Экскурсовод Пушкинских гор

Человек был лёгок, скор,
Став экскурсоводом летним
Пушкинских музейных гор,
К ним приехав в Заповедник.

Стал он мастером показов
Здесь сокрытого секрета
С музой мест как прочно связан
Путь великого поэта.

Говорил он вдохновенно
С шуткой делая кульбит:
«Пушкин был большим спортсменом*
(Тот еще ходок – пиит!) .

Иногда вставал он рано
На призывный клич дорог,
Чтоб попасть к друзьям и дамам
Верст пройти он много мог.

Изъяснялся без изъянов,
Веселя в гостях народ 
Сумасшедшей обезьяной», – **
Так сказал экскурсовод.

Промолчать его коллеги
Тут уж точно не могли
В речевом лихом разбеге
«Стоп, – сказали, – тормози!

Нет прощения проказнику,
Не роняй высот культуры,
И не тронь величье классика,
Пачкатней карикатуры,

Чтоб музею невзначай
За такое «остроумие»
Не пришел бы нагоняй 
От верхов за вольнодумие».

«Да, – сказал экскурсовод, –
Понимаю то, что надо,
О Поэте речь идет», –
Повинился им Довлатов,–

«Не эксперт я и советник
Возносить хвалы без стружки,
Но пусть с шуткой в «Заповедник»
Возвращается вновь Пушкин!

Попусту ханжить не надо
Для создания величин,
Подтверждаю, как Довлатов:   
Ай да Пушкин, сукин сын!».***

г. Ростов-на-Дону
23.10.2015

_________
*«Иногда во время экскурсии он мог сказать, например, что Пушкин был замечательный спортсмен». – Припомнил Михаил Ефимович Васильев. – «Это несколько шокировало, конечно, слушателей, но нам это было понятно. Мы знали, что так Довлатов шутит». – Донецкий А. В поисках псковского Довлатова // http://culture.pskov.ru/ru/persons/object/85/publications/57
**«– Вы хорошо излагаете, непринужденно… У вас какое-то свое отношение. Но иногда.. Я просто в ужасе… Вы назвали Пушкина сумасшедшей обезьяной…
– Не совсем так.
– Я вас очень прошу – сдержаннее.
– Постараюсь.
– А в целом – неплохо…». – Довлатов С.Д. Заповедник// Довлатов С.Д. Ремесло. – СПб.: ИД «Азбука-классика», 2008. С. 193.
***Автобиографическая повесть «Заповедник» написана С.Д. Довлатовым (от лица его героя Бориса Алиханова) после отъезда в Америку, в которой он, по его собственному признанию, «хотел изобразить находящегося в Пушкинском заповеднике литературного человека,  проблемы которого лежат в тех же аспектах, что и у Пушкина: деньги, жена, творчество и государство. И дело отнюдь не в способностях героя, это как раз неважно, а в самом заповеднике, который трактуется наподобие мавзолея, в равнодушии и слепоте окружающих, «они любить умеют только мертвых» и т. д.». – Донецкий А. В поисках псковского


Рецензии