Людмила Вилькина. Петербургские поэты
Как жизнеутверждающую нить
Протянутую в некую условность,
Чтоб гнёздышко для славы ею вить.
А потому мечтала о романах
В кружении богемных вечеров (2)
С согласия супруга (3) среди званых
Гостей известных, сидя на диване,
в своём салоне (4) у невских берегов.
Любовную копила переписку (5),
Желая от поклонников своих
Признаний не простых – с изыском,
Чтоб было позабавить чем других.
Но обожглась на Брюсове: в итоге
Он большим, чем она, нарциссом был.
На сборник (6) (на единственный) – жестокий
Он отклик написал (7) и так её смутил,
Что и писать-то, в общем, перестала
Свои стихи (8), продолжив перевод
Трудов писателей Европы (9), в чём не мало
Преуспела до кончины (без невзгод) –
В Париже (10), в возрасте 47-и годов,
Не старой, но уже не молодой.
И смерти не оставила следов,
Укрытой и доныне тайны тьмой.
Постскриптум:
На первый сборник, он же и последний,
Лаконично названный «Мой сад»,
Ро'занов отклик написал зловредный (11),
Не прочитав его, но выразив: «Мой зад» (12)
08.11.17г.
Борис Бериев
1 – из 1-ой строки знаменитого сонета поэтессы «Влюблённость»: «Люблю я не любовь - люблю влюбленность (читать полностью ниже в разделе «Из стихотворений Людмилы Вилькиной»
2 - среди «поклонников» Вилькиной помимо Брюсова, были и другие знаменитости – К. Д. Бальмонт, В. В. Розанов, Д. С. Мережковский, К. К. Случевский, Л. С. Бакст, К. А. Сомов, поэт, прозаик и драматург С. Л. Рафалович, прозаик и драматург Осип Дымов, поэт, филолог А. А. Смирнов и другие
3 – супруг поэтессы - поэт, писатель, философ, адвокат Николай Максимович Минский (настоящая фамилия Виленкин), один из вождей русского декадентства и символизма.
4 – салон располагался в петербургской квартире Н.М.Минского на Английской набережной (дом № 62)
5 - с коллекцией полученных ею «откровенных» писем она охотно знакомила сторонних лиц, о чём свидетельствует помимо прочих – Брюсов, который отмечал: «Минская показывала мне письма Бакста, где он соблазнял ее.»
6 – в 1906-м г. в московским издательством «Гриф» Вилькина выпустила свой единственный сборник «Мой сад», в котором были опубликованы 3 её рассказа и 30 сонетов, прежде в отдельности появлявшиеся в литературных журналах «Неделя», «Книжки Недели», «Новое Дело», «Ежемесячные Сочинения», «Новое Время», «Звезда»
7 - Брюсов критиковал как эстетическую ущербность сонетов Вилькиной (отсутствие изобразительности, «скудные и общие определения» вместо эпитетов, «стих лишен музыкальности, а порой и прямо неблагозвучен»), так и во многом уже устаревшую, по его убеждению, художественную идеологию автора:
«Содержание «Моего сада» исчерпывается кругом «декадентского» мировоззрения. «Я – целый мир», «Я – в пустыне», «Мне жизнь милей на миг, чем навсегда», «Я и обычное считаю чудом», «Люблю я не любовь, – люблю влюбленность» и т<ому> под<обное> – все это мысли, которые уже довольно давно перестали быть новыми даже у нас.» (из книги А.Лаврова: «Символисты и другие»)
8 - отзывом Брюсова Вилькина была задета до глубины души, задуманную ранее вторую книгу стихов и рассказов она так и не сумела завершить.
9 - переводила произведения ряда ведущих европейских писателей и драматургов того периода, в частности,М. Метерлинка, О. Мирбо, Г. Гауптмана, А. Савиньона, Р. де Гурмона
10 - в 1914 году, ещё до начала Первой мировой войны супруги Минские окончательно переехали во Францию.
