Что считать успехом? Для сомневающихся авторов

(Статья для сборника «СТИХИ.РУ. ИЭ для Чайников»)

Подумала, что было бы неплохо дополнить свой сборник  «СТИХИ.РУ. Инструкция по эксплуатации  для Чайников» еще одной  статьей и еще раз поделиться своими соображениями  о конкурсах сайта. Зачем эти конкурсы? Какие они? Что считать успехом участия в конкурсе?

 Я давно уже не работаю в Фонде ВСМ, где проводятся специальные конкурсы для начинающих авторов и, казалось бы, зачем мне опять поднимать эти вопросы, ответы на которые очевидны для  авторов, уже прошедших огонь и воду обольщений и разочарований и все равно оставшихся верными нашему сайту! Они-то точно знают, что  считать успехом своего творческого пути, а на что не стоит обращать особого  внимания. Но мою  "Творческую Мастерскую" посещают (читают статьи и участвуют в конкурсах) не только мастера и старожилы сайта, но и начинающие авторы. Не в том смысле "начинающие", что они ПОКА ЕЩЕ не поэты (хотя бывают и такие!), а в том, что  они зарегистрировались здесь относительно недавно и пока не знают    истинной величины  своего поэтического таланта. )))

Почему?  Потому что в наши странные времена талант и умение автора больше не исчисляется числом изданных им книг (если есть деньги - любые ваши творения с радостью напечатают!) и даже не определяется перечнем почетных званий и принадлежностью к разным СП. Увы. В наше странное время далеко не всегда человек со званиями профессионального литератора хорошо владеет русской речью, чего уж там говорить  о его литературной или поэтической грамотности!...

Из количества полученных отзывов тоже мало что о себе поймешь - их число скорее  отражение нашей общительности: чем больше мы пишем отзывов другим, тем больше можем получить их в ответ в качестве благодарности или знака вежливости. А что там в отзыве, насколько этот отзыв  по существу, насколько он правдив и  правилен  - это дело темное: слепые ведут слепых...

Я тоже долго всем этим маялась и на каком-то этапе пришла к выводу, что самый объективный  и при этом бесплатный способ самооценки (не вообще "самый-самый", а из  всех доступных мне!) - это участие в анонимном конкурсе. Где мои стихи судят одни люди (обычно сами неплохо пишущие), а участвуют в конкурсе другие, имен которых судьи не видят и совсем не испытывают потребности узнать их имена (даже если это и технически  возможно) по причине слишком большого числа принятых  произведений  и слишком малого количества собственного свободного времени на любую  конспирологию.  В конце концов, зачем членам жюри  эти имена? За работу ни судьям, ни участникам денег не платят, на  рост личной карьеры конкурсы сайта влияния не оказывают, а вот  как школа мастерства (бесплатная, но очень эффективная) конкурсная работа полезна и тем, и другим.

Знаю, знаю: дьявол кроется в деталях. Очень важно уточнить эти детали:  какой конкурс, и какие судьи. Если конкурс заявлен почти на свободную тему или с минимальным конкурсным заданием (типа, присылайте ваши стихи про... еду, машины, детей, лес, погоду и т.д),  то на суд вам подадут  все, что есть, невзирая ни на стили, ни на жанры. А разные по стилю написания стихи имеют совершенно разные подходы к их написанию. Судьям тоже на таких всеядных конкурсах легко - отбирай, что  "понравилось" и включай в шорт!  Сумма очков выявит победителя, который  потом эти стихи будет с маниакальной настойчивостью подавать  на все другие конкурсы, хотя бы отдаленно похожие по теме... И что? Много ли пользы от такой работы как участникам, так и судьям? Немного. Хотя и это лучше, чем совсем ничего. И авторам не скучно, и новых друзей завести можно. Для обмена отзывами!

