Стихотворение месяца-57 - Обзор Речной Нимфы
Маршрутный автобус, пропитанный запахом пота,
Меня увозил по колдобинам через поля
Туда, где костром и ромашками пахнет свобода.
В обнимку с кастрюлей ко мне прислонился Колян.
Под крышкой теснился бараний шашлык в маринаде,
И люди теснились вокруг типа баночных шпрот:
Дородная дама приклеилась намертво сзади,
А пьяный мужик не давал завалиться вперёд.
Он втягивал воздух сиреневым носом со свистом,
Ругая дорогу, правительство и духоту,
А дама к спине всё сильней прижималась монистом
И всем остальным. Но маршрутка на полном ходу
Влетела в канаву, прикрытую радужной лужей.
Мужик потерял равновесие и загудел,
Колян оступился, руками взмахнув неуклюже,
И выплеснул мясо с приправой на скопище тел.
В несчастье виновен дорожный рабочий Рустамов,
Который не всыпал в канаву толчёных камней...
Шашлык не удался, но грудью прикрытая дама
За время поездки душой прикипела ко мне.
По технике: рифмы хорошие, оснований снизить оценку за технику я не увидела.
По содержанию: Довольно занятная история на тему общественного транспорта. Я трижды попадала в тяжёлые аварии, и вот что вам скажу: когда маршрутка на полном ходу влетает в канаву, дай Бог, чтобы все остались целы. Поверьте, бараний шашлык с маринадом – это ещё не самое страшное в ДТП, и пьяный мужик с сиреневым носом здесь, скорее, юмористический персонаж – подумаешь, потерял равновесие и загудел, какое горе. А дорожному рабочему Рустамову скажите спасибо, что он камней в канаву не всыпал. С камнями всё было бы ещё хуже – тогда бы вашего ЛГ заодно с дородной грудастой дамой вообще опознать не смогли - записали бы в протоколе «шашлык, маринад и отдельные фрагменты мониста», обычное дело при таких-то колдобинах.
5/3
*****
2. «Неудачные стихи»
Глеб был похож на Пушкина как брат,
Не брил виски и одевался франтом.
Стихи и прозу написать бы рад
Жаль, Бог не наделил его талантом.
О том, что Пушкин здесь гостил не раз,
Семейная легенда утверждала.
А был поэт известный ловелас,
Но предков осуждать нам не пристало.
За все грехи придётся отвечать.
Об этом постоянно пишут в книжках.
Лежит прелюбодейство как печать
На мавританском облике парнишки.
Перебирая хлам на чердаке,
Нашёл там Глеб старинные кораллы,
А с ними пачку писем в сундуке,
Обвязанную лентой обветшалой.
Он письма пожелтевшие читал
Его пра-пра-пра-прабабке Генриеттэ.
Да, несомненно, этот мадригал
Принадлежал великому поэту.
Не замечая ижицу и ять,
Объединяя буквы Эф и Фиту,
Он стих решил в редакцию послать,
Желая стать известнейшим пиитом.
Вот, наконец, ему пришёл ответ
С рецензией известного поэта,
В которой тот дал дружеский совет:
- читать побольше Пушкина и Фета.
Рекомендован Блок, Майков, Светлов.
Проведай он, чей опус критикует,
Нашёл бы критик много лестных слов
И дал оценку несколько иную.
Бывают неудачные стихи
У самого почтенного поэта.
Но кто посмеет указать грехи,
Глаза не отводя, авторитету?
Достойны уваженья только те,
Кто славят не заслуги, а таланты,
В ладу с собой способны в суете
Прекрасным восторгаться, а не Грандом.
«Но кто посмеет указать грехи, глаза не отводя, авторитету?»
Я посмею. С вашего позволения.
По технике: не везде хорошие рифмы, и ещё ять и ижица со строчных букв, а фита и эф с заглавных.
По содержанию: основная версия гласит, что предки Пушкина жили в Эфиопии, близ города Асмар. По другой версии – предки поэта проживали в экваториальном Камеруне. Мавритания – это неверная локация, это несколько в стороне. И при чём тут кораллы? И почему здесь гранд, да ещё и с заглавной буквы? А про письма прабабке Генриеттэ – это точно с «э» на конце следует писать? Дам вам дружеский совет: читайте больше Пушкина и Фета. И Блоком - тоже не брезгуйте.
4/4
*****
3. «Без тебя»
Ты любишь абсент и горячий мохито,
столичных кафешек клубничную спесь.
И женщин вальяжных, с почтением хитрым
просящих вниманья и «что-нибудь спеть».
А я в мухосранской панельной коробке
пью чай с каркадэ и смотрюсь в тишину.
А песни пою для себя - в караоке
под слэм заоконный и глючащий шнур.
Ты знаешь английский и дружишь с элитой,
А я диалект различаю с трудом -
все эти "my dear", "my girl" и "my little"*...
И так далеко от столицы мой дом...
Ты вечером снова выходишь на Невский
И в Мойке ласкается твой силуэт...
А я...вдоль реки не хожу, да и не с кем,
все чувства остыли за давностью лет.
