Галина Самойлова. Обзор стихов-победителей 265-269

Галина Самойлова. Страница на Стихи. ру http://www.stihi.ru/avtor/linasmlva

1.Василий Толстоус "В большой квартире никого..." http://www.stihi.ru/2017/07/05/10110 
***
В большой квартире никого.
Идёшь по комнатам, и эхо
несётся, ухает вдогон
и повторяет: «Надо ехать!»
Но ты молчишь, а эхо вновь
талдычит: «Надо ехать, надо!»
В просторной спальне тени снов,
и две подушки спят, не смяты.
В прихожей тоже пустота.
Небрежно сложенные вещи
на неожиданных местах,
они видны сквозь слёзы резче,
и понимаешь: всё не так.
И то, что едешь в ночь – пустое,
и что пакуешь вещи – вздор.
От крика, выплеска – до стона
один ненужный разговор.
Курить не надо, это вредно, –
ах, Боже мой, какая чушь.
Луна дрожит монетой медной,
совсем не ведающей чувств.

У стихотворения есть история, внутреннее наполнение, одно нехорошо. Пустота – это когда ничего нет, а вещи – это не ничего. Так что «тоже» здесь подразумевает, что в комнате ничего нет – ан есть. Подушки и что-то еще, очевидно, не на полу же они лежат, и прихожая не пуста – небрежно сложенные вещи.. так что я бы подумала над этим местом.

2 Ольга Домрачева. синее. http://www.stihi.ru/2017/09/04/1917
в сине-синем лесу даже воздух синь.
в кроне птаха выводит: «фью-фью-синь-синь».
я не вижу её, но наверняка
она тоже си-ня-я.

и вовсе не птица – лобастый налим.
вокруг долговязые водоросли,
из коих, надёжно икру схороня,
притихшая рыба глядит на меня.
в глазах её хищных такая тоска
синяя-синяя.

о, господи, мне бы крыло иль плавник,
чтоб выпорхнуть, выплыть из синих глазниц,
из синего леса – кромешного сна.
очнись, меня нужно сейчас же спасать.

в округе небесно-синей
ти-ши-на.

и ряской несметной плывут облака,
их в клочья кромсает не снасть рыбака,
не громкая воля скупого творца –
актиния
раскинула жгучие щу-паль-ца.

Хорошее, сонное, когда все смешивается – вода, небо, птице - рыбы, и это ощущение, когда не можешь проснуться – все есть. Но громкая воля скупого творца… оно здесь чужое.

3. Михаил Эндин "Я вижу..." http://www.stihi.ru/2017/07/24/7768

Я вижу дом, за ним невдалеке —
река, но я не буду о реке,
поскольку мне не видится она
от глади вод до илистого дна.

Я вижу дом и улицу — по ней
вышагивает множество людей
спешащих ли, спокойных ли вполне,
равно сегодня интересных мне.

Я вижу дом и солнце — над рекой,
над улицей, над домом, надо мной...
Должно быть, есть связующая нить,
способная в одно соединить

на части распадающийся мир.
...а нынче я его соединил...

Ммм. Пастернак связующую нить-соединить уже использовал уже практически в контексте финала, но для современного Гамлета  просто – я вижу, вижу – маловато.

4. Юрий Семецкий. Шекспировские трагедии с эпилогом. http://www.stihi.ru/2017/09/20/934

Джульетта

В кафе "Звезда столичного балета"
назвал, талант шекспировский ценя,
подвыпившую барышню Джульеттой.
Она в ответ: плохая, мол, примета.
И убежала в страхе от меня.

Дездемона

Раздался стук, когда, скучая дома,
пытал смартфон командой речевой.
Открыл. А на пороге Дездемона,
совсем одна, и даже без ОМОНа.
Я дверь захлопнул. Мало ли чего.

Леди Груох Макбет

Я убеждён — однажды в бездну канет
шальная память, что меня корит
за то, что жил с Груох, как на вулкане,
и пил со страху, помня о Дункане.
Они же, англичане — дикари.

Эпилог

Живёшь, играешь роль, ершишься как бы,
но всё равно не ладится в судьбе:
джульетты, дездемоны, леди макбет,
все норовят урвать в финальном акте
кусок, что предназначен был тебе.
А повести всё пишут, пишут, пишут,
трагедии полны печальных сцен,
где изначально оптимизм излишен,
где ролью управляют Силы Свыше,
и уменьшают жизненный процент.
06.07.2017-20.09.2017

Иронически, технично, но про барышень как-то.. вообще. Финальный  фрагмент интереснее, чем про барышень и может существовать совершенно отдельно.


5. http://www.stihi.ru/2017/09/07/6944 
На коленях приблудная кошка.
За окошком густой снегопад.
Чадно дышит лампадная плошка
…даже зимы в стране невпопад.
Мне ли злиться?!
Ругая погоду,
монастырский унылый уклад;
ожидала, бывало, по году,
как родные судьбу порешат.


Не Анхен, просто Аннушка,
племянница царя,
послушна воле матушки
стоит у алтаря.
Карета мчит в супружество,
дорога далека,
да герцогу недужится –
споили дурака …

Ах, Анна Иоановна,
в семнадцать лет вдова,
училась жизни заново –
Митава не Москва.
Скрепляют родословные
чужих земель делёж…
А ей бы – платье новое,
и замуж невтерпёж.

Всея Руси державная
курляндская душа
нежданно и негаданно
на царствие взошла.
Бесхитростная женщина,
обид хлебнув сполна,
то набожна, то бешена,
как вся её страна.


Невесёлые мысли о прошлом
настигают в печорской глуши.
Догорел каганец заполошно,
бродит кошка в дремотной тиши.
Третьи сутки – метелит дорожки…
Сани ждут отдохнувших коней.
Неуютно стареющей кошке,
будь ты трижды сиамских кровей.

Помню это стихотворение. Очень настроенческое, исторически, скажем, несколько спорное – не ангел, не ангел была Анна Иоановна, но – как автору увиделось. Пожалела) Перед метелит – я бы убрала тире. И так ясен пропуск слова.


6.Савитур Джай "И звездята на крыльях бесятся" http://www.stihi.ru/2017/09/10/8129
моей семье посвящается.

Не поверишь…
Обычным облаком
Рисовалось, да так, что ёкалось
И молитвенных слов отрывочных
Приплеталось.
— А видишь около…
Словно ангел и крылья светятся,
И звездята за перьями бесятся!
— И луна пятаком свежеломанным…

— Ну-ка спать, полуношные клоуны! –
Это бабушка просит: – Потише...
Живо спать, новолунные мыши!

(Разве можно беспечно каникулы
Пролежать, не скучая о времени?)
И смотрелось, и в сердце «аукалось…».

В сентябре: 5 на 5