Апории Зенона. Урок стрелы или проблема места
И тут в самой развилке, борьба будет идти за самое малое "чуть" как отклонение в одну сторону или в другую.
Удобнее всего воспользоваться ещё одной интерпетацией зеноновской мысли. Звучит она так:
То, что движется, не движется ни в том месте, где оно находится, ни в том, где его нет.
Теперь я:
Нет никаких двух мест, нет и там, и там - это не два разных места - где находится и где его нет - это одно и тоже состояние.
ТО, ЧТО ДВИЖЕТСЯ - НАХОДИТСЯ В ТОМ МЕСТЕ, ГДЕ ЕГО НЕТ.
Или же можно иначе сформулировать, но также внутреннее противоречиво:
ДВИЖЕНИЕ - ЭТО НАХОЖДЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ БЕЗ МЕСТА.
Или так:
ДВИЖЕНИЕ - ЭТО ПОТЕРЯ МЕСТА В ПРОСТРАНСТВЕ.
Учтите, что это философские формулировки, а не физические, к которым вы привыкли. Философские - всегда пытаются работать с внутренними противоречиями проблемы.
И, как видите, Зенон эти внутренние противоречия разлагает и раскидывает, а затем рассматривает их как распавшиеся отдельные части, которые, естественно, в своём разложенном виде упраздняют друг друга, а я их собираю и возвращаю действительности, тому, что есть на самом деле - как отрицающие друг друга не абсолютно, а продуктивно. Любое противоречие может быть продуктивным, а может быть уничтожающим. Зенон - мастер уничтожения. Воспользовавшись противоречиями как орудиями, он уничтожает сначала наше мышление, а затем при неспособности нас мыслить, перед нами потухает и действительность. И вот уже Ахилл не догоняет черепаху, а стрела не летит.
Приведу подходящую сюда цитату из Григория Паламы:
Поистине не только пороки льнут к добродетелям, но и нечестивые рассуждения оказываются так близки к благочестивым, что от малейшего добавления или изъятия легко превращаются одно в другое и смысл слов изменяется на обратный; оттого любое лжеучение носит личину истины для людей неспособных заметить это небольшое изъятие или прибавление. Здесь — хитрая уловка лукавого с его великим искусством обмана. Ведь ложь, недалеко отстоящая от истины, создает двойное заблуждение: поскольку крошечное различие ускользает от большинства, либо ложь принимают за истину, либо истину, по ее близкому соседству с ложью, — за ложь, в обоих случаях совершенно отпадая от истины.
Итак, Палама показывает нам нашу ситуацию с Зеноном.
А теперь займёмся интересным и истинным, займёмся проблемой движения и места, забыв о Зеноне, он - лишь повод для того, чтобы нам самим углубиться в трудноразрешимые вопросы.
Очевидно, прежде всего, мы столкнёмся с тремя состояниями вещей:
- вещи в покое;
- вещи в движении;
- вещи в покое-движении или в пограничной ситуации.
Кстати, и здесь видно наше отличие от Зенона, который говорил, что всё либо движется, либо покоится, то есть допускал лишь два состояния. Мы допускаем и утверждаем три состояния всех вещей, которых, именно как три будет уже достаточно, чтобы описать всю полноту действительности.
Начнём вопрошать. Что есть покой?
ПОКОЙ - ЕСТЬ НАХОЖДЕНИЕ В МЕСТЕ.
Но если мы всё отсылаем к месту, всякое определение, то надо тогда хотя бы первоначально спросить что такое место?
А место - это гармония предмета с окружающим иным, давайте пока так определим для начала, сознавая небольшую глубину этого определения и всё же его временную достаточность для того, чтобы мысль вообще двинулась хоть в каком-то направлении.
Ведь сущее, которое мы рассматриваем(предмет, тело, вещь) - это какая-то определённость по отношению к иному, это "вот это", а "не то" - это, допустим стол, а не лампа или стрела, а не конь. Всякое сущее определено через его фон, через от-граничение его от остального - стол где-то заканчивается и это есть край стола, и стрела не безразмерна, она также определена, но если бы у сущего не было никаких границ и никакого иного - что бы мы могли сказать о нём? Да ничего. Значит, где есть сущее, там есть и его ИНОЕ.