Ты слушаешь джаз под арпеджио ветра
и жизненный крах доверяешь стихам.
А я, намотав на года километры,
сжигаю на сердце запёкшийся хлам...
* "май диа", "май гёрл" и "май литл"
По технике: рифмы нормальные, «Невский – не с кем» мне понравилась. С ясностью изложения всё обстоит несколько хуже, я перечитала текст несколько раз, пытаясь разобраться в авторской речи.
По содержанию: мохито – прохладительный напиток с мятой, горячим его обычно не подают. Про «клубничную спесь столичных кафешек» хочу спросить – отчего это спесь клубничная, а не черничная или малиновая, например? И если кафешки столичные, то отчего далее речь про Невский и Мойку? И что означает «в Мойке ласкается твой силуэт»? Это силуэт сам себя в реке ласкает? «Смотрюсь в тишину», «диалект различаю с трудом» и «сжигаю на сердце запёкшийся хлам» - это ужас ужасный, так нельзя.
4/3
*****
4. «Короли»
А все ли гладко в нашем королевстве?
Уверенно, увы, сказать нельзя.
И короли, что рядом, по-соседству,
По-прежнему нам вовсе не друзья.
Народ родную землю также пашет,
И будет колоситься урожай.
И больше никогда нам в думе нашей
Не скажут, что нам сеять и сажать.
Им некогда – рождаются законы,
Два раза в день и даже каждый час.
И на трибуны маршируют батальоны
Тех, кто сегодня думают за нас.
Что там вдали, на землях королевства,
Не разглядеть с высоких этажей,
А родины моей уходит детство,
И юность как-то кончилась уже.
И больше не летят ни пух, ни перья,
Теперь цивилизованный отъём,
И мастеров меняют подмастерья
Без шума и без пыли, белым днем.
А мы спешим очередное шоу
По ящику сегодня посмотреть,
Здесь в нужном месте подерутся снова,
И поминутно маленькая смерть
На нас глядит с обычного экрана,
Не вызывая больше в сердце боль…
И утекает как вода из крана
Последняя надежда и любовь…
По технике: рифмы «боль – любовь», «экрана – крана», «перья – подмастерья», «законы – батальоны» - это не самые оригинальные рифмы. Сама строка «и на трибуны маршируют батальоны» заметно выбивается из ритма.
По содержанию: короли у нас по соседству, но имеется и Дума (отчего-то со строчной буквы), там «два раза в день и даже каждый час» рождаются законы (прямо роддом какой-то), детство ещё уходит, а юность уже кончилась – всё ясно, понятно, идейно. И вполне заслуживает оценки «удовл»
4/3
*****
5. «Когнитивный диссонанс»
Войдя в туман прокуренной пивной,
он огляделся: было всё, как прежде.
Картёжники гудели за стеной,
cкучали павы у стены в надежде
клиента подцепить. Кто побойчей
уже манили взором откровенным,
открытостью коленок и плечей,
и кровь, бурля, взлохмачивала вены.
Он счёты свёл с невзрачным атташе,
который тут просиживал часами
в одной из тех невидимых траншей
войны холодной. Время полосами
разлиновало общую тетрадь,
где спрятаны пароли, явки, клички...
А здесь теперь он больше по привычке
и, в сущности, чтоб Время потерять.
Его узнали. Вон, уже спешат
со свежим пивом местного разлива,
как стайка перепуганных мышат.
Он отсылает кельнера учтиво,
и, Wirt ’ у подмигнув, мол, всё «О ’ кей» ,
сдувает пену, над столом сутулясь...
Жаль за окном маячит не лакей,
а постаревший главный врач Моргулис.
Wirt- владелец пивной .
По технике: рифмы хорошие, сбоев ритма нет. После «жаль» пропущена запятая.
По содержанию: Чего это там картёжники за стеной гудели? Они что, шмели на клеверном поле? Но допустим. Павы – это павлины. Мк, проститутки на павлинов не очень-то похожи. Но вам виднее, автор. А вот «кровь взлохмачивала вены» - здесь стоп, ничего подобного не бывает. Читаем далее: невзрачный атташе из невидимой траншеи холодной войны. ЛГ «свёл с ним счёты». Это означает – убил? Или сверку взаимных расчётов произвёл? Непонятно как-то. А зачем ЛГ вообще в эту пивную пришёл? А «по привычке» и чтобы «Время потерять» (время с большой буквы В, это странно). И только теперь героя вдруг узнали: да и как не признать завсегдатая, когда он только что с атташе счёты свёл? И стаей перепуганных мышат уже несут ему свежее пиво: пей, богатырь, умаялся, поди. Но за окном уже маячит главврач Моргулис, и здесь неглупый читатель сразу смекает, что скоро всех вылечат.
5/3
*****
6. «Там...»
Там, за кулисой,
бездумно-роскошный мир.
И каждый третий -
свою в нем играет роль.
Глядишь, сегодня
на сцене один кумир.
А завтра утром
сыграет иной герой.
Пора настала.
Дорога тебя зовет.
Решись на выбор -
куда повернется путь.
