Мираж любви Сонеты
Наверно, ты по-своему права
Сегодня всем во мне пренебрегая
И, будто камни острые, слагая
Преградою обидные слова.
О, эта повесть в мире не нова, –
Когда интрига увлечёт другая,
То прошлая – как вещь недорогая,
Как скрип дверей, как пошлая молва.
Но Муза незлобивая моя
Сказала мне, что прав в любви и я,
Как праведный поклонник пасторали,
И только время – справедливый суд,
В котором приговор произнесут –
Навечно ль мы друг друга потеряли!
2
Навечно ль мы друг друга потеряли,
Чтобы перо мне бросить навсегда?
Прошли недели, месяцы, года,
В душе стирая след былой печали.
Грехи, что мы на плаху осуждали,
Теперь не стоят строгого суда –
На сердце нет ни горечи, ни льда,
Ни клятв, упасть готовых на скрижали.
Пусть трещины, как пропасти, глубоки –
Мостком над бездной лягут эти строки
Или за них не выручу гроша!
Падут снега, потом дожди прольются –
Быть может, ты сумеешь оглянуться,
В забавах молодых своих спеша.
3
В забавах молодых своих спеша,
Ты, вновь и вновь готовая резвиться,
Спросила вдруг меня как ясновидца:
«А в сорок лет я буду ль хороша?»
Я, в свой черёд пред истиной греша,
Сказал тебе, мол, будешь, как и в тридцать…
Сам думая, что это не случится.
Когда в разладе тело и душа.
Не знаю я – от муки или блажи
В тебе пылает страсть к интимной краже.
И сколько лет ей буйствовать в крови?
Ну, пусть и в сорок будешь ты всё та же,
Но Бог тебя храни от распродажи
Тобой ещё не найденной любви!
4
Ещё тобой не найденной любви
Не знаешь ты ни адреса, ни срока.
Как пусто без неё и одиноко,
Пока не слышат ангелы твои.
Не свяжешь, хоть три века проживи,
Всех сладких пут, разорванных жестоко,
И не споют о деве ясноокой
Казнённые тобою соловьи.
Но, если ты захочешь, чтоб воскресли
Когда-нибудь певцы для новой песни,
К живой воде отыщутся пути.
Её и вздор не смешивай в сосуде,
А срок пройдёт – судьба сама рассудит,
Что из потерь вновь можно обрести.
5
Что из потерь вновь можно обрести –
Не вижу я под толстым слоем пепла.
И по картине, что совсем поблекла,
Пора бы свежей кистью провести.
Когда пройдохи у тебя в чести,
То добродетель выглядит нелепо;
Когда душа оглохла и ослепла –
Ей ни к чему последнее «прости».
Не вырастает счастье из подвоха,
Не к празднику – букет чертополоха,
Не праведника судят за разбой.
Судьба ведь очень мало с кем нестрога –
Её каприз – проверка на дорогах,
Где я хотел быть понятым тобой.
6
Где я хотел быть понятым тобой,
Шёл, ледяную стену прорубая, –
Озноб и жар, и мука голубая
Зачем-то ведь назначены судьбой.
Быть может, чтобы, радуясь любой,
Случайной нашей встрече, дорогая,
И, что тебе не нужен понимая,
Я не мечтал о женщине другой…
От экзистенциального посыла
Вскипала кровь и снова в жилах стыла –
Союзница амуровых затей.
И не упасть, когда ты разлюбила,
Мне помогла отчаянная сила
Одной тобой разбуженных страстей.
7
Одной тобой разбуженных страстей,
Быть может, мне всю жизнь недоставало –
Их тайного смешенья и обвала,
И обузданья в зримой простоте.
Как-будто боль от сорванных ногтей
Всё мелкое в душе моей сметала,
Но хрупкое в безумстве не сломала
И правду не казнила на кресте…
Казалось, что живу всё понимая,
Но вдруг теперь и боль, и страсть чужая
Стократ, чем прежде, стали мне ясней.
Мала дистанция от вздора до раздора –
Я твоего не утомляю взора!
Зачем же ты так часто снишься мне!?
8
Зачем же ты так часто снишься мне!?
Входя в туман томительный и липкий,
Вдруг даришь свет божественной улыбки
И ускользаешь тенью по стене.
