Немножко про Кьеркегора. Эссе
Следили ли вы за баталиями на московском «Эхе Москвы», где любимую ироничную ведущую Ольгу Бычкову обидели писатели? Сначала Михаил Веллер бросил в неё стакан воды, а чуть позже Виктор Ерофеев обидел, упрекнув её в незнание философии Кьеркегора—датского мыслителя 19-го века…
Жалко Ольгу, но по поводу Кьеркегора Ерофеев прав: хорошо бы познакомиться с этим потрясающим, самым поэтичным философом!..
Помнится, один из прочих мыслителей-- Гамлет, к примеру—считал Данию тюрьмой, но и в тюрьме можно замечательно мыслить (вспомним нашего философа Померанца!).
Но лишь у одного из многих мы находим поразительные высказывания о стиле языка и мышления.
Вот примите: «Мою душу и мысль терзают полные желания родовые муки…Неужели же мне никогда не сообщится дар духа, который бы развязал мой язык? Неужели я на век осуждён только лепетать?..
Мне нужен голос пронзительный, поражающий ужасом, как вздох гигантов, неистощимый, как звуки природы, насмешливый, как порыв внезапно хлестнувшего в лицо дождём ветра, злой, как бездушное глумление эха с диапазоном от самого глубокого до самых нежных чарующих грудных звуков со всеми переходами от благоговейного шепота до дикого вопля отчаяния"…
Сегодня мы не будем внедряться в глубины его философии как таковой, но несколько моментов хочется отметить:
По мнению Кьеркегора, мир спасёт творческие способности и творческий потенциал человеческой личности, а не красота, как полагали Достоевский и Камю…
Перед лицом Бога человек хочет оставаться самим собой во всех ситуациях, не беря на себя бремя его забот и ответственности.
Он обрушивается на иллюзии надежды, расслабляющие волю человека, обещающую райскую жизнь на небе. Не случайно древние греки из ящика Пандоры последней выпустили надежду, опасаясь, что она очарует людей и принесёт им неисчислимые беды
Задача философии не в том, чтобы давать ответы на все вопросы, а чтобы связывать человека посредством диалога со всем сущим.
Мы мыслим лишь тогда, когда не забываем о том, что значит мыслить…
О поэзии он говорит: поэт начинается там, где исчезает человек, так как поэт создаёт то, что не существует…
Однако, творческий акт требует сотворчества со стороны человека, воспринимающего искусство…Необходимо прибегать к сознанию другого, чтобы заставить признать себя значимым в тотальности бытия…
Он разделяет мысль, что искусство необходимо для того, чтобы не умереть от истины…
Как замечательно, что всё это сидит и сегодня в каждом из пишущих…
Свидетельство о публикации №117110609184