В мешке, с которым
в далёкий пойдёшь поход,
оставить совесть,
пожалуйста, не забудь.
Пусть нараспашку
душа впереди летит.
Шагни навстречу
остаткам календаря
и делай благо,
чтоб стало легко в пути.
Тогда поймешь ты,
что прожил свой век не зря.
По технике: нормально, у меня только одно замечание: если в двух местах над «ё» стоят точки, то и во всех других местах тоже ставьте. А то ёжики обидятся : )
По содержанию: «в мешке, с которым в далёкий пойдёшь поход, оставить совесть, пожалуйста, не забудь». Во как. Совесть должна всегда быть при человеке. Особенно в дальнем походе. Но в мешке. Доставать нельзя, а то мало ли что. А душа пусть нараспашку впереди летит – авось простудится и заболеет. Остатки календаря тоже порадовали. Хорошо ещё, что не останки.
5/3
*****
7. «Прошлое»
Прошлое приходит, показав расписку,
требует расчёта за былой кредит.
Голос мой ответный жалобнее писка,
а громовый голос прошлого сердит:
"Занял, растранжирил днями и ночами,
утекла меж пальцев будущность твоя"
Отвечаю тихо:"Не гадал, не чаял,
не учёл законов жизни-бытия"
Прошлое грохочет:"Отдавай до цента!
Что не знал законов, это не резон.
Не отдашь сегодня - набегут проценты:
горести, напасти, старости сезон"
Отвечаю дерзко:"Прошлое, ты сводня.
Коль цена расписки - это жизнь моя,
не своди расчёта за кредит сегодня,
дай упиться вдоволь мукой бытия."
По технике: «до цента – процента» - почти что однокоренная рифма, её бы заменить чем-нибудь. «резон – сезон» из той же строфы – рифма немногим лучше. А ещё – «голос громовый».
По содержанию: «дай упиться вдоволь мукой бытия» - кричит мой бедный разум после прочтения этого поэтического произведения. – Нет, разум, - ответствую я громОвым голосом - никаких тебе мук сегодня, не заслужил ты. Если «отдавай до цента» - значит, это была валютная ипотека, терем заветный - в басурманском кондоминиуме, п(р)ошлая сводня против воли меня за постылого сосватала, вот будущность-то и утекла, а расписку и вовсе не я писала, не виноватая я, это всё наш профсоюз ивановских ткачих подсуропил, Чур меня, чур, и зачем я только эти сомнительные голубцы в столовой ела, эвона как теперь живот-то крутит.
4/3
*****
8. «Когда Земля кренится набок...»
Когда Земля кренится набок
В большой вселенский гололёд,
Летают мужики и бабы,
И небо вот-вот упадёт,
Ослепшая от слёз Фемида
Качает чашечки весов,
Фортуна спит, молчит Обида…
Дверь закрывая на засов,
Я сохраняю равновесье,
Простой и незаметный чел,
Стараюсь не заметить плесень
Ненужных тем и пыльных дел.
Мне дела нет до катаклизмов
На океанском берегу,
Мир преломляю через призму
Десятка разных “не могу”.
Вам может показаться странным,
Но мной подмечено давно –
Чаинки в глубине стакана
Кружатся… и находят дно.
По технике: звучание ровное, без сбоев.
По содержанию: Если в стакан с кипятком просто насыпать заварки, чаинки кружиться не будут. Они будут кружиться, только если чай ложечкой помешать. Это раз. Мне могло бы показаться странным, что размокшие чаинки опускаются на дно, но я уроки физики в школе не прогуливала. Это два. Про «летают мужики и бабы», «ослепшую от слёз Фемиду», «катаклизмы на океанском берегу» и «призму десятка разных «не могу» я здесь высказываться не буду, ибо совсем растерялась. Очень надеюсь, что вы, всеми уважаемый «простой и незаметный чел», в будущем порадуете нас более содержательной поэзией.
5/3
*****
9. «Движение жизни»
Движение ветра по веткам застывшего парка,
Опавшие листья сгорают, становится жарко,
А люди не верят, что снова закончилось лето,
Движение мысли летит от заката к рассвету.
Застёгнута куртка, засунуты руки в карманы.
Чужие окурки, не прибрано, грустно, туманно.
Движение красок туда, где ни страха, ни боли,
Истёртые кисти рисуют сгоревшие поле,
Сгоревшие травы, сгоревшие листья и слёзы.
Как скоро бураны завоют в печали морозной?
Как скоро снежинки рванут по спирали на землю,
Наш мир превращая, в холодный, пугающий, зимний.
Движения света, дыхание, трепет, надежда,
Мы очень капризны, меняем мечты и одежды.
Закутавшись пледом, следим за горящим камином,
Движение жизни, от юности к мудрым сединам.
По технике: после «превращая» лишняя запятая. Рифмы хорошие.
