Моя история
Адамыч Валери
Чем старше я становлюсь ,тем отчётливее понимаю ,что в моей простой жизни ,жизни обычного человека ,были определённые периоды, которые отражали исторические и основополагающие события из жизни Великой Страны в разрезе происходящей обыденности каждого отдельного человека ,его работы ,быта и культурно-нравственного состояния. И в тоже время я понимаю ,что все о чём я знаю ,многим другим людям если и знакомо ,то весьма отдалённо и приблизительно.
Я родился в большом промышленном и культурно развитом городе, казахстанской шахтёрской и стале-чугунолитейной столице,и совершенно естественно ,чтобы всё это построить и развить ,нужны были люди ,которые посреди бескрайних степных просторов всё это соорудили.
Двор ,где я родился и вырос состоял из нескольких двухэтажных домов ,в которых жили семьи простых переселенцев ,либо сосланных репрессированных ,которых было если не большинство ,то точно очень значительное количество ,а вокруг моего двора на несколько километров на обе стороны горизонта располагался частный сектор из бесчисленных небольших и побольше домов,в которых жили немцы ,очень многие из которых и их потомки, были высланы из Поволжья в годы Великой Отечественной. В подавляющем большинстве это были простые, трудолюбивые люди,не очень открытые, скорее наоборот,жившие своей общиной ,если сказать просто, со своими заботами, радостями и невзгодами , в основном жили хорошо и благополучно,трудовой народ получал достойную зарплату и соответственно этому жил.
В моём дворе жили люди разных национальностей : русские, в основном переехавшие как тогда было заведено ,по зову души и сердца, или по призыву руководства страны на многочисленные стройки того времени;немцы (высланные с Поволжья перед началом или в начале Великой Отечественной войны);литовцы с оккупированных немцами территорий и после освобождения Красной Армией, репрессированные, обычные ,в большинстве своём ,простые и трудовые люди;и высланные, репрессированные с западных областей Украины(тоже бывшие под немецкой оккупацией), которых во дворе было значительное количество. Из всех перечисленных,именно они отличались у нас во дворе зажиточностью ,хваткой в смысле прихватить ,работали на молокозаводе и мелькомбинате и тащили оттуда всё что можно, держали и откармливали в сараях громадных свиней,которых по достижении нужного объёма и веса резали тут же во дворе .Это было что-то вроде развлекательного мероприятия ,большие ножи ,паяльные лампы ,большой разрез на груди животного прорубался топором и кружкой оттуда доставалась горячая ещё кровь и выпивалась довольными участниками процесса. Как я и говорил, самыми зажиточными были украинцы ,хотя это слово не употреблялось у нас в обиходе,все говорили хохлы. Первая машина "Жигули" ,только недавно вышедшая в производство,была перевезена из Москвы нашим соседом первого этажа.Хорошие предметы одежды и быта ,характерные для того времени тоже для них были доступны и имелись в наличии. Но при всём этом была ощутима ненависть к власти ,постоянное недовольство всем что происходит, вот даже простой пример ,очень редкое явление, которое было при Советской власти того времени ,повышение цен ,а именно на 1 копейку почему-то подорожали арбузы,тогда это объявлялось в Центральных газетах,у них расценивалось как невиданное падение нравственности власти,которая наглым образом грабит народ. И это заявляли люди ,которые в этот же день,сумками ,это очень даже мягко сказано, тащили у этой власти всё, что могут стащить. Это даже не скрывалось ,всё шло в дело ,продавалось ,либо шло для ведения подсобного хозяйства.Я не хочу огульно охаивать и выделять ,мол хохлы плохие ,а немцы с литовцами хорошие ...Это не так ,среди всех национальностей есть люди трудовые, порядочные ,а есть далеко не такие.Дело не в этом .Именно у выходцев из западной Украины был общий настрой ,настрой неприятия и ненависти,неприятия власти, неприятия тех ,кто живёт хуже...
Было у нас во дворе два деда ,то ли бендеровцы ,то ли просто прихвостни фашистские,и во дворе шёл меж людей, и меж ними самими спор и домыслы ,кто же из них был полицейским старостой у немцев - захватчиков ,никто не признавался. И вот в 1975 ,в год юбилея Победы,одному из них дают юбилейную медаль участника войны ,все опешили от такого поворота дела ,и эти два деда тоже !Моя мама нашла выход из положения и сказала:- да что тут гадать ,ну был человек полицаем ,был специально ,по заданию Советского правительства ! Все упали !Как было на самом деле ,никто не знает ,тех людей давно нет ,да и двор уже не тот и люди там давно живут другие ,репрессированные были реабилитированы и вскоре после распада СССР разъехались по своим историческим родинам ,переселенцы спились или тоже уехали кто -куда .
