стопе. Ключевыми строками являются первая, пятая и шестая. Размер шестистишия: 4-х стопный ямб со смежной рифмовкой строк, но пары первых и последних строк, содержащие по 8 слогов, связаны мужскими рифмами, а средние строки, состоящие из 9 слогов каждая – женской рифмой.
5.5. Н. Крандиевская-Толстая
Ты думал: чингисханова печать
Сковала дух воинственный народа,
Иль заручилась Русь повелевать?
На заблуждения такого рода
Огнем орудий надо отвечать.
Расставим ударения в четверостишии:
ТЫ дУмал: чингисхАнова печАть
СковАла дУх воИнственный нарОда,
иль заручИлась РУсь повелевАть?
На заблуждЕния такОго рОда
ОгнЕм орУдий нАдо отвечАть.
Выделим в строках стопы:
ТЫ дУ - мал: чин - гисхА - нова - печАть
СковА - ла дУх - воИн - ственный - нарО - да,
иль за - ручИ - лась Русь - пове - левАть?
На заб - луждЕ - ния - такО - го рО - да
ОгнЕм – орУ - дий нА - до от - вечАть.
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «ТЫ» знаком плюс «+»:
+/ -- -/ -- -/
-/ -/ -/ -- -/ -
-- -/ -/ -- -/
-- -/ -- -/ -/ -
-/ -/ -/ -- -/
Анализируя схему пятистишия в целом, приходим к выводу, что оно написано 5-ти стопным ямбом. В нечётных строках по 10 слогов и мужская рифма, в чётных же строках по 11 слогов и женская рифма.
В разнообразных строфах может использоваться разностопный ямб в сочетании с дактилической рифмой.
5.6. Н. Крандиевская-Толстая
Не голубые голуби
Спускаются на проруби
Второго Иордана, –
Слетает вниз метелица,
Колючим вихрем стелется,
Свивает венчик льдяный.
Расставим ударения в трёхстишиях:
Не голубЫе гОлуби
СпускАются на прОруби
ВторОго иордАна, –
СлетАет внИз метЕлица,
КолЮчим вИхрем стЕлется,
СвивАет вЕнчик льдЯный.
Выделим в строках стопы:
Не го - лубЫ - е гО - луби
СпускА - ются - на прО - руби
ВторО - го и - ордА- на, –
СлетА - ет внИз – метЕ - лица,
КолЮ - чим вИх- рем стЕ - лется,
СвивА - ет вЕн - чик льдЯ - ный.
Представим стопы строк схематически:
-- -/ -/ --
-/ -- -/ --
-/ -- -/ -
-/ -/ -/ --
-/ -/ -/ --
-/ -/ -/ -
Ключевым трёхстишием, позволяющем определить стихотворный размер является второе трехстишие. Первые две строки в трехстишиях написаны 4-х стопным ямбом (8 слогов); рифмовка этих строк смежная, рифма дактилическая. Третьи строки трёхстиший написаны 3-х стопным ямбом (7 слогов) и связываются между собой женской рифмой.
6. Отличие ямба от хорея. Характеризуя Евгения Онегина, А. С. Пушкин в частности писал:
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Известно, что «Евгений Онегин» написан 4-х стопным ямбом. Убедимся в этом, расставив ударения в четверостишии:
ВысОкой стрАсти не имЕя
Для звУков жИзни не щадИть,
Не мОг Он Ямба от хорЕя,
Как мЫ ни бИлись, отличИть.
Выделим в строках стопы:
ВысО - кой стрАс - ти не - имЕя
Для звУ - ков жИз- ни не - щадИть,
Не мОг - Он Ям - ба от - хорЕя,
Как мЫ - ни бИ - лись, от - личИть.
Представим стопы строк схематически,выделив сверхсхемное ударение в местоимении «Он» знаком плюс «+» :
-/ -/ -- -/ -
-/ -/ -- -/
-/ +/ -- -/ -
-/ -/ -- -/
Анализируя расположение схемных ударений в строках четверостишия в целом, приходим к выводу, что оно написано 4-х стопным ямбом: 9/8 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.При этом во второй и четвёртой строках мужская рифма, т.е. окончания глаголов «щадить», «отличить» являются 8-ми слогами этих строк. Итак, в ямбе мужская рифма приходится на чётные слоги строк.
В хорее мужская рифма приходится на нечётные слоги строк.
Напомним стихотворение Н. Гумилёва, рассмотренное в первом занятии:
КАПИТАНЫ
III
Только глянет сквозь утесы
Королевский старый форт,
Как веселые матросы
Поспешат в знакомый порт.
Расставим ударения в четверостишии:
ТОлько глЯнет сквозь утЕсы
КоролЕвский стАрый фОрт,
Как весЕлые матрОсы
ПоспешАт в знакОмый пОрт.