По содержанию: вот только вчера я пыталась жечь опавшие листья на даче – дыма много, а горят плохо, и тепла от сырых листьев нет совсем, какое уж там «становится жарко». «Движение мысли летит от заката к рассвету» - это куда у вас движение летит? Мало того – у вас ещё и «движение красок» в тексте присутствует. Но и это ещё не всё: далее читателя ждут «движения света» и «движение жизни». А позвольте спросить – почему у мысли, красок и жизни движение одно, а у света - движений несколько? «Сгоревшие слёзы» в третьей строфе стали синонимом моего впечатления от этого произведения.
4/3
*****
10. «Я не умею…»
Я не умею, не умею, не умею летать.
Без крыльев и не чародеем родила меня мать.
И лишь во сне я над планетой, словно птица, плыву,
А мне так хочется, чтоб это было всё наяву!
Мне надоело, надоело, надоело, что так
Воруют сильные смело, нас гноя за пустяк,
Что господа демократы продаются врагу,
Что на аванс и зарплату я прожить не могу.
Ведь это ясно, это ясно, что в доходах разрыв -
До неприличья ужасный провоцирует взрыв.
От череды бесконечной новых платных услуг
Терпенье лопнет. Не вечен заколдованный круг.
И мне до страсти, мне до страсти непонятно, зачем
Так отстраняются власти от всех наших проблем.
Добавить денег народу было бы по уму,
А казнокрадов-уродов - не прощать, а - в тюрьму.
И всё же верю, всё же верю, всё же верю я в то,
Что Русь прорвётся, потери подсчитает потом,
И что закончатся войны у её рубежей,
И будут жить все достойно, и не будет бомжей.
Я не летаю, не летаю, не летаю, так что ж,
Забава эта - пустая, что с забавы возьмёшь?
Да и куда улетать-то из любимой земли,
Где мои сёстры и братья, где родные мои?
По технике: похоже на песню. Простейшая рифмовка ААББ, особо отмечу рифму «разрыв – взрыв».
По содержанию: чувства обозлённого на власть россиянина понятны, но политизированное кликушество очень портит впечатление от текста.
4/3
*****
11. «Игра и гирлянды»
Нежданно осень – листьями, травой пожухлой, мухами –
Гирляндами-запасами на сетках пауков.
Прошлась ядрёным холодом (в «замри» забавясь лужами),
«Не дай то бох!» – ушибами и «не совсем здоров».
Конечно, лето спряталось под сочным изобилием,
Стекло дарами, спелостью под крыши и плоды.
Игра идёт неспешная…
Зима снега – белилами –
Плеснёт на плечи осени – попробуй, растопи!
Но клюнут капли бойкие по насту и по темечку.
Сосульками-гирляндами, ручьями – старый снег;
…иду (снежит и ветрено), но верю, что по-вешнему
Подснежник звоном трепетным
Вослед кивнёт: «Привет!..»
По технике: почти некрасовская строфа (см. «Кому на Руси жить хорошо»). Ставлю 5.
По содержанию: (Лето) стекло дарами, спелостью… - допускаю, но ведь не «под крыши и плоды», это мой бедный мозг не осилил. Почему «идёт игра неспешная»? Кто и с кем играет? Гирлянды в тексте упомянуты аж два раза – в паучьих сетях и в качестве эпитета к сосулькам. Уместно ли это? Трепетный звон подснежника озадачил - как можно звоном «кивнуть вослед»?
5/3
*****
12. « На правах рекламы»
(подражание российскому радио)
Сегодня я вам расскажу про здоровье.
Скажу, что здоровье у нас не коровье,
Не бычье, не кроличье и не овечье.
Мы – люди: здоровье у нас человечье.
Но чем отличаемся мы от животных?
У них не имеется полисов льготных.
Подобно животным, (секрет, между нами)
Есть люди, которые лечатся сами.
А мы, не имея от них полномочий,
Стремимся, как можно скорее, помочь им.
К тому же в карманах простой одежонки
Нечасто, но всё же, бывают деньжонки.
Об этих секретах давно нам известно,
Поэтому мы и твердим повсеместно:
Купите приборчик неОбыкновЕнный -
И ваши болезни исчезнут мгновенно.
Приборчик поможет при болях желудка,
И даст Вам ума при потере рассудка.
А если у Вас недостаточно слуха,
Купите приборчик для вашего уха.
А если на глаз навалилась зараза,
Купите приборчик для вашего глаза.
Доступные цены без лишней накидки,
В течение часа - огромные скидки.
Наш номер бесплатный, звоните скорее,
Пока не случилась у Вас диарея.
И козам понятно: прибор – не лекарство,
Но он избавляет людей от мытарства.
А чтобы к здоровью любовь не погасла,
Купите у нас африканское масло.
Купите побольше и неоднократно,
А мы ровно столько ж дадим Вам бесплатно.
Бальзамы и мАсла, подушки и стельки
Мы с радостью дарим за ваши копейки.
В рекламе здоровья мы честные вроде,
Мы - не кашпировские и не мавроди.
Работаем очно и по телефону,
И платим налоги согласно закону.
А если уйдёте в небесное царство,
Вы там вспоминайте: прибор - не лекарство.
А чтоб никогда не светился Вам кукиш,
Храните здоровье – здоровье не купишь!
По технике: на четвёрку.