Так вот, когда сущее находится в определённой гармонии со своим иным - оно покоится или находится в МЕСТЕ.
МЕСТО - ЭТО ОПРЕДЕЛЁННАЯ СВЯЗЬ СУЩЕГО С ИНЫМ.
Вспоминаем наш любимый шарик и миску. Шарик лежит на дне миски, потом мы берём его в руки, поднимаем над миской и кидаем в неё, шарик сначала летит по воздуху, потом достигает края миски и далее уже скатывается по ней постепенно снова на дно и останавливается в конце концов. Вот вся полнота действительности в одной схеме или наглядном примере.
Шарик лежит на дне - покой.
Шарик летит в воздухе - движение.
Шарик скатывается по миске - покой-движение или пограничная ситуация.
Но, теперь, когда мы определили уже что есть МЕСТО и тем самым вплотную подошли прямо к мышлению о пространстве или к мышлению в пространстве, будем оперировать дальше им - МЕСТОМ и будем учиться ИМ ПОНИМАТЬ. Обратите внимание, не понимать его, пока что, а ПОНИМАТЬ ИМ.
Приступаем.
Шарик на дне миски - это МЕСТО шарика, это его определённая и совершенно конкретная взаимосвязь с окружающим его фоном - с другими предметами и их связями. Мы можем чётко её видеть и о ней говорить.
Шарик в воздухе - это шарик БЕЗ МЕСТА. Пока он летит - связи его с остальными окружающими предметами не установлены, прежние связи его с землёй он потерял, а его новые связи вовсе ещё не установлены, они каждую секунду, каждый миг меняются, ПЕРЕОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ. Именно поэтому шарик может и не долететь до миски, ему может что-то помешать, вы вдруг случайно дёрнетесь и собьёте шарик и он в миску так и не упадёт.
Предмет в движении - это всегда предмет под вопросом, потому что выйдя из своего места он расстаётся со своими прежними связями, а новых он, как говорится, ещё НЕ ЗАВЁЛ. Новые связи в летящем предмете как бы ПЕРЕБИРАЮТСЯ, находятся под вопросом.
Но вот шарик достиг заветного края миски - он приблизился "одной ногой" к своей заветной определённости. Теперь он катится уже внутри миски и потому мы можем сказать, что он в каком-то смысле уже определён, однако он ещё катится и катается туда-сюда, и значит он ещё и не определён в каком-то смысле, то есть - пограничная ситуация. И движение и покой - движение-покой. Состояние ОБРЕТЕНИЯ МЕСТА.
МЕСТО - РАЗРЕШЕНИЕ ПРЕДМЕТОМ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ С ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ. НАХОЖДЕНИЕ ГАРМОНИИ(ибо гармония есть осиленное, освоенное противоречие).
Не следует понимать гармонию просто как нечто розовое и прекрасное, благодушное и вполне к нам расположенное. Гармония - не идиллия. Гармония это гармония и она бывает жёсткой и даже жестокой. Так стрела вполне себе гармонично занимает место в колчане, также гармонично смотрится в руках стрелка или лежащей на луке, но она же обретает гармонию и вонзившись в тело врага. Я бы даже сказала, что стрела, нашедшая своё место в горле противника обретает свою самую высшую гармонию, какая для неё только возможна, ведь стрела - оружие и она создана для того, чтобы поражать цель. Так что гармония бывает и кровавой, учтите это. Метафизика не занимается слюнями, когда мыслит свои термины, а подразумевает под ними - нечто большее.
Какой урок из всего этого мы извлекаем? - Движущаяся стрела - неопределённая стрела, она не имеет МЕСТА. Она хоть и проходит какие-то точки пространства, но не может себя за них "зацепить" - её определённости текут, они текучи - стрелы нет там, где она находится.
Вывод: к ней нельзя применять такие же рассуждения, как к предмету, имеющему МЕСТО. Это - другое состояние. А каждое состояние, - каждое из трёх вышеперечисленных и обнаруженных состояний нужно рассматривать своим особенным образом, чем мы дальше и займёмся.
Свидетельство о публикации №117110803139