Выделим в строках стопы:
ТОлько - глЯнет - сквозь у -тЕсы
Коро - лЕвский – стАрый - фОрт,
Как ве - сЕлы - е мат - рОсы
Поспе - шАт в зна - кОмый - пОрт.
Представим строки четверостишия схематически:
/- /- -- /-
-- /- /- /
-- /- -- /-
-- /- /- /
Размер стихотворения: 4-х стопный хорей: 8/7 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м. Связывая вторую и четвёртую строки, мужские рифмы (форт – порт) приходятся на нечётные седьмые строки этих строк.
7. Задания для самостоятельной проработки
Во всех заданиях необходимо расставить ударения в словах, выделить стопы в строках, представить строки схематически, найти ключевую строку (строки) и определить размер стихотворения. Решения заданий можно отражать в рецензиях на данное занятие или в личных сообщениях.
1. В. Дворянсков
Земля живет, как мы:
Смеётся и ликует.
Оттаяв от зимы,
Весенний лес ликует. С. 54.
2. В. Николенко
Там, на море Охотском,
есть город Магадан,
что нам, первопроходцам,
судьбой навеки дан. С. 152.
3. Н. Дмитриев
В пятидесятых рождены,
Войны не знали мы, и все же
В какой-то мере все мы тоже
Вернувшиеся с той войны. С. 57.
4. В. Дронников
Я спал в зеленой колыбели
У птичьей песни на краю,
Когда военные метели
Закрыли Родину мою. С. 61.
5. Л. Олзоева
ЖАРОК
Жарки, жарки, какой прекрасный дар
в холодных росах пламенем налиться,
и вызвать в зарослях травы пожар,
и отраженным светом пасть на лица. С. 160.
6. М. Андреев
Есть сладостная тайна в человеке –
Любить костра вечернего уют,
Варить уху и тихо слушать реки:
Они, как птицы, по ночам поют. С. 14.
7. А. Богданович
Я знаю лучших пахарей по имени.
Взгляну на поле рано поутру,
А борозды лежат на белом инее
И светятся, как чернь по серебру. С. 25.
8. В. Евсейчев
РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ
Облюбовал себе местечко:
Направо – тоненькая речка,
В стожках душистая солома…
Старушка мирно ждет парома… С. 66.
9. В. Перкин
СТАРИННЫЕ СЛОВА
Они во мне звучат едва-едва,
Старинные, забытые слова:
Долонь, десница, выя, рамена, –
Как некогда, в иные времена. С. 165.
10. Т. Бек
Я – дерево, растущее на крыше.
Я слабосильнее, кривее, ниже
Обыкновенных, истинных. Они же
Мнят, будто я – надменнее и выше. С. 20.
11. О. Левитан
Луна Бристольского залива в сентябре.
Теплы глаза ее на ясном серебре.
Светло сквозь радуги туманное кольцо
Ее прекрасное и грустное лицо. С. 133.
12. А. Терентьев
МАЙСКИЙ ЖУК
Я ночью распахнул окно –
И стал себе не рад:
Как было пусто и темно
Меж городских громад. С. 189.
13. Г. Касмынин
УСЛОВНАЯ АТАКА
Меня убили наповал.
Условно. При атаке.
Я в луговой траве лежал,
Жевал цветы и злаки. С. 98.
14. Н. Зиновьев
В холодной камере хранения,
средь чемоданов и тревог,
я спал. И странное видение
ко мне пристроилось у ног. С. 86.
15. Л. Одинцова
ЗЕЛЕНОЕ ОЗЕРО
В зеленом озере зеленая вода,
Стоящая под небом вертикально,
Всплеснет звездой зеленой иногда
И вновь стоит, дремотна и зеркальна. С. 157.
16. В. Ширали
По эскалатору метро взлетали лица,
И было каждое, как голубица, С. 199.
Свидетельство о публикации №117111304454
Смеётся и ликует.
Оттаяв от зимы,
Весенний лес ликует.
-/-/-/ 6 сл это ключевая строка
-/---/- 7 сл
-/---/ 6 сл
-/-/-/- 7 сл
3-х стопный ямб, рифма м/ж, 6/7 сл
2. Там, на море Охотском,
есть город Магадан,
что нам, первопроходцам,
судьбой навеки дан.
/-/--/- 7 сл
//---/ 6 сл
//---/- 7 сл
-/-/-/ 6 сл - это ключевая строка,
3-х стопный ямб, рифма дактилич./м, ж/м, 7/6 слогов
3. В пятидесятых рождены,
Войны не знали мы, и все же
В какой-то мере все мы тоже
Вернувшиеся с той войны.
