Это там!

«Это – там!» – слова Д.Свифта, который Александр Грин поставил эмиграфом к своему роману «Блистающий мир».

Я из тех, кто не любит перечитывать художественные произведения. Не перечитывал я и «Блистающий мир», прочитанный более полувека тому назад, несмотря на то, что этот роман стал моей Библией на всю последующую жизнь. Случайно обороненное одним из литераторов на Фейсбуке слово «Грин», разбудило мое дремлющее сознание, и я встрепенулся, как будто забыл снять с плиты чайник. И вовремя – мог бы не успеть...

Для меня Грин – один из моих Учителей, позволивший мне осознать мои этические потребности и выразить их словами и конкретными поступками. В отличие от большинства почитателей Грина, именно его этика, а не романтика, явилась одним из составляющих элементов моей личности. И даже более того: он для меня никакой не романтик, а жесткий прагматик, знающий чего хочет и как этого добиться. По этой причине на современном научном языке я определил бы его как социокибернетик, ибо он показал на конкретных, хотя и вымышленных, примерах, как общество может быть человечным.

Последний раз мы с Соней перечитывали Грина лет тридцать тому назад. Соня видела в нем почти то же самое, что и я, а сверх того она была феноменальным чтецом Грина – как будто Провидение создало ее именно для этого. Пока не буду перечитывать его я и в этот раз, а буду ориентироваться лишь на те крохи, что остались в памяти.

Гриновскую этику лучше и проще всего описать поступками его любимых героев. Вот, например, хозяин придорожного ресторана, который передал всё свое налаженное дело за просто так первому встречному. И ведь ради чего? – ради возможности – всего лишь возможности! – поймать за хвостик свое призрачное счастье!

Или, вот парень, безумно влюбленный в девушку, которая влюблена... в его друга. Не видя удовлетворительного способа разрешения треугольника, висящий над пропастью парень вонзает нож в держащую его руку друга... /«Двенадцать футов»./

Другой подарок из той же серии. Мужчина едет в гости к другу, но, не доходя до дома, встречает его жену. И с первого взгляда разгорается такая запредельная симпатия, что в перспективе друг должен остаться без жены. И мужчина РЕШАЕТ: «Подожди, я пойду в гостиницу заберу вещи!»... /«Словоохотливый домовой»./ Много ли найдется ТАКИХ друзей?..

Ну и, конечно, «Блистающий мир», предтеча Булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Мистика в обоих. Но в булгаковском она очевидна, а в гриновском воспринимаешь ее как реальность. Даже полет артиста под куполом цирка воспринимается не как фантастика, а как гениальное, но вполне реальное изобретение (секрет которого, думаю, и я знаю). 

Центральная тема романа – противостояние творческой личности и тайной полиции (а попросту КГБ). Философия власти и методы абсолютно те же, что и сегодня. Ба! Только что заметил, что в «Блистающем мире» описывается расейское государство, а никак не какое-нибудь. (Потому-то французу роман и непонятен!) Механизм подлой власти показан так отточенно, что после прочтения романа на территории России сознание попадает в плен полной бессмысленности бытия с единственным подсказываемым выходом: бежать! (Но из советской России не убежишь. Это сегодня люди бегут при первой же возможности...)

Вторая тема – любовь. Одна и кристально чистая. Но, в отличие от просто любви, она насыщена смыслом человеческого существования и человечества вообще, хотя всё человечество представлено в романе по сути двумя лицами – Друда и Тави. Их двое, но они очень хотели бы жить среди ЛЮДЕЙ и жить богато интересно. Но в стране, где им суждено пребывать, жить по-человечески невозможно. Для того она, власть, и существует, чтобы никому не позволять думать, что ты – свободная личность.

В авторитарном государстве быть личностью – считается самым страшным государственным преступлением. И потому единственный выход для личности – «валить» из этой страны! И Друд, человек-птица, гениальный изобретатель, который мог бы быть почетной эмблемой своей страны, ускользает из абсолютно прочной темницы, по пути освобождает свою возлюбленную и они вместе УЛЕТАЮТ. Улетают ОТ!..

***
За сто лет Россия как социальный организм нисколько не изменился. Как и сто лет назад, каждый мыслящий человек считается государственным преступником. И самое заветное желание каждого, кому уже невмоготу, – «свалить». Не эмигрировать, а бежать! Бегут писатели, артисты, спорстмены, ученые... Бегут все, у кого есть хоть малейшие надежда и возможность не сгинуть в чужих и неизвестных краях.

И это невероятное чудо, что удалось свалить и моей семье. Спасибо КГБ, что он нас выпер из самой счастливой страны на свете. Тридцать пять лет мы живем вне клетки. Конечно, свобода – еще не рай, но она абсолютно необходима для самореализации, для жизни по способностям. Но душой я остаюсь с теми, кто вынужденно остается в клетке. Моя печаль и моя вам поддержка...

8.11.2017


Рецензии