11 – «Я люблю порядок, не терплю беспорядка и никак не могу рекомендовать эту книгу… Удивляюсь, как родители и муж (единственные «законные» обстоятельства её жизни) не переселили на чердак или в мезонин эту вечную угрозу своему порядку…
Из предисловия В. В. Розанова к сборнику «Мой сад"
12 - К.И. Чуковский в воспоминаниях утверждал, будто бы Розанов называл ее книгу «Мой зад», а предисловие к сборнику написал, с ним не ознакомившись, да и вообще, написал, мол, его только в результате настойчивых просьб самой Вилькиной.
На картинке: русская поэтесса Серебряного века, писательница, переводчица, публицистка и литературный критик Людмила Николаевна Вилькина (урождённая Изабелла Вилькен, в замужестве — Виленкина)
Годы жизни: 1873 – 1920
ИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ ЛЮДМИЛЫ ВИЛЬКИНОЙ (18 сонетов):
МОЙ САД
Не выйдет тот, кто раз попал в мой сад.
Меж гротов, спящих вод, аллей, беседок --
Везде цветы, но аромат их едок,
И неспокоен сон цветущих гряд.
Подобный страстной мысли -- сад глубок.
Среди прогалин блещут клумбы лилий.
А там, где ветви солнце заслонили,
Болотных роз сплетается венок.
Из города ведет в мой темный сад
Воздушный мост, над пропастью висящий,
На дне ее бежит поток шумящий.
Чернеют камни, как чудовищ ряд.
Неверен путь ко мне в мой сад манящий,
Но от меня дороги нет назад.
Я
Мне с малых лет прозванье дали "Бэла",
Хоть в память я Людмилы крещена.
Мысль Бэлы сладострастьем пленена
И чувства все послушны власти тела.
Душа Людмилы с жизнью все светлела,
В толпе людей она всегда одна.
На Бэлу смотрит с гордостью она,
От счастия бежит, страшась предела.
Когда с Людмилой встретилась любовь,
Она склонилась с нежностью покорной.
Но в Бэле дерзко взбунтовалась кровь
И страсть зажглась - пожар над бездной черной.
Кто ближе мне и кто сильней из двух?
Дух святости иль страсти бурный дух?
ЕЙ
Тяжелый запах роз в моей темнице.
Темница - комната. Придешь ли? Жду.
Все ало здесь, как в пламенном аду.
Одна лежу в прозрачной власянице.
Как подобает скованной Царице
(А грех - предатель в жизненном саду) -
Я телом лишь к ногам твоим паду,
Моя душа в божественной деснице.
Вот ты вошла, и шеи и груди
Коснулась молча тонкими руками.
Сестра моя, возлюбленная, жди...
Мы падаем под жгучими волнами.
Друг друга любим или славим страсть,
Отрадно нам под знойным вихрем - пасть.
ВЛЮБЛЕННОСТЬ
Люблю я не любовь - люблю влюбленность,
Таинственность определенных слов,
Нарочный смех, особый звук шагов,
Стыдливость взоров страсть и умиленность.
Люблю преодоленную смущенность
В беспечной трате прожитых часов, -
Блужданье вдоль опасных берегов, -
И страх почуять сердцем углубленность.
Люблю мгновенно созданный кумир:
Его мгновенье новое разрушит.
Любовь - печаль. Влюбленность - яркий пир.
Огней беспечных разум не потушит.
Любовь как смерть. Влюбленность же как сон.
Тот видит сновиденья, кто влюблен.
В МУЗЕЕ
Пустынный зал. Витрины. Свет и мгла
Здесь борются как боги Зороастра.
Стремится к своду легкая пилястра,
Брожу одна и к вазе подошла.
Две длинные волюты, два крыла,
Как руки из сквозного алебастра,
Средина округленная, как астра,
Два нежных разветвленья у ствола.
С волнением нежданным пред тобою,
О бледная подруга я стою.
Как ты чиста! Влюбленною мечтою
Ловлю мечту прозрачную твою.
Ты чутко спишь. Ты ждешь неутомимо...
Всегда одна. Часы проходят мимо...
Для тщетных ласк, для чистых обнажений.
ЖЕНСКИЙ СОНЕТ
Люблю я правду, как полдневный свет.
