Что считать успехом? Для сомневающихся авторов
Подумала, что было бы неплохо дополнить свой сборник «СТИХИ.РУ. Инструкция по эксплуатации для Чайников» еще одной статьей и еще раз поделиться своими соображениями о конкурсах сайта. Зачем эти конкурсы? Какие они? Что считать успехом участия в конкурсе?
Я давно уже не работаю в Фонде ВСМ, где проводятся специальные конкурсы для начинающих авторов и, казалось бы, зачем мне опять поднимать эти вопросы, ответы на которые очевидны для авторов, уже прошедших огонь и воду обольщений и разочарований и все равно оставшихся верными нашему сайту! Они-то точно знают, что считать успехом своего творческого пути, а на что не стоит обращать особого внимания. Но мою "Творческую Мастерскую" посещают (читают статьи и участвуют в конкурсах) не только мастера и старожилы сайта, но и начинающие авторы. Не в том смысле "начинающие", что они ПОКА ЕЩЕ не поэты (хотя бывают и такие!), а в том, что они зарегистрировались здесь относительно недавно и пока не знают истинной величины своего поэтического таланта. )))
Почему? Потому что в наши странные времена талант и умение автора больше не исчисляется числом изданных им книг (если есть деньги - любые ваши творения с радостью напечатают!) и даже не определяется перечнем почетных званий и принадлежностью к разным СП. Увы. В наше странное время далеко не всегда человек со званиями профессионального литератора хорошо владеет русской речью, чего уж там говорить о его литературной или поэтической грамотности!...
Из количества полученных отзывов тоже мало что о себе поймешь - их число скорее отражение нашей общительности: чем больше мы пишем отзывов другим, тем больше можем получить их в ответ в качестве благодарности или знака вежливости. А что там в отзыве, насколько этот отзыв по существу, насколько он правдив и правилен - это дело темное: слепые ведут слепых...
Я тоже долго всем этим маялась и на каком-то этапе пришла к выводу, что самый объективный и при этом бесплатный способ самооценки (не вообще "самый-самый", а из всех доступных мне!) - это участие в анонимном конкурсе. Где мои стихи судят одни люди (обычно сами неплохо пишущие), а участвуют в конкурсе другие, имен которых судьи не видят и совсем не испытывают потребности узнать их имена (даже если это и технически возможно) по причине слишком большого числа принятых произведений и слишком малого количества собственного свободного времени на любую конспирологию. В конце концов, зачем членам жюри эти имена? За работу ни судьям, ни участникам денег не платят, на рост личной карьеры конкурсы сайта влияния не оказывают, а вот как школа мастерства (бесплатная, но очень эффективная) конкурсная работа полезна и тем, и другим.
Знаю, знаю: дьявол кроется в деталях. Очень важно уточнить эти детали: какой конкурс, и какие судьи. Если конкурс заявлен почти на свободную тему или с минимальным конкурсным заданием (типа, присылайте ваши стихи про... еду, машины, детей, лес, погоду и т.д), то на суд вам подадут все, что есть, невзирая ни на стили, ни на жанры. А разные по стилю написания стихи имеют совершенно разные подходы к их написанию. Судьям тоже на таких всеядных конкурсах легко - отбирай, что "понравилось" и включай в шорт! Сумма очков выявит победителя, который потом эти стихи будет с маниакальной настойчивостью подавать на все другие конкурсы, хотя бы отдаленно похожие по теме... И что? Много ли пользы от такой работы как участникам, так и судьям? Немного. Хотя и это лучше, чем совсем ничего. И авторам не скучно, и новых друзей завести можно. Для обмена отзывами!
Я в своей Творческой Мастерской больше симпатии испытываю к учебным конкурсам. К тем, что не только выявляют лауреатов с дипломами, но еще и чему-то учат. Например, разбираться в технике написания каждого отдельного жанра - чувствовать его, использовать разный стиль речи и разную композицию, по-разному подавая задуманное содержание и обращая внимание на специфическую лексику каждого жанра (что хорошо по выбору слов в одном случае, не годится в другом!). А еще учебные конкурсы - это обретение полезного навыка пишущего: нам нужно научиться управлять процессом сочинительства - писать не только по настроению, но и по заданию - на предложенную тему. Мы все (и я не исключение) последнее очень не любим: нам всем вдохновение и сильную эмоцию подавай! Но иногда самые лучшие наши стихи, причем, неожиданно для нас, получаются не на выплеске чувств, а именно в процессе этой сознательной и вдумчивой работы над текстом. Вдохновение - это здорово, это подарок судьбы, да только оно гуляет само по себе и по приглашению к нам не ходит! ))).
Учебный конкурс - это всегда сразу несколько задач, которые поставлены перед участником в конкурсном задании. Там не только тема стихов, но и способ их исполнения - КАК надо подать предложенную тему, каким языком, в какой манере. Иногда - какими техническими средствами. В таких конкурсах и участнику не просто, и судье: одним "понравилось" не отделаться, приходится вникать в исполнение каждой работы, думать, вспоминать теорию, а значит самому учиться новому! Учебные конкурсы - это школа для всех: для участников, для членов жюри, для организатора конкурса, который больше всех должен четко понимать, чего именно он хочет от других и зачем...
Конечно (дьявол кроется в деталях) - никто в учебных конкурсах над нами не стоит, нас не понукает и не контролирует (разве что Председатель Жюри иногда прозрачно намекнет, мол, подумай, что подаешь...). Все заявки участников (даже вовсе не читавших все объявление о конкурсе целиком!) будут приняты, судьи все стихи прочтут и решение свое примут. Но и судьи - тоже люди!- от ошибок и от собственной невнимательности не застрахованы - иногда и лишнее в шорт пропустят... Но вряд ли все судьи сразу!! Попадание вашего стихотворения в таблицу мест итогового протокола конкурса, особенно если вас отобрал не единственный судья, а сразу несколько - ЭТО ВАШ УСПЕХ! Это наиболее объективная оценка качества ваших стихов и вашего умения.
То что вы лично в этот раз "ОПЯТЬ НЕ ПОПАЛИ В ПЕРВУЮ ПЯТЕРКУ" и значит "ОПЯТЬ ОКАЗАЛИСЬ БЕЗ ДИПЛОМА" - вот это - как раз случайность! Расстраиваться из-за этого совершенно не нужно. Почему?
Расставить количество очков внутри отобранной десятки лучших стихов из 50, а то и из 70 поданных - это самое трудное в нашей судейской работе. Кто судил, тот знает. Как ни долго перебираешь эту десятку очень достойных стихов, все равно сомневаешься, не зная, как их расставить, кому сколько дать в пределах заданных правил! Элемент случая при распределении очков всегда присутствует. Поэтому не надо огорчаться, что вы "опять не лауреат". Лучше радуйтесь, что вы в таблице мест, что ваши стихи были отобраны, а после прочтения итоговой статьи вы еще и убедились, что задачу конкурса выполнили верно, а заодно узнали что-то полезное для себя, что на пути к вершине профессионального мастерства вы поднялись еще на одну ступеньку.
Мне кажется, именно ради этого мы и приходим на этот сайт со своими стихами. Просто пообщаться по интересам мы ведь можем и в соцсетях или по скайпу!
С теплом и симпатией ко всем новоприбывшим на сайт, Ваша Алкора. 04.11.17
Свидетельство о публикации №117110406524
С уважением!
Сергей Вячеславович Клюшин 30.03.2024 21:36 Заявить о нарушении
Я и сама их не особо люблю...
Алкора 30.03.2024 23:39 Заявить о нарушении