Майевтика Сократа в колыбельной песне К. Бальмонта

ФИНСКАЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

http://www.stihi.ru/2017/08/16/3974
http://www.stihi.ru/2018/02/26/1390

К.Бальмонт. Музыка  В.Пергамента

Спи, моя деточка, глазки свои закрывая.
Спи, моя деточка, птичка моя полевая.
Светлоголовка, усни, усни, хорошо тебе будет.
Спи, моя деточка, спи; Бог тебя завтра разбудит.

Птичке своей Он навеет воздушные грёзы.
Сплёл колыбель ей Он нежно из листьев берёзы.
Сон наклонился с дремотой и шепчет, и шепчет сквозь ветку:
Есть ли здесь деточка, здесь убаюкаю детку.

Спит ли здесь деточка в мягкой своей колыбельке?
Славно ли деточке в тёплой, уютной постельке?
Спи, моя деточка, спи, глазки свои закрывая.
Спи, моя деточка, спи, птичка моя полевая.

Сборник "Детский мир".Москва.Новоспасский монастырь.Ноты.2006.С.54.


МАЙЕВТИКА СОКРАТА

"Учеником софистов в начальный период своего творчества, а затем их непримиримым оппонентом был Сократ. (470 - 399 гг. до н.э.)
Сократ выступал против релятивизма софистов.Основополагающая способность человека, по Сократу,  - это разум, мышление.Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести знание. Отсюда вытекает метод Сократа - майевтика (повивальное искусство).Этот метод помогает рождению человеческой мысли, а философ, работающий по этому методу, уподобляется "бабке-повитухе".По Сократу, это знание того, что такое хорошо, а вместе с тем, что полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью.
 Сократ называет три основных человеческих добродетели: 1) умеренность (знание, как обуздывать страсть); 2) храбрость (знание, как преодолевать опасности); 3) справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).
Алексей РАДУГИН. Философия. Москва. Центр. 2004. С. 51, 52.
   Философы, эстеты, культурологи,песенники, педагоги преобразовали древнее учение Сократа "майевтика"(повивальное искусство), как педагогический "адаптированный текст", доступный для понимания "учеников философа", детей и молодежи.Теперь "майевтика" Сократа употребляется в переносном и символическом смысле, в культурологии: искусство пеленать свои помыслы средствами художественного слова; говорить ясно и понятно для учеников философии, как мать и повивальная бабушка в колыбельной песне обращается к наследнику духовного сокровища.
Известные деятели искусства - поэт  К.Бальмонт, музыкант В.Пергамент сочинили яркую "Финскую колыбельную песню", в которой реализовали явление "майевтика" (учение  Сократа для вдумчивых учеников греческой культуры).

2006- 2017.

Использована литература:
1.К.Бальмонт.В.Пергамент. Финская колыбельная песня./Детский мир.-Москва.Новоспасский монастырь.Ноты.2006.С.54.
2.Радугин Алексей. Философия./Сократ. Москва.2004. С. 51,52.
3.Лосев А. История античной эстетики./Музыка Квинтилиана.Москва.Искусство.1979.С.504.


Рецензии
Здравствуйте, Катерина.
Все стихи Бальмонта, как и других русских классиков, - это шедевры. С приходом сталинской эпохи появились, к сожалению, другие ноты: исчезла умиротворенность, проступили железные черты.
Сейчас - новое время, тоже далекое пока от благородного восприятия мира. Идут войны, в которых погибают дети, или выживают в жутких условиях насильственного окружения. Поэтому строчки "Спи, моя деточка, глазки свои закрывая..." звучат, на фоне неспокойной обстановки, язвительно. Не тот акцент. Надо учитывать это.
А вот вопрос "Славно ли деточке в тёплой, уютной постельке?" очень актуален сегодня. Те, кто разжигает конфликты, должны задуматься о своем будущем.
Спасибо.

Василий Азоронок   07.11.2017 07:45     Заявить о нарушении
Благодарю за внимание к колыбельным песням.Успехов Вам!

Катерина Пас Чна   07.11.2017 09:14   Заявить о нарушении