Ты можешь быть уверена вполне –
Ни в чём меж нами не было ошибки –
Мираж любви ещё струится зыбкий
И наяву такой же, как во сне…
Бледнея, ночь встречается с рассветом.
Он, как и ты, имеет право «вето» –
Горит костёр уже едва-едва…
Где было пламя – пепла мгла седая,
И, от потери этой не страдая,
Наверно, ты по-своему права.
2016 - 2017
Свидетельство о публикации №117103102328
Поэтому и с кораблём у Вас - не перевод, а вышивание крестиком.
С фехтованием чувствовалось, что Вас это увлекает ). А такая вот "лубоффь" с венком сонетов - не впечатляет.
Но это, конечно, субъективно. Хотя - п что, собственно, объективно?
Фима Жиганец 04.02.2025 17:41 Заявить о нарушении
http://stihi.ru/2020/04/06/4222
Вполне могу согласиться и на версификацию в некоторых текстах, тем более, ничего плохого в этом не вижу; но «Мираж» оставляю на Вашей совести)).
Вообще, предельные обобщения и крайние оценки, как правило, дальше всего от истины. Из сотни штатных эмоций в «Мираже» точно есть грусть, печаль, сожаление, благодарность и т. д.
«Субъективно или объективно» решается просто: берёте 100 «субъективно», если 90 совпадают, то это и есть «объективно»).
Николай Ферапонтов 05.02.2025 14:00 Заявить о нарушении
Надеюсь, моя совесть выдержит )))
Поймите, я не критикую ради самого процесса критики. Вы можете посмотреть мою статистику, сколько я рецензий написал почти за четверть века своего обитания на сайте))). Я высказываю своё мнение только на произведения, которые меня заинтересовали. Ну, реже - на те, прочесть которые меня приглашают. Так что, если я отметился под Вашим "Пьяным кораблём", это значит, что это меня реально заинтересовало, привлекло. И я уж точно не обрушивался с разрушительной критикой, потому что уважаю труд переводчика, даже если считаю результат не совсем удачным.
***Предельные обобщения и крайние оценки, как правило, дальше всего от истины. Из сотни штатных эмоций в «Мираже» точно есть грусть, печаль, сожаление, благодарность и т. д.***
Первый раз слышу о правиле по поводу крайних оценок ))). Скажем, если критик крайне отрицательно оценит нескладушки законченного графомана, это не будет далеко от истины. Это и будет истина, высказанная в резкой форме.
Я не имею в виду Ваш венок сонетов, Николай. К нему это не относится. Вполне приемлемая версификация. Но версификация - это не поэзия, это сочинение стихов. Забавная игрушка для ребёнка. Имеет право на существование. Но поэзия - совсем о другом. На мой скромный взор, то, что, по-Вашему, является в "Мираже" выражением гаммы перечисленных Вами чувств, это - ИМИТАЦИЯ чувств.
У меня есть перевод немецкой эпиграммы Матиаса Клаудиуса:
Вольтер или Шекспир – кто нам дороже?
Тот, кто страдает, а не корчит рожи.
Вольтер нудит: рыдаю, господа, я…
Шекспир – рыдает.
Не принимайте на свой счёт. Я - о разнице между НАСТОЯЩИМИ эмоциями и эмоциями ИЗОБРАЖАЕМЫМИ.
Вот Маяковский - "Облако в штанах", Есенин - "Чёрный человек", Мандельштам - "Век-волкодав"... Это НАСТОЯЩЕЕ, это - душа навыворот. Даже необязательно на таком нерве. Окуджава и Высоцкий - поэты совершенно разного накала, или Гумилёв, Бродский, Левитанский, Пастернак (имя им легион) - поэзия высшего уровня, потому что она действительно поэзия открытого чувства.
При том, что далеко не все стихотворения того или иного поэта одинаково удачны. По большому счёту, если от поэта осталось от 10 и более отличных стихотворений, которые сидят в памяти почтенной публики (от интеллектуалов до биндюжников), он уже великий классик.
К сожалению, не все получают свою долю славы как при жизни, так и после смерти. Я считаю, что Игорь Царёв достоин того, чтобы быть в рядах лучших и известных представителей русской поэзии этого тысячелетия. И есть ещё как минимум десяток имён. Случится ли? Бог весть. Рекомендую в этом смысле блистательную поэму Андрея Широглазова "Антипушкин".