Тот всех смелей, кто духом всех правдивей.
Кто смел, мне дорог. На вопрос стыдливый
Он страстное услышит "да" в ответ.
Но правда страсти в тайне. Страсти нет,
Где взор чужой, печальный и пытливый
Змеей прокрался в мой приют счастливый,
Нарушив наготы святой запрет.
И я люблю обман, как свет луны,
Сплетенный только под уснувшей чащей.
В глаза мои взгляни: моей вины
Ты не прочтешь в пучине их молчащей.
Я лгу затем, что правду я люблю,
Но правду тайной страсти, - не твою.
МЕЩАНСКИЙ СОНЕТ
Большая комната. Я в ней одна.
В ушах звучат недавние укоры,
Упреков гул - весь ужас мелкой ссоры.
Не плачу я. К себе я холодна.
Но, кажется, задвигалась стена.
Как грозно разошлись на ней узоры.
Хочу я встать, спустить на окнах шторы
И снова падаю. Как жизнь страшна!
Мне вспомнилась из детских лет минута.
Все я одна, все так же, как теперь.
Лишь меньше комната; ко мне чрез дверь
Доходит гул упреков. Ссора. Смута.
Но в будущем мне брезжит нежный свет...
Оно пришло. Теперь надежды нет.
НЕ ЛЮБОВЬ
Быть может, не любовь - одно стремленье
Моя любовь к тебе, далекий друг.
Боюсь скреплять желаний тайный круг,
Страшнее смерти мне успокоенье.
Душа - алтарь. Свершается горенье.
Любовь? - Иль не любовь? - Не злой недуг,
А сладостный предчувствия испуг,
Простых вещей мое обожествленье.
Иду к тебе. И в этот вечный миг
Никто иной желанья не достоин,
Иду к тебе! Как светел нежный лик,
А взор горит, взывает, беспокоен...
Быть может, не любовь моя любовь.
Священна страсть. Молись. И славословь.
ОБЛАДАНЬЕ
Страшит меня довольство обладанья
И достиженья мертвенный покой.
Ужасней, чем забвенья мрак пустой,
Час дерзко утоленного желанья.
Обманный час! О если б на свиданья
Молитвы приносили мы с собой, -
Молитвы ласк! Стремясь к любви душой,
Мы для любви любили бы страданья.
От смертных жал бегу к своим мечтам
И легкие ищу прикосновенья:
Взгляд нежности - нетленный цвет мгновенья, -
Безмолвный поцелуй - венок в мой храм.
О, приходи для неземных сближений,
ОДНО И ТО ЖЕ
Я сплю иль умерла - одно и то же.
Кровать иль гроб, - но тесны мне они.
Прервутся ли мелькающие дни,
Иль вечность будет длить одно и то же.
В домах у всех людей одно и то же.
В домах мы узники - всегда одни.
Дома людей - большие западни.
В них жизнь и смерть почти одно и то же.
Я в дом вошла в рассветный час, весной,
Но мрак стоял за мертвыми стенами.
Я в дом вошла с небесными мечтами,
Но погрузилась в бледный сон земной.
Я в дом вошла с весельем и цветами,
Но, плача, дверь захлопнулась за мной.
ОЖИДАНЬЕ
Не в самое окно - открыто, смело -
Через портьеру, издали, глазком
Гляжу на путь, который мне знаком.
Придет? Иль не придет? Вот затемнело...
Но нет. То тень от фонаря. Стемнело.
Спокойна сердцем я. Пришла не днем -
Не с солнцем встречу я тебя - с огнем -
Светла душа, пускай страдает тело...
Вот целый день прошел, как долгий сон,
Мелькали чувства, люди и приметы.
Смешалися вопросы и ответы...
И к вечному мой взор был устремлен.
Обманешь ты - не жаль мне ожиданья.
Моей мечты мне дороги - скитанья.
ОСВОБОЖДЕНИЕ
(Из женских сонетов)
Я не любви ищу, но легкой тайны.
Неправды мил мне вкрадчивый привет.
Моей любви приюта в жизни нет,
Обман во мне - и жажда легкой тайны.