По содержанию: Нечто вроде социальной антирекламы. Для капустника – хорошо, но не для конкурса же. «Но чем отличаемся мы от животных? - У них не имеется полисов льготных». У меня, например, медполис тоже самый обыкновенный, ни разу не льготный. Стало быть, я от животных не отличаюсь : ) И ещё: автор, проясните для себя первоначальный смысл слова «мытарства», пожалуйста.
4/4
*****
13. «***»
Нас из глины сварганил Всевышний
И глаголом обжёг наши души.
Мы находим, не зная, что ищем,
Соблюдаем, пытаясь нарушить.
Мы стоим - по колено колоссам -
Поколение траченной веры,
Терминаторов взорванных остов
И последний отряд пионеров
Нам зима протянула ладони,
Белой кистью проводит по векам.
Корабли засыпают в затоне
До весеннего нового века.
Мы зимуем и хмуримся строго,
Как на горке нечёсаный ельник.
Неприкаянна наша дорога -
Без причала, без цели, без денег.
Лишь одно только горькою ночью
И осталось душе неразменной:
В черепки разлететься и клочья
От любви к этой мёрзлой вселенной.
По технике: Неплохо. После отряда пионеров отсутствует точка.
По содержанию: «Терминаторов взорванных остов» - это как? У нескольких терминаторов один общий остов? «Дорога без причала… без денег» - тоже не очень-то понятно. И отчего от любви нужно непременно «разлететься в черепки и клочья»? Нет ли для нас более оптимистичного варианта?
4/4
*****
14. «Утром мне холодно»
Утром мне холодно. В небе над городом мертвенно-розовая заря.
Я просыпаюсь под шум недостаточно теплой воды из крана,
И убеждаю себя, что холод - лишь следствие декабря,
Влажности воздуха и щелей в допотопных оконных рамах.
Это же проще и правильней - мыслить в таком ключе.
От карусели рефлексий - тошнит. От поисков смысла - втрое.
Знаешь, однажды автор романа рыдал на моем плече -
Где-то за пару часов до того, как убил своего героя.
Вера в мечту неизбежно ведет к аутодафе
Новым и новым мирам, как и утро неспешно подводит к ночи.
И греясь на кухне чашкой попсового Nescafe,
Я понимаю, что кофе прекрасен, а ты - не очень.
В условиях гравитации нет ничего свободнее, чем душа.
В условиях глобализма нет ничего безграничней полета мысли.
Вместе закрыв глаза, мы облетели весь разноцветный шар
И на двоих прожили сотни жизней.
Смерть стала шуткой, погоней за новым сном.
А поутру, очнувшись в пространстве своей квартиры,
Я отыскала на карте мира твой настоящий дом.
Жалко, что это карта чужого мира.
По технике: После «аутодафе» пропущена запятая (или, возможно, точка). Перед «греясь» я бы тоже поставила запятую.
По содержанию: напомнило мне творчество Ветви Сирени, я очень ценю и люблю её стихи. За выразительность ставлю 5+.
4/5
*****
15. «Любвеобильная Коза-авантюристка. Басня»
Сыграю с Тигром я в любовный приворот,
Переодевшись из Козы в Тигрицу.
И будет на столе шампанское искриться…
Кто не рискует, тот его не пьёт !!!
© Шанель Де Шапокляк, 29.10.2017
Нередко мы под шкурою овцы
Встречаем кровожадную волчицу:
Ведь хищницы — такие хитрецы!
Но вот пора настала удивиться,
Едва ль к тому готовы мудрецы:
Пришла … Коза!! одетая Тигрицей!
Хоть шкура тигра очень дорога,
Коза решила нынче не скупиться, —
И шуба полосатая лоснится,
И даже — надо ж было умудриться! —
В полосках рыже-чёрных волочится
За нею хвост! И каждая нога
В таких же гетрах, тоже полосатых;
И морда, как положено, усата!
Да вот беда: из-за ушей … рога
Торчат некстати, — их-то ведь не спрятать!
Как ни крути, — что у Природы взято,
Под шубою не скроешь ни фига.
— * — * — * —
Мы все такие: зная жребий свой,
Нередко недовольны мы собой,
Хотим всегда чего-нибудь иного —
Пушистого, клыкастого, большого,
И чтоб повыше наш казался рост,
Себе готовы прицепить и хвост,
Хоть нам он вовсе, может быть, некстати;
Гоняясь впопыхах за модой новой,
Чтоб не отстать, на многое готовы
И на прикид без меры деньги тратим.
А что ж Коза? — Шампанское хотела
С красавцем осушить наедине
И, взяв бутыль, явилась к Тигру смело;
Но замысел удался не вполне,
И вот какое вышло невезенье:
Глазастый Тигр, владея зорким зреньем,
Не оплошал при тусклом лунном свете —
Рога Козы он сразу же заметил,
А потому плачевен был итог:
Козе наряд Тигрицы не помог…
— * — * — * —
Запомните, — когда пред вами звери,
Пословице нельзя всецело верить:
Хоть в этот раз наш Тигр не рисковал,
Но только он и ел, и выпивал!
По технике: заслуживает высшей оценки за технику.
