Внутренний компас
-Здравствуйте, - сказал парень. – Извините, я пьян.
-Здравствуй те , - ответил я, очень удивившись началу разговора.
- Я присяду отдохнуть , спросил парень , - достаточно чётко.
- Да, конечно , -согласился я и подвинулся. Нудного и цикличного разговора не последовало. Парень сел рядом и сказал уже самому себе:
- Так, я пьян, я иду домой, я присел отдохнуть, - после этих слов, он моментально заснул, а я стал с большим интересом смотреть на этого человека. Спустя десять минут он проснулся и повторил ту же фразу про дом и про отдых, потом увидел меня и вновь извинился за своё состояние. Затем, собравшись с силами, оторвал от лавки своё непослушное тело и по обочине дороги ,шатаясь, пошёл дальше.
Я был поражён его способностью так точно себя оценивать в пьяном виде и не сбиваться с курса. Пили без меры в то время многие, особенно в деревне. Последствия часто были ужасными : люди теряли свой внутренний компас, помогающий человеку быть человеком, и попадали под машины, замерзали на зимней дороге или, что ещё хуже, кого-нибудь убивали в пьяном угаре.
«Этот дойдёт», - подумал я, неожиданно начиная понимать смысл увиденного явления. Тогда я только начинал читать святых отцов и как раз мучился вопросом, почему внимательную к молитве христианскую жизнь отцы называли «трезвением?» «Ведь мы же все в той или иной степени пьяные», - понял я. Просто вместо вина у нас обильная пища, яркие шоу и жажда комфорта. «Похоть очей, похоть телесная и гордость житейская» - краткое святоотеческое определение цели жизни обычного светского человека.
И в этом - прелестном - состоянии мы убеждаем себя: «Всё нормально : живу, как все - семья, работа, не пью, не курю, что ещё от меня требовать?». Нас не посещает мысль о том, что: « Я духовно пьян, это очень плохо, надо покаяться и попытаться идти за Христом»,- осознав, что это обычное мирское состояние, а мы вовсе не так безгрешны, как думалось мне раньше». И когда это понимание приходит, в человеке формируется некий духовный внутренний компас, позволяющий ему уцепиться за «хитон Христов» и не сбиваться с пути.
Упоение грехом, сладким и липким, для церковного человека пагубно. Вот уже и под благословение не хочется подходить, и в храме душновато стало стоять, и вообще раньше в храме была благодать , а теперь кажется, что нет… Зато начинается интерес к личной жизни батюшки: на какой машине ездит, и в каком доме живёт, и что у него в семье… Да мало ли чем займётся ещё помрачённый греховным дурманом разум, чтобы «не заметить бревна в собственном глазу»?!
Как жить с момента осознания греха своего и до исповеди? Стрелка нашего внутреннего компаса тут может начать отчаянно вращаться. В детстве я брал магнит и подолгу так играл с обычным компасом. Лёгкого движения магнита хватало для того, чтобы надолго дезориентировать стрелку. Уберёшь магнит - и через какое-то время компас приходит в правильное положение.
Проснётся путник , начнёт мучительно соображать: «Куда я шёл, где я нахожусь, что со мной случилось, что делать дальше?», а компас подскажет: «Шёл за Христом, Согрешил, Отстал, Надо покаяться, Пойду дальше за Христом»
Правы святые отцы. Через любого встреченного нами человека может Господь наставить нас так, чтобы в наш жизненный багаж добавилась ещё одна притча.
Свидетельство о публикации №117103107250
Татьяна Волковская 17.03.2018 07:35 Заявить о нарушении