Обман - знак божества необычайный,
Надежда на несбыточный ответ.
Тот победит, кто в панцирь лжи одет,
А правда - щит раба, покров случайный.
Болезнью правды я как все страдала.
Как мерзкий червь я ползала в толпе.
Среди людей, на жизненной тропе
Она меня, свободную, сковала!
Теперь передо мной широкий путь:
Прославить ложь! от правды отдохнуть!
ПРОТИВОРЕЧИЕ
Я небом рождена на свет вакханкой,
Здесь стала бледной, верною рабой.
Была б я людям счастьем и судьбой -
И тесной дорожить должна землянкой.
Вослед за мной - победной куртизанкой -
Народ бы шел, прикован красотой,
Гордился б храм моею наготой,-
И вот средь вас блуждаю чужестранкой.
К необычайному привыкли все,
Я ж и обычное считаю чудом,
Я - цвет, заглохший в житной полосе,
Я - свет в плену, томящийся под спудом,
Я - мир, в котором солнце не зажглось.
Я - то, что быть должно и не сбылось.
РАЗЛУКА
В чертах земных сокрыт небесный лик.
Лицо Христа все лица освятило.
Как в складках туч далекое светило,
Ищу его. И подвиг мой велик.
Ты в жизнь мою нечаянно проник.
Тебя мое доверье осветило.
Но слабого величие смутило,
И ты бежишь, как от горы родник.
Не возвращайся. Больше не узнаю
Твои черты - они подобны всем.
Лишь только раз доступен нам Эдем,
И нет путей к утраченному раю.
Твои слова - для сердца тишина.
Ты здесь, иль ты далеко - я одна.
СЛОВА
Безмолвное отрадно мне признанье
Храню его. Я говорю без слов:
Люблю любовь, как робкий вздох цветов,
Как звезд вечерних бледное мерцанье.
О, полюби и ты мое молчанье!
Слова мертвы и тяжелей оков.
Слова - души обманчивый покров,
В словах - любви с угрозой сочетанье.
Покуда ты любовь свою таил,
Я верила - ей нет предела в мире.
Она была светилом меж светил,
Далеким сном, пылающим в эфире.
Но ты нашел пределы и слова.
Зажегся лень. Звезда любви - мертва.
СТРАДАНИЯ
Как в знойный день студеная вода,
Как медленные острые лобзанья,
Отрадны в жизни мне мои страданья.
О, если б я могла страдать всегда!
Пускай весь мир падучая звезда,
Пускай на миги горе и желанья -
Одна из всех вновь перешла за грань я -
Мне жизнь милей на миг, чем навсегда.
Я знаю, радость тяжелей печали.
Она веселья мне не принесла.
Страдания для душ колокола:
О вечности твердят, влекут нас в дали...
Страданья бесконечны. Оттого
В них отраженным видом божество.
ТОВАРИЩУ
Я верила, что в мертвенной долине
У нас с тобой мечты всегда одне,
Что близких целей, отдыха на дне
Равно страшимся, верные святыне.
Товарищ мой... Врагом ты стал отныне.
Жила слепой в бездонной глубине.
Ты - сновиденьем был в солгавшем сне,
Я - призрак создала в своей гордыне.
Но ты расторг сплоченный мною круг.
Отдай слова, которым не внимал ты.
Отдай мечты. Как мне, им чуждый стал ты,-
Мой враг - моя любовь - источник мук...
Иль может быть, все это сон и ныне -
И ты не враг! И ты, как я, в пустыне?
ЦИФРА 2
Средь чисел всех милей мне цифра - два.
То - лебедь белая средь темных знаков,
Цветок поникший средь поникших злаков,
На длинном теле сфинкса голова.
Земля и небо - оба естества -
В ней слиты тайной всех лучей и мраков.
Она - обетованье вечных браков,
И там, где дышит жизнь, она жива.
В ней таинство зачатья и порока,
В ней отдых от единого добра.
В ней веры и сомнения игра,
В ней пестрый шум и разноцветность рока.
Она - достойный образ божества,
Языческая лебедь - цифра два.
Свидетельство о публикации №117110801152