Возможно я кого-то обижу ,но у меня очень настороженное отношение к репрессированным,именно в вопросе того ,что люди пострадали,много пережили,на моей памяти ,а я видел этих людей немало ,и в родном городе, и позже...эти люди жили очень неплохо и любовью к окружающим и родине не отличались ,и брали от жизни всё ,что она могла им предложить и даже больше. НО это только моё личное мнение и оно не относится к большинству немцев и литовцев или всех других ,кто был репрессирован и насильно переселён далеко от родных мест.Люди пострадали почём зря и люди это трудовые! Родину новую не ругали ,и из детства я помню только одного своего одноклассника-немца,мечтающего уехать в Германию,остальные не думали ,прижились ,растили детей ,жили ! Это потом уже ,после распада страны, весь немецкий район полностью переселился-переехал на историческую родину и в их домах живут совсем другие люди...Другие люди ,не те что жили там лет 25-30 назад.К слову сказать ,у нас тогда среди жителей ,не было разделения на репрессированных или нет,все были единым народом ,каждый со своими особенностями и характером ,своим укладом ,сейчас это уже трудно передать,а скорее невозможно.
Моя школа была уникальной !Во-первых потому ,что большинство учеников были ссыльные немцы,в моём классе около половины,я писал, район где была школа, с двух сторон был почти полностью заселён ими.Во-вторых и программа в школе была специально подобрана для них,со 2 или 3 класса несколько дней в неделю у них были уроки родного языка ,по специальному учебнику ,а мы все остальные изучали казахский ,и мне до сих пор непонятно ,почему репрессированные и униженные в правах немцы учат свой язык ,а я русский ,свободный в правах и поступках ,изучаю не свой родной ,а совершенно незнакомый мне язык,при всём том ,что представителей его тогда в городе было совсем немного,а в моей школе и этом районе города не было вообще. Как потом выяснилось, это было особенностью данной школы и программа такая была только в ней,видимо в силу компактного многочисленного проживания немецкого населения в данном районе и регионе .Только там и более нигде !
Другой интересный период жизни-учёба в ж.д.училище,которое было самым крупным и одним из лучших заведений по подготовке учащихся рабочих специальностей для Целинной дороги и республики. В ж.д. училище я кстати опоздал с поступлением по срокам на ту специальность которую хотел,меня не хотели брать...Но зам.директора по УПР Денисов Н.Р.сначала не принял,но потом почему-то передумал и принял документы к поступлению с предупреждением ,чтобы я не подвёл его в данном решении, и соответственно учился.
Вот о нём я и хочу написать. ДЕНИСОВ НИКОЛАЙ РОМАНОВИЧ-зам.директора училища по УПР.преподаватель спец.дисциплин,отличник образования ,замечательный интеллигент-технарь,великий педагог ,интересный человек .Он был из первого,военного по времени, набора 1944 года в УИПТ ,потом всю жизнь проработал в ж.д. училище,подготовил множество специалистов и просто был хорошим наставником для большого количества людей ,пришедших получать профессию. Главная отличительная особенность этого человека-Высокий профессионализм в сочетании с врождённой и отточенной годами Интеллигентностью,Чутким отношением к окружающим ,Высокая требовательность к Себе и Ученикам в Профессии. Николай Романович всегда говорил и на педсоветах ,и при личных беседах с коллегами и учениками," а кого мы готовим ?" ,вопрос не по успеваемости ,не по поведению,вопрос для чего человек пришёл в ж.д. ПТУ. Важен вопрос подготовки специалиста ,который отвечает за другие жизни ,который любит и умеет трудиться ,и не обязательно что он будет трудиться потом на железной дороге,а главное как он будет и умеет трудиться! И это самое главное в системе Профтехобразования !
В 1981 году я почти на отлично закончил училище ,и Николай Романович вызвал меня к себе, и предложил поступать в УИПТ, но это уже другая история :-Уфимский индустриально -педагогический техникум ,это уникальное учебное заведение-главное из всей системы Профтехобразования !Образован приказом Совнаркома в 1934 году, как ж.д.училище ,постепенно преобразован (1944г.)в техникум для подготовки специалистов для профтехучилищ .На учёбу в УИПТ направлялись лучшие выпускники ж.д. училищ из разных регионов СССР,от Прибалтики до Дальнего Востока ,от Крайнего Севера до Южных национальных республик,традиционно основу составляли выпускники из России,много было из Украины и Прибалтики,немного из Казахстана ,ну а из других республик Средней Азии и Закавказья единичные представители.Подробно эта история написана в рассказе "УИПТяне-лучшие годы...",потом после окончания легендарного УИПТ ,я пару лет проработал под Руководством Денисова Н.Р., мы проводили его на пенсию,несколько раз встречались с ним позже ,а потом его не стало...Светлая память ...
Ещё я учился в пединституте,благополучно его закончил ,но это уже была совершенно другая учёба ,наверно потому ,что я сам уже несколько лет работал педагогом-преподавателем,и отношение к учителю несколько изменилось ,я уже смотрел глазами не ученика ,а коллеги ,иногда знал намного больше ,чем мне могут предложить узнать ,да и некоторые из педагогов были мне знакомы уже по дружеской ,а не наставнической стороне моей жизни .
После распада СССР ,старая система образования и подготовки профессиональных кадров была сломана и стала не нужна ,присутствует во всех странах бывшей великой страны в разрознено-непонятном и единичном виде,без системы и т.д. С конца 1992 года я не работаю в образовании,сфера моей деятельности стала индивидуальной ,а также частично писательской.
Свидетельство о публикации №117110107831