Апории Зенона. Застывшая стрела 2
Обретение места - одна из таких пограничных ситуаций и по другому не бывает, ни у людей, ни у шариков, потому что и человек не сразу находит своё место и не сразу может его занять. Только в картине формалиста Зенона, стрела должна вести себя "не адекватно", быть послушной и покоится, занимая место повсюду, где ей укажет Зенон. Но в сущности это глупость.
Мы живём в мире, в котором тела не только занимают места, или движутся, потеряв оные и ища новые, но и в том мире, где огромное количество состояний можно описать только исходя из пограничных ситуаций - в нашем случае - как состояния обретения места. Посмотрите на спутники Земли, на Луну - естественный спутник и прочие "достижения" нашей цивилизации, отныне вращающиеся по орбите - все они находятся в таком состоянии - ведь в действительности всё, что крутится вокруг Земли по круговой орбите - падает, и мы это знаем, на Землю - всё это стремится обрести своё место на Земле вследствие великого притяжения последней, но не может, уравновешиваемое скоростью своего движения. Опять таки, что это значит на философском языке? Да это же самое!!! Все эти спутники застряли "навечно", до скончания самой Земли или до какого-нибудь космического масштабного происшествия - в состоянии ОБРЕТЕНИЯ МЕСТА, их пограничная ситуация законсервировалась навсегда, их круговое движение и не движение, и не покой - оно наглядный процесс перехода из одного состояния в другое, как и в случае с железным шариком и миской. Однако железному шарику повезло больше, он - "разрешился" от своих хлопот, и не без труда, но обрёл покой, а вот спутники, они вечно обретают желанный покой, но никак не обретут. Но и наша Земля - такой же спутник и крутится вокруг Солнца, а Солнце в свою очередь... и т. д. Замечаете теперь в каком мире мы живём? В мире, где всё стремится обрести своё место, но никак не может... Представьте теперь всю нашу космическую спутниковую Вселенную. Когда такая картина открывается перед глазами, тщедушные блеяния Зенона быстро теряют свой вес. В мире Зенона - уже у всех есть свои места, так сказать по "рождению", а не по праву. Это очень мне напоминает дворянство или аристократию - родился и значит автоматически уже богат - раз ты сущий и сущее, то ты где-то... Нет, уж милый Зенон, присмотрелся бы ты сколь много наш мир не где-то вовсе, как мощно он ни здесь и ни там.
"Стой нетопыр, вглядись приметнее!" - как сказал бы чудоковатый Григорий Сковорода, крайне оригинальный человек, но отличный философ.
Мы можем увидеть каким образом выдаёт свои "места" всему щедрой рукой Зенон, если обратимся снова к его апории, которую теперь воспроизведём не так, как её воспроизводят на современный лад у нас в разных "викицитатниках", а взяв её из первоисточников, из фрагментов самих ранних мыслителей. Я сейчас приведу её, а вы обратите внимание насколько по иному она звучит.
Летящая стрела покоится в полёте, коль скоро всё по необходимости либо движется, либо покоится, а движущееся всегда занимает равное себе пространство. Между тем то, что занимает равное себе пространство, не движется. Следовательно, она покоится.
Итак, Зенон прямо опирается на фиксированную длину стрелы и больше ничего. Только если бы эта длина изменилась, в рассуждениях Зенона было бы допущено движение, а так - следите, последовательно по Зенону - стрела имеет длину, длина это место в пространстве, место в пространстве это покой, длина стрелы не меняется, значит не меняется пространство, сохраняется покой, значит нет движения.
И после этого мне скажут, что это не самый чистый и не самый совершенный образчик формального мышления???? Зенон был бы смущён лишь изменением длины тела по всему ходу движения и больше ничем. Жаль, что он не дожил до нашего современного времени, потому что Энштейн ему бы подсказал, что таковое изменение обнаруживается - тело, которое движется всегда уменьшается в длине в направлении своего движения, просто при малых скоростях это уменьшение столь несущественно и мало, что им можно пренебречь, но дайте нам какие-нибудь огромные скорости, допустим околосветовые, и мы получим значительное сокращение длины. Бедный Зенон, чтобы он делал на раунде против Энштейна?
