Письма к поэту - триптих - П. Тычина, перевод
(триптих)
І
Эллады карта, Коцюбинский, *
на этажерке лебедь:
и всё, чем комната моя богата...
– зайдите непременно!
Я буду рада Вам, как другу.
Ах, я давно ждала Вас.
С тех пор, как с книжкою поэзий
рыдала и смеялась.
И мне всё снится: солнце, песни
и Вы, и день весенний. –
Ну вот, мы с Вами и знакомы,
поэт мой незабвенный.
Сегодня приходите: буду дома –
лишь я одна с цветами.
Я целый вечер буду ждать Вас,
в тревоге, с ликованьем...
ІІІ **
Я коммунистка – ношу «чужое»,
обрезала косу.
А Вам не стыдно ли, тем часом,
петь всё про солнце да красу?..
Пишу коль скоро так решила.
Ответьте мне:
кому вчерашних, рахитичных
нужна сонетов канитель?
Народу, скажете? голодным?..
Несчастен, жалок тот «Пегас»,
что триолетом ещё «кормит» –
рабочий класс.
Ну, мне пора. Вы не волнуйтесь –
не по любви ж сошлись...
А между тем скажу: Вы – сила!
С Вас ещё выйдет коммунист.
ІІ
Вы, вроде-как, не с наших сёл –
а мож... о нет, не смею!
Читала Вас я – и не всё,
не всё я разумею.
Гуляю полем ли, в лесу –
и всюду мне сдаётся:
мир в Вашей книжке «неживой»,
а тут – живёт, смеётся.
Про Вас недавно лишь прочла:
«Поэзии окраса!»
И всё-таки у Вас не так,
не так, как у Тараса. ***
Вы обо всём: и за народ,
и за бездолье края.
А как до сердца это взять, –
простите, я не знаю.
Павло Тычина / Павло Тичина, укр: «Листи до поета» (1920)
перевод с украинского
* Михаил Михайлович Коцюбинский (1864 – 1913) – выдающийся
украинский писатель, считается одним из воплотителей «импрессионизма»
в литературе, поддерживал близкие отношения с М. Горьким. В силу
обстоятельств (соседство близ Чернигова) он оказался наиболее значимым
ранним вдохновителем и наставником юного автора – Павла Тычины,
с первых шагов адекватно оценившим незаурядный талант будущего
поэтического гения.
** Последовательность частей триптиха «не-совсем-по-очереди»
(І-ІІІ-ІІ) – предложена здесь не случайно. Внадежде на снисходительность
автора, я исхожу из того, что с при взгляде с нынешней перспективы –
этот порядок наиболее удачен.
*** Тарас Шевченко
Свидетельство о публикации №117110300697
Висок запястьем сильно потирая,
Я внемлю, я утопленник строки,
Я... что-то рядом, близко, но не знаю...
А может, здесь сплетают языки,
Венок из лугового цвета в краски,
Я на пути, я на начале сказки,
Но мне конца у сказки не найти,
Прошу у автора единожды подсказки:
Я что-то где-то, где-то как-то, вы?
Облако Ночь 11.07.2018 00:36 Заявить о нарушении
Дорогая Галина!
Позвольте мне благодарить Вас искренне и со всею мне доступною признательностью за последовательное Ваше неповерхностное внимание к моим текстам и за любезные Ваши отклики и комментарии, в частности, вышеизложенный, что сидетельствует вне сомнения о высоком когнитивно-эмоциональном резонансе в сердце читателя и коментатора (сорри, я попробую позжеа избегать резонёрсва!..) Смею ли я просить о прощении за столь непростительно долговременную отсрочку с ответом?.. О, нет! Позволяю себе лишь хлопотать теперь исключительно о Вашем снисхождении, пребывая дезиллюзионирован, касательно каких-либо шансов получить от Вас сатисфакцию в отношении столь вопиющей бестактности, смею просить Вас, Галина, лишь о позволении привести несколько аргументов, призванних не избавить меня от вины за проступок, но по возможности смягчить столь тяжкую степень её...
Разве когда-либо смогу я забыть (!!!) то влияние и благо для меня - поистине тектонических сдвигов в контексте исследований моих (пусть и любительско-филологических, но с вдохновлением и... иногда даже и с надлежащею дисциплиною, мной продолжаемых, о которых я уже сообщал Вам, в предыдущих изложениях...) - вызванних, к примеру; Вашими сигналами в направленини Бориса Пастернака и Владимира Высоцкого! Кланаюсь Вам нижайше за то, что именно в следствие Ваших СИГНАЛОВ (там и тогда!) - получал я, хоть и не ожиданно для себя - весьма эвристичную и плодотворную возможность углубления и расширения темы!!! СПАСИБО большое Вам за такую особую помошь, Галина Ивановна, дорогая...
Только простите меня, пожалуйста за то, что не научился я до сих пор (а значит это - навсегда!, извините...) - понимать Вашего "иносказательного дискурса" и пребываю в серьёзнейшем затруднении - когда бы ни требовалось Вам ответить, если Вы, что, к сожалению и в ишеизложенной реплике Вашей - место имеет... Простите, Галина, но не в состоянии я подобрать ключа к "иносказанно-высокопрофесиональному дискурсу Вашему... сорри (?!?)
Не могли бы Ви, если я смею просить Вас о снисхождении и о шансе возобновления нашего диалога, употребить немного более "прямой речи" в Вашем со мной диалоге, и... по возможности, субстанциально уменьшить коэффициент "иносказания"?!..