Я в своей Творческой Мастерской больше симпатии испытываю к учебным конкурсам. К тем, что не только выявляют лауреатов с дипломами, но еще и чему-то учат. Например, разбираться в технике написания каждого отдельного  жанра - чувствовать его, использовать разный стиль речи и разную композицию, по-разному подавая задуманное содержание и обращая внимание на специфическую лексику каждого жанра (что хорошо по выбору слов в одном случае, не годится в другом!). А еще учебные конкурсы - это обретение полезного навыка пишущего: нам нужно научиться управлять процессом сочинительства - писать не только по настроению, но и по заданию - на предложенную тему. Мы все (и я не исключение) последнее  очень не любим: нам всем вдохновение и сильную эмоцию подавай! Но иногда самые лучшие наши стихи, причем, неожиданно для нас,  получаются не на выплеске чувств, а именно в процессе этой сознательной и вдумчивой работы над текстом. Вдохновение - это здорово, это подарок судьбы, да только оно гуляет само по себе и по приглашению к нам не ходит! ))).

Учебный конкурс - это всегда сразу несколько задач, которые поставлены перед участником в конкурсном задании. Там не только тема стихов, но и способ их исполнения -  КАК надо подать предложенную  тему, каким языком, в какой манере. Иногда - какими техническими средствами. В таких конкурсах и участнику не просто, и судье: одним "понравилось" не отделаться, приходится  вникать в исполнение каждой работы, думать, вспоминать теорию, а значит  самому  учиться новому! Учебные конкурсы - это школа для всех: для участников, для членов жюри, для организатора конкурса, который больше всех должен четко понимать, чего именно он хочет от других и зачем...

Конечно (дьявол кроется в деталях) - никто в учебных конкурсах над нами не стоит, нас не понукает и не контролирует (разве что Председатель Жюри иногда прозрачно намекнет, мол, подумай, что подаешь...). Все заявки участников (даже вовсе не читавших все объявление о конкурсе целиком!) будут приняты, судьи все стихи прочтут и решение свое примут. Но и судьи - тоже люди!- от ошибок и от собственной невнимательности не застрахованы - иногда и лишнее в шорт пропустят... Но вряд ли  все судьи сразу!! Попадание вашего стихотворения в таблицу мест  итогового протокола конкурса, особенно если вас отобрал не единственный судья, а сразу несколько - ЭТО ВАШ УСПЕХ! Это наиболее объективная оценка качества ваших стихов и вашего умения.

То что вы лично в этот раз "ОПЯТЬ НЕ ПОПАЛИ В ПЕРВУЮ ПЯТЕРКУ" и значит "ОПЯТЬ ОКАЗАЛИСЬ БЕЗ  ДИПЛОМА" - вот это - как раз случайность!  Расстраиваться из-за этого совершенно не нужно. Почему?

Расставить количество очков внутри отобранной десятки лучших стихов из 50, а то и из 70 поданных  - это самое трудное в нашей судейской работе. Кто судил, тот знает. Как ни долго перебираешь  эту десятку очень достойных стихов, все равно сомневаешься, не зная, как их расставить, кому сколько дать в пределах заданных правил! Элемент случая при распределении очков  всегда присутствует. Поэтому не надо огорчаться, что вы "опять не лауреат". Лучше радуйтесь, что вы в таблице мест, что ваши стихи были  отобраны, а после прочтения  итоговой статьи вы еще и убедились, что задачу конкурса выполнили верно, а заодно узнали что-то полезное для себя, что на пути  к вершине профессионального мастерства  вы поднялись еще на одну ступеньку.

Мне кажется, именно ради этого мы и приходим на этот сайт со своими стихами. Просто пообщаться по интересам мы ведь можем и в соцсетях или по скайпу!

С теплом и симпатией ко всем новоприбывшим на сайт, Ваша Алкора. 04.11.17
 


Рецензии
Здравствуйте! Статья действительно полезная. Единственное, я не люблю участвовать в конкурсах. Поскольку на мой взгляд, стихи должны рождаться по вдохновению, а не по заданию.
С уважением!

Сергей Вячеславович Клюшин   30.03.2024 21:36     Заявить о нарушении
Не сочтите за труд, загляните 1 или 2 апреля на страничку Мастерской. Там будет неплохая замена конкурсов.
Я и сама их не особо люблю...

Алкора   30.03.2024 23:39   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.