По содержанию: не Крылов, конечно, и не Лафонтен, но изложено мастеровито. Не понравилась строка «под шубою не скроешь ни фига» - это всё-таки современный сленг, он выбивается из стиля басенного повествования подобно светодиодному фонарю, привинченному к старинной карете. И про «выпивал» - тоже не очень правдоподобно, хотя в эпиграфе и упомянуто шампанское. Хорошо, что тигр с козой хотя бы сигары здесь не курят.
5/4
*****
16. «Закат»
Посмотри, небеса охватил закат, он укутал пастелью вершины гор.
Эфемерные линии скул и рта были созданы просто из ничего.
На холсте, что воздушней зефиров всех, проявился безмерно печальный лик,
Он алмазен в своей ледяной росе, он и вправду один, оттого велик.
Этот лик отливался в горнилах грёз, где виденья бродили туда-сюда.
И небрежные пряди его волос разбегались по темени, как вода,
Трансформируясь в дождь, что пришёл в Эдем и запутался в рунах бегущих лам.
Наши чувства с рожденья понятны всем, ведь они, как подарок, даются нам.
Посмотри же, как ветер летит в отрыв - и на стыке ветров оживает взгляд,
Он отчасти задумчив и чуть пытлив, но в его глубине обитает ад.
Потому что иначе нельзя никак обращаться с такой голубой Землёй.
Только пряник и кнут, только свет и мрак, только зло и добро усмирят её.
Затуманилось небо, стерев лицо молчаливого Бога, сомнений нет.
И закат остывает, ещё пунцов, заливая приватно скалы хребет.
Ты стоишь, отрешённо закрыв глаза, разобраться пытаясь в минувшем сне.
Я люблю тебя так же, как век назад, но не более, чем разрешили мне.
По технике: Автор (это несомненно) владеет техникой стихосложения.
По содержанию: чувство вкуса автору порой изменяет, мк. Слишком много сомнительных нарочитых красивостей: «укутал пастелью вершины», «холст, воздушней зефиров всех», «безмерно печальный лик», «руны бегущих лам». Касательно утверждения «наши чувства с рожденья понятны всем, ведь они, как подарок, даются нам» - очень спорно, не все с этим согласятся. То же самое могу сказать и про «только пряник и кнут, только свет и мрак, только зло и добро усмирят её (планету Земля)». А уж насчёт «в его глубине обитает ад» - просто слов нет. Ад не может где-либо обитать. И «заливая приватно скалы хребет» покоробило – я не поняла, для чего здесь слово «приватно»?
5/3
*****
17. «Старик и море»
Свернуть октябрь в пожелтевший лист
И сохранить в нем лето осторожно.
Осенний ветер, тот еще артист,
Дождливый блюз грассирует тревожно.
Лохмотья пены на морском песке,
Кормою лодки жмутся к волнолому.
Под звук уключин, тонущих в тоске,
Скрипят ступени на подходе к дому.
Маяк, как средний палец в темноте,
Чуть оскорбителен, но никому не нужен.
Друзья и мысли те же, но не те.
Не лезет в глотку холостяцкий ужин.
Здесь только чаек заполошный крик,
А у причала море и старик.
По технике: рифмы «лист – артист», «осторожно – тревожно», «песке – тоске», «волнолому – дому» мне не понравились.
По содержанию: На мой взгляд, тема «старик и море» не раскрыта. Кто читал книгу Хемингуэя, тот поймёт, что море – это совсем не театральная декорация к сцене старости и одиночества. А кто не читал, резонно спросит: если в финале произведения заменить старика на молодого унылого холостяка – что тогда в предшествующих трёх строфах изменится?
4/4
*****
18. «Хранитель тишины»
На ухе чип по моде городской,
И вечный голод! – Мясо только снится.
Ничейный пёс у булочной пылится,
– На кой свобода? преданность на кой?!
– Прохожий, стой! Я – самый верный друг!
Ты снился мне собачьими ночами,
Когда мело, и вороны рычали,
Как нежно ты кормил меня из рук!
О виртуальный мир щенячьих грёз!
Виляй хвостом, – и будет тебе счастье!
А на душе – то кошки, то ненастье…
Не зна…, не ви… никто собачьих слёз.
Кто громко лает – тот всегда не прав.
Хранитель Тишины нас взял на мушку,
Как вкусно он умел ломать игрушку,
Как делал радостно контрольный – пафф!
Ружьё повесилось. Устало убивать.
О, сколько рук его сжимало в драках…
Ружьё ржавело с думой о собаках,
За что их расстреляли? – кабы знать.
По технике: следует отминусовать балл за раздельное «неправ», но у меня здесь минусовать лапка не поднимается.
По содержанию: Сколько бы разных рук ружьё не сжимали в драках - к сюжету это отношения не имеет, история не про былые драки, строка явно лишняя. Насчёт «ружьё повесилось» и «вороны рычали» тоже есть вопросы. При этом текст очень трогательный, зацепил за живое. Поставила «пять», поскольку лично для меня это один из лучших текстов лонг-листа.