***«Субъективно или объективно» решается просто: берёте 100 «субъективно», если 90 совпадают, то это и есть «объективно»)***.
Что на чём стоит? ))))) С чем совпадает 90% "объективно"?)))))
Фима Жиганец 05.02.2025 15:08 Заявить о нарушении
Уже к середине подумал: чего хотел Александр, рекомендуя этот местечковый эпос (без поэтического блеска, занимательного сюжета, оригинальных мыслей и новых фактов); разве что ради двух последних строчек: «А может быть, правда, что наши стихи / В жизни – не самое главное?…».
Для меня точно не главное, а другие пусть сами скажут! (Не подумайте, что хотел Вас огорчить – как понял текст, так и сказал).
Теперь обратимся к Вашей «крайней» «лекции». (Вообще, наша переписка немного начинает мне напоминать диалоги Платона и объёмом и поиском истинны))).
Я могу только повторить, что рад вниманию профессионала к текстам любителя.
Скажу определённо, что Вы убеждаете убеждённого – у меня в школе была выдающая «литераторша» и в зимние каникулы (1966) заставляла писать реферат по «Братской ГЭС» (я ехал по России вместе с Галей…))). С тех пор и начались мои собственные опыты.
К делению на поэтов и стихотворцев я бы добавил шкалу, например, от 1 до10 (как в любой профессии или спорте))), с переходом между лигами)).
К НАСТОЯЩИМ я бы добавил Михаила Анищенко!
Объяснять анекдоты или стихи, на мой взгляд, уместно только в литкружке – ну, не понял, так не понял!
Размышляя, почему «не зашёл» «Мираж», вспомнил старика Канта, который в «Чистом разуме» не приводил поясняющих примеров, говоря, что пишет не для тех, кто не понимает без примеров.
Отбирая тексты для СТИХИ.РУ, написанные в жанре посланий, где всё (факты, обстоятельства) понятно корреспонденту и адресату по намёкам или иносказаниям, но может быть не понятно читателю, я полагал, что это не большая беда – можно дофантазировать.
«Мираж», который имеет начало ещё до перестройки, не сразу стал колечком сонетов; прошёл несколько правок и окончательно закончен в 2017. (Для сравнения «С юностью в разлуке» и «Корабль» - по два дня работы). Могу уверенно сказать, что в окончательном варианте написал то, что думал и чувствовал и в той форме, какую посчитал соответствующей, не думая ничего имитировать.
Меня эта работа устраивает, и любая оценка читателя интересна, а хорошая ещё и приятна.
Вместе с тем, апперцепцию никто не отменял, и разные люди реагируют по-разному, в соответствии со своим опытом, знаниями и психологическими особенностями.
Если бы поэзия пошла по какому-нибудь одному метафизическому клише, получилась бы большая хана, но творчество, по сути, диалектично, а значит: «Спасибо скажем каждому поэту!».
И Вам спасибо, и «чукотского» здоровья и настроения!
Николай Ферапонтов 06.02.2025 16:58 Заявить о нарушении
Достаточно прочесть первые четверостишия вступления, чтобы понять, насколько замечательно произведение:
Эта история случилась в самом начале
Золотого века русской поэзии,
Когда богатые люди скучали
В гостях у родственников в Верхней Силезии,
А бедные люди пропитания для
Проводили лучшие годы,
Возделывая чужие поля
И свои огороды.
Русские корабли бороздили моря –
По-хозяйски, а не в роли просителя.
А Европа с опаской смотрела на царя-
Освободителя.
Рынок ломился от масла и кож,
Высоко ценилась галантерея.
А внутри петербургских масонских лож
Не было ни одного еврея.
Высший свет наблюдал, хохоча,
За превращением гения в старого мерина,
А Державин, упустивший в степи Пугача,
Огрызался как-то потерянно.
Как там, в комедии "День выборов"? "Покатайте на языке, чтобы оценить вкус".
Вы не поняли. Вкуса не оценили. Стало быть, объяснять бесполезно.
О "Мираже" больше ни слова, я сказал всё, и добавить нечего.
Мы довольно мило и даже где-то продуктивно побеседовали). Даст Бог, когда-никогда продолжим, если повод подвернётся ))).
Всех благ, Николай. Шашки под высь, гпаги из ножен! )
Фима Жиганец 06.02.2025 22:11 Заявить о нарушении