---/---/ 8 сл
-/-/-/-/- 9 сл
-/-/-/-/- 9 сл
-/---/-/ 8 сл
ключевые 2 и 3 строки, 4-х стопный ямб, рифма м/ж ж/м кольцевая
4. Я спал в зеленой колыбели
У птичьей песни на краю,
Когда военные метели
Закрыли Родину мою.
-/-/---/- 9 сл
-/-/-/-/ 8 сл - это ключевая строка
-/-/---/- 9 сл
-/-/--/- 8 сл
4-х стопный ямб, 9/8 сл, рифма ж/м перекрестная
Ольга Петроградская 09.10.2019 21:07 Заявить о нарушении
Во второй строке сверхсхемное ударение на глаголе "есть" надо обозначить знаком +.
В третьей строке частица "Что" даёт безударный слог: -/ -- -/ -
Александр Аркадьевич Андреянов 10.10.2019 16:30 Заявить о нарушении
в холодных росах пламенем налиться,
и вызвать в зарослях травы пожар,
и отраженным светом пасть на лица.
-/-/-/-/-/ = это ключевая
-/-/-/---/-
-/-/--/--/
---/-/-/-/-
5-ти стопный ямб, 10/11 сл., рифма м/ж
6. Есть сладостная тайна в человеке –
Любить костра вечернего уют,
Варить уху и тихо слушать реки:
Они, как птицы, по ночам поют.
+/---/---/-
-/-/-/---/
-/-/-/-/-/- = это ключевая
-/-/---/-/
11/10 сл., 5 ст. ямб, рифма ж/м
7. Я знаю лучших пахарей по имени.
Взгляну на поле рано поутру,
А борозды лежат на белом инее
И светятся, как чернь по серебру.
-/-/-/---/--
-/-/-/---/
-/---/-/-/--
-/---/---/
6-ти стопный ямб, 12/10 сл., рифма ?
8. Облюбовал себе местечко:
Направо – тоненькая речка,
В стожках душистая солома…
Старушка мирно ждет парома…
---/-/-/-
-/-/---/-
-/-/---/-
-/-/-/-/- = это ключевая
9/9 сл., 4-х ст. ямб, рифма ж/ж
Ольга Петроградская 15.10.2019 23:47 Заявить о нарушении
Старинные, забытые слова:
Долонь, десница, выя, рамена, –
Как некогда, в иные времена.
-/-/-/-/-/ = это ключевая
-/---/---/
-/-/-/---/
+/---/---/
5 стопн. ямб, 10/10 сл., рифма м/м
10. Я – дерево, растущее на крыше.
Я слабосильнее, кривее, ниже
Обыкновенных, истинных. Они же
Мнят, будто я – надменнее и выше.
+/---/---/-
---/---/-/-
---/-/---/-
+/-/-/-/---/- = это ключевая
5 ст. ямб, 11/11 сл., рифма ж/ж
11. Луна Бристольского залива в сентябре.
Теплы глаза ее на ясном серебре.
Светло сквозь радуги туманное кольцо
Ее прекрасное и грустное лицо.
-/-/---/---/
-/-/---/---/
-/-/---/---/
-/-/---/---/
12/12 сл., 6 ст. ямб, равносложный, рифма м/м
12. Я ночью распахнул окно –
И стал себе не рад:
Как было пусто и темно
Меж городских громад.
+/---/-/
-/-/-/
+/-/---/
+--/-/
8/6 сл., рифма м/м, разностопный ямб, 4 ст/3 ст
13. Меня убили наповал.
Условно. При атаке.
Я в луговой траве лежал,
Жевал цветы и злаки.
-/-/---/
-/---/-
+--/-/-/
-/-/-/-
8/7 сл.,4-х ст./3-х ст. разностопный ямб, рифма м/ж
14. В холодной камере хранения,
средь чемоданов и тревог,
я спал. И странное видение
ко мне пристроилось у ног.
-/-/---/--
+--/---/
-/-/---/--
-/-/---/
10/8 сл., 5 ст/4 ст. ямб, рифма дакт/муж.
15. В зеленом озере зеленая вода,
Стоящая под небом вертикально,
Всплеснет звездой зеленой иногда
И вновь стоит, дремотна и зеркальна.
-/-/---/---/
-/---/---/-
-/-/-/---/
-/-/-/---/-
12/10 сл., 6 ст/5 ст. ямб, рифма м/ж
16. По эскалатору метро взлетали лица,
И было каждое, как голубица,
6 ст. ямб, 13/11 сл., рифма ж/ж
Ольга Петроградская 16.10.2019 22:27 Заявить о нарушении
Александр Аркадьевич Андреянов 17.10.2019 20:08 Заявить о нарушении
Поэт Владимир Дорохин 02.04.2020 13:15 Заявить о нарушении