5/5
*****
19. «Осеннее»
Осень смотрит красноглазыми деревьями
В синемордое, отёчное, стылое.
Осень плачет перед смертью и шедеврами,
Напоследок размалюет постылое.
Чтобы люди навсегда её запомнили,
Сыплет золото горстями под но'ги им.
Осыпает землю листьями в агонии,
Жаль, оценят эту щедрость немногие:
Неудачливый пиит, бродя в дендрарии,
Осень с просинью срифмует в мучении.
А малыш засушит осень для гербария,
Чтобы маме подарить в день рождения.
По технике: «под ноги им – немногие» - замечательная рифма, понравилась очень. Но в тексте есть и плохая рифма (см. ниже).
По содержанию: Вы меня простите, уважаемый автор, но я подобные стихи сочиняла в школе, когда была прыщавой, влюблённой и несчастной, с зелёной соплёй под носом и с дыркой на колготках. В ту пору рифма «стылое – постылое» показалась бы мне шедевральной, «красноглазые деревья» - свежим поэтическим образом, поэта я звала бы не иначе как «пиитом», а засушить целую осень для гербария было бы совершенно нормальным делом. Ах, где мои тринадцать лет?
4/4
*****
20. «Про дневники»
Я в памяти своей, как в море, пропадаю,
Ныряю в глубину — и там почти тону.
А сколько там всего — ой, мама дорогая! —
Легко прожитых лет, недель, часов, минут...
Там первые шаги — и первые ухабы.
Там детство во дворе, акации в Крыму...
И шёпот в темноте, растеряный и слабый.
И расставанья день, что был дождлив и хмур.
Там дальние друзья, любимая работа,
Еловый лес в горах, по степи стук подков...
Пусть память глубока — но путь пока короток,
И, в общем, никаких не нужно дневников.
По технике: снизила оценку на балл за «растеряный» шёпот.
По содержанию: отлично, очень понравилось.
4/5
*****
21. «Заслуженный отдых»
И отправляют нас, седых,
На отдых – то есть, бьют под дых.
В.Высоцкий
Ну, вот и всё, списали, как балласт,
И выбросили за борт поскорее.
Никто уже подлее не предаст
И, вряд ли, кто-то сделает больнее.
А те, кто раньше дифирамбы пел,
Глаза при встрече в сторону отводят.
Конечно, я сегодня не у дел,
И не о чем болтать со мною вроде.
Им всё равно, пойду ли я ко дну
Иль выплыву – теперь мои проблемы.
И опыт мой не нужен никому,
И знания мои для них не в тему.
Я выдержу! Бог даст, всё впереди,
А эта перевёрнута страница.
Но отчего же так болит в груди
И от обиды по ночам не спится?!
По технике: запятые не везде на своих местах. В четвёртой строке, например, «вряд ли» запятыми выделять не следовало, мк. И ещё выражение «знания не в тему» несколько портит впечатление от прочтения.
По содержанию: тот самый случай, когда текст в полной мере оправдывает выбранный автором эпиграф. По мысли – просто замечательно.
4/5
*****
22. «Совпадения»
Мы совпадаем именами
и остановками метро.
Есть много общего меж нами,
но всё непросто и хитро.
Мы совпадаем в невозможном -
от громких слов до тихих слёз.
Порой - чрезмерно и нарочно,
порой - случайно, невсерьёз.
Взлетаем, оставляя тайны,
по общей взлётной полосе -
все совпадения случайны,
герои вымышлены все.
А мир бестрепетно кружится
и смотрит девочка вослед
ещё одной летящей птице,
и совпадений больше нет.
По технике: всё написано довольно просто, но без ошибок. Рифмы хорошие, звучание ровное, ритмических сбоев не заметила.
По содержанию: стихотворение понравилось – качественная женская лирика с неявным ЛГ, обычно подобные тексты пишут домохозяйки с двумя высшими образованиями, которых мужья давно не выводили в свет. Я давно обратила внимание: как правило, именно женщины ищут (и находят) совпадения, а мужчины подмечают значимые различия.
5/5
*****
23. «Прощай»
Нет, кричать не надо - какая я,
если надоела - давай расстанемся!
Отлетают брызгами дом, семья,
не тебя хочу я забыть - себя,
в этом безответном прощальном танце.
Вновь под каблучками горит...
Огонь!
Где его носило, какими тропами?!
Вспомни, он же вспыхивал так легко,
и горел так радостно, дорогой, -
искры заполняли любую пропасть.
Вряд ли стоит спорить со мной, хмельной -
милый, объясни мне, зачем ты сердишься?
Я не верю в то, что запрещено, -
маленькая собачка всегда щенок.
Защемило счастьем остатки сердца...
По технике: с техникой всё в полном порядке.
По содержанию: лично мне – не всё понравилось. Возможно, тому виной три восклицательных знака в первых восьми строчках (мк, перебор), или заполняющие любую пропасть искры (в такое с трудом верится). Но вот «защемило счастьем остатки сердца» - это блестящая концовка, конечно. Поэтому ставлю автору десять из десяти.
5/5
*****
*мк – мне кажется
С уважением,
Александра
З.Ы. Спасибо всем за стихи!