Прошу Вас побыть ко мне милостивой и милосердной! Пожалуйста!
С уважением, с неизменной признательностью и любовью, с благодарностью за оказанную помощь и поддержку, с пожеланиями всех Вам возможних и невозможных благ! В надежде на скорый ответ, Ваш Герберт
Герберт Нойфельд 25.08.2018 15:57 Заявить о нарушении
Облако Ночь 25.08.2018 16:14 Заявить о нарушении
Герберт Нойфельд 25.08.2018 16:20 Заявить о нарушении
Надеюсь очень, что у Вас, как у всех настоящих поэтов - в отпуске и на выходных: лиро-контаминации = ТАБУ!!!
Герберт Нойфельд 25.08.2018 16:24 Заявить о нарушении
Я считаю, что люди, пришедшие в этот мир, Икары, Дедалы и Орфеи. То есть лирики, физики и наконец технари.
Как обдумает физик, пришедшую гениальную мысль Архимеду в ванной.
Плотность тела Архимеда была больше воды, выплеснутой из ванной, на пол, залив этим этаж, но снизу, от страха коего, пришлось написать о'яснительную, то есть отмазу, и вывести закон в жизнь.
Теперь, как обдумает сию мысль лирик:
Архимед погрузился в ванну, к нему пришла муза, эрекция его была столь высока, что всплеск воды в ванной подсказал ему будущий закон АРХИ, но меда.
Далее, думает технарь.
Дабы избежать протечку воды сверху, Архимед изобрел, закрывающий ванну, клапан, а уж закон Архимеда пришёл к нему во сне, дабы после ванны было расслабление всех членов и элементов его тела.
Но, но не то главное, что закон есть, а главное то, что он есть для всех, закон жив и значит, он народный, а не против него.
Но это небольшое отступление,
Вернёмся к главному, к нашему разговору:
Так о чем вы?
Облако Ночь 26.08.2018 20:35 Заявить о нарушении
У этого Вашего Архимеда был, как известно, один русский двойник (в миру - Сергей Есенин) и довелось ему жить во времена так называемого "Серебряного века". И вот этот русский "Архимед" с самого начала был озабочен одним следующим весьма объективным (исторически подтвердившимся!..) опасением: "Наверняка скоро придут римляне и украдут всё, что им понравится из плодов "Серебряного века", а остальное (быть-может - самое интересное?..) потопчут или пустят по-ветру...
И тогда этот русский "Архимед" попросил взаймы у одного своего учителя - русского "Пифагора" (в миру: Александр Пушкин!), обитавшего незадолго до этого - во времена "Золотого столетия" кое-какие секреты и трюки, дабы противодействовать вышеупомянутому "римскому варварству"!
И вот... каждый раз, когда злые "римляне" на своих галерах подплывали к границам "Серебряного века" у них, по каким-то, до сих пор никому, казалось бы, непонятным причинам - вспыхивали и сгорали ярким пламенем паруса... (а у некоторых из них: тоже самое, не исключено, происходило и с шапками...).
Единственную причину подобного "оборонительного" возгорания парусов их потомки до сих пор склонны приписывать тому факту, что на берегу в это время какие-то русские греки (вероятно товарищи Есенина-Архимеда, организованные и обученные им, бегали и размахивали позолоченными щитами, блескавшими на солнце так ярко, что можно было предположить, что это от них загараюрся "неприятельские" паруса!
Некоторые физики и лирики сегодня не исключают, что этот русский Архимед-Есенин, со-товарищи, в это самое драматическое время-возгорания-парусов-и-шапок - отсиживался где-то неподалёку в кустах и... умело орудовал (не им-самим лично, быть-может, изобретённой но без сомнения персонально им доведённой до особого совершенства) ЧУДО-ЛУПОЙ (!), позволявшей успешно воспламенять определённые предметы на расстоянии!
А сегодня в России, по неизвестным мне причинам, но по известно кем и когда заведённой привычке: принято при упоминании имени: Сергей Есенин - бегать повсюду и размахивать в лучшем случае медными, а чаще всего, к сожалению, алюминиевыми и цинковыми тазиками?!?.. Не правда ли?..
А Вы, милостивая сударыня, о чём?
Герберт Нойфельд 27.08.2018 14:11 Заявить о нарушении
Тем более, он кроме славы любил и деньги, а это свойственно моей малой родине, рязанщине.
Но извините, какие могут быть щиты от любви у молодого поэта, не уж то, кусты, да кусты беззащитны, ещё в библии писалось, увидел бог безродную смаковнийу и сходил по-человечески и расцвела она пышными цветами, что слава с людьми делает, а?!
Но не будем забывать, что Айсидора была богата, но в акциях, которые не привелоссь обменять на доллары при связи поэта с этой пластичной женщиной.
А что теперь?
Спрашивает Ахматова, после всех любовных поэтических изливаний мужского поэт-состава?
Один женат? Другой рогат?
Вот проза жизни, затрагивающая каждого за живое, тёплое, доброе, за частное, за личное, за своё.
Так в Греции все есть, но муза, она тебе и дочь, и жена, но Зевса.? Получается. Жду увеселительного ответа на замечание поэта, как себя называю, потому что женщин поэтов не бывает - они жЕньщИНы!
Облако Ночь 27.08.2018 17:08 Заявить о нарушении