Шарик, который мы запускали с вами в миску, у Зенона естественно тоже будет покоиться - и на дне миски, и у её края - ведь Зенон рассуждает так, что шарик не меняет своей длины и ширины и в таком состоянии, отнесённом к самому себе, и с самим собой равным, постоянно где-то покоится... Но где - где-то? А вот этот конкретный вопрос как раз не беспокоит Зенона - это нам важно знать ГДЕ находится шарик - на краю миски или уже на дне, а Зенону это совершенно безразлично - так как он рассуждает, то стрела покоится и в колчане, и в горле врага и когда летит врагу в горло, ведь стрела всюду себе РАВНОДЛИННАЯ... Зенон оперирует с совершенно абстрактно понимаемым пространством, вся апория Зенона "Летящая стрела" целиком выстроена на таком предельно оторванном абстрактном понимании, оторванным уже через меру, без всякой меры, усугублённом в одну сторону, мы вынуждены констатировать - это форма, потерявшая всяческий смысл. У Зенона есть его "длина" и это абстрактно занимаемое пространство, обнаруживаемое школьной линейкой, вполне подходит Зенону для доказательства покоя ВСЕГО. Тут анекдот заключается в том, что по Зенону стоит только померить что угодно, как оно ту же начинает АБСОЛЮТНО ПОКОИТЬСЯ, как покоится школьная линейка учителя над головами необузданных учеников))) Зенон плодит формальные абсолютности, он - их пекарь - и выпечка налажена неплохо - по одной апории в год)))
Так в чём же ошибка Зенона? В том, что механическое движение тела не является рассмотрением его собственного пространства, но является его взаимодействием с другими телами. Шарик взаимодействует с миской, занимая на ней своё место и совершая при этом механическое движение, а стрела летит и летит она тут в пределах нашей Земли и поэтому вскоре падает на эту же землю, если не найдёт себе достойной цели и не провзаимодействует с телом врага или мишенью. У Зенона же они находятся в полностью абстрактном пространстве, кроме стрелы у Зенона вообще ничего нет, остаётся только рассматривать её саму по себе. В формально-логическом мышлении, стрела рассматриваемая сама по себе - всегда покоится, ведь мы имеем дело с механическим движением, а не с органическим изменением, которое совершается "внутри себя". Вот почему физика даже оперируя понятиями абсолютного и неизменного внешнего пространства оказывается ближе к истине по вопросу о любом механическом движении, чем Зенон. Внешнее пространство вовсе не абсолютно, но и такая абстракция ещё работает и работает хорошо в допустимых пределах, а чему служит пустая абстракция Зенона? И дело не в том, что Зенон приходит к очень странным, потрясающим выводам, когда Николай Кузанский пишет в своих трактатах, что прямая линия продолженная в бесконечность будет являться кривой, и кругом, и треугольником одновременно, он пишет тоже нечто, казалось бы невообразимое и из ряда вон выходящее,, и всё же Кузанский мыслит, а Зенон нет. Кузанский осмысливает своё странное и ощупывает самый смысл пространства, а Зенон совершает подлог - причём в самом начале, так что мысли в его рассуждениях вообще делать нечего, она там нигде не может поместиться и не нужна. Действия Зенона - это совершить подлог, а потом с радостным видом его обнаружить. Даже физика знает, что механическое движение требует меры отсчёта, координат - требует ГДЕ, а философия знает ещё больше - что это ГДЕ может быть даже своим собственным отрицанием - НИГДЕ - однако оно должно быть и присутствовать в размышлении и реальности хотя бы в виде отрицания. Ничего этого нет у Зенона.
Героический "двоечник", прилежный последователь, но быть может талантливый любовник Парменида - создаёт обессмысленные абстракции, призванные запутать наши незрелые умы, создаёт произвольные спекуляции нашего разума, и если судить по Аристотелю и его попыткам опровергнуть Зенона, то попадает в цель - мы запутываемся и не знаем что сказать по непрояснённым для нас самих вопросам.
Свидетельство о публикации №117110706595