Свидетельство о публикации №117110800082
1) Ваше замечание по слову «мытарства» учту введением ссылки 1:
1 - Мытарство – страдания, мука.
2) Люди отличаются от животных не только наличием или отсутствием полиса.
Без полиса ОМС в поликлинике талон к врачу не дадут и по интернету тоже не получите. Полис ОМС, как правило, зарабатывают многолетним трудом также, как льготу «Ветеран труда». Другое дело, что количество пользователей у каждой льготы своё. В моей пародии на рекламу о здоровье люди, как живые существа, имеют льготный полис ОМС, а другие живые существа такой льготы на лечение не имеют.
3) Участвую в конкурсах не для победы, не для баллов и дипломов, а для того, чтобы получить критические замечания судей и узнать мнение участников конкурса.
4) Спасибо за замечания.
Николай Павлович Лугов 09.11.2017 11:06 Заявить о нарушении
Успехов вам : )
Речная Нимфа 10.11.2017 10:48 Заявить о нарушении
1) Я читал в интернете, что есть очень устаревшие значения слова "мытарства", противоположные страданиям, но разве недостаточно того, что я под стихотворением укажу, что конкретно понимается под этим словом в конкретном стихотворении.
2) Про полис буду думать.
3) После слов "Желаю успехов" Вы написали :) - Что это значит?
4) Спасибо за замечания.
Николай Павлович Лугов 10.11.2017 20:20 Заявить о нарушении
Вижу, вы человек серьёзный и основательный, у вас всё по полочкам разложено и по пунктикам расписано. Буду перенимать у вас эти полезные в делопроизводстве привычки.
1) Коль скоро вам не по душе Википедия, Николай Павлович, вот вам объяснялка юзера mb78, пропечатанная в Интернетской правде ещё три года тому назад:
"Мытарства - это проверки, которые дают человеку после смерти перед тем, как определить куда его направить, в рай или в ад. Мытарства продолжаются 40 дней. В это время родственникам на Земле лучше заказать церковную службу под названием "Сорокоуст", при которой умершего будут в течении этих сорока дней поминать священнослужители, то есть как бы помогать человеку, прося у бога не отправлять его в ад. Всего мытарств (испытаний) 20 штук. Также происходит что-то типа судебного заседания. Демоны (видимо это хозяева матрицы) выступают как обвинитель, называя грехи человека при жизни. А ангелы выступают как адвокаты, сообщая о хороших деяниях человека. Потом тот, кто там главный (судья) принимает решение, кому отдать данную душу - демонам или ангелам". Что тут скажешь - товарищ mb78 всё прямо сказал, без никаких вот этих вот умничаньев. Но есть объяснение и попроще: "Слово "мытарства" - это множественное число неодушевленного существительного "мытарство". Значение у слова "мытарства"/"мытарство" такое - это страдания и мучения, испытания, какие-либо весьма неприятные/тяжелые хлопоты. А еще это означает истязание духами (злыми) души человека, но после его смерти, по пути к престолу Божию для суда. Слово это произошло от слова "мытарь" (Maria Muzja, две недели назад). Так что вы, Николай Павлович, имеете в лице Марии как минимум одну единомышленницу: мытарства есть страдания и мучения, неприятные хлопоты. Ну а мытарь, к слову - это сборщик податей и пошлин, так их раньше на Руси называли.
2) Про полис непременно думайте, это важно и неотложно.
3) Что за странный вопрос - это же ": )" двоеточие и закрывающая скобка! А вы что подумали, Николай Павлович? Кстати, я обычно пишу комментарии лёжа на правом боку лицом к читателю. Так вот, когда я пишу комментарии таким уважаемым людям как вы, я невольно улыбаюсь от счастья, просто ничего не могу с собой поделать! Вы вот мне сейчас скажете, что я отвлеклась от темы, и будете совершенно правы. Это просто знаки препинания, причём не самые употребительные. Но мне они почему-то нравятся : )
4) Пожалуйста за замечания, заходите ещё, Николай Павлович, я всегда вам рада : )
Ваша Саша
Речная Нимфа 10.11.2017 21:31 Заявить о нарушении
Спасибо за подробное разъяснение «мытарства» и знаков препинания.
На ТМ «Гуси-лебеди» я неоднократно встречал «:)», «))))))» и т.п.,
думал, что это какой-нибудь специальный язык. Компьютер у меня настольный
(лёжа писать нельзя), ему ещё нет и трёх лет, об «Интернетской правде» понятия не имею и ещё много чего не знаю, например, не знаю, как войти на чужую страничку, как неизвестный читатель. На работе пользовался компьютером, даже программировал, но Интернет на предприятии был запрещён.
О божественных ритуалах я тоже ничего не знаю, потому что убеждённый атеист. Но верующих не обижаю. У меня даже есть стихотворение «Исповедь атеиста» (2010/03/26/6541). На ТМ «Гуси-лебеди» за это стихотворение поставили бы 2/2, но мне оно нравится.
Николай Павлович Лугов 11.11.2017 10:37 Заявить о нарушении