За шаг до Чуда...

      Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si.

Это – первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.
(В переводе с латинского:
Чтобы слуги твои
голосами своими
смогли воспеть
чудные деяния твои,
очисти грех
с наших опороченных уст,
о, Святой Иоанн»)


А вот полные имена нот:

Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – Материя;
Mi – miraculum – Чудо;
Fa – familias рlanetarium – Семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – Небеса.

               
         Ночных хитросплетенье мыслей...
         И тени пляшут на стене...
         И штора виснет на окне -
         И в сговоре о Чуде мы с ней...

         Давно уж времени не числю ...
         Но вот , ущербней всех времён ,
         Раздет золотоглавый клён
         И бредит лиственною высью ...

         Невольно оголяю плечи ,
         Внимая чутко октябрю , -
         Как будто мысленно , но зрю ,
         Как будто в снах Тебя я встречу ?

         Как будто шаг - и нет разлуки ?...
         За шаг до Чуда - виснут руки ...

Изобретатель современной системы нотной записи – бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д'Ареццо) (990-1050). Ареццо – небольшой городок в Тоскане, неподалеку от Флоренции. В здешнем монастыре брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно в непосредственном общении. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет.
Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак) заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.


Рецензии
Интересная информация. Никогда не знала о том ,какие имена у семи нот и именно такие имена,хоть и пою уже много лет в церковном хоре. Стихотворение понравилось одно из немногих не переведено на мову. Если не возражаете очень хочу попробовать перевести. Если согласны пришлю в личку для вердикта. Спасибо вам Маргариточка, большое за стихи. С теплом Вера.

Вера Бондаренко-Михайлова   10.12.2017 22:52     Заявить о нарушении
Дорогая Верочка ! Сердечно рада , что и стих , и информация о нотах Вам пришлась по душе ! Конечно , буду ждать перевода на "мове" с нетерпением ! И простите, что пока не захожу к Вам с ответным визитом по недостатку времени ! С Любовью - Маргарита

Маргарита Метелецкая   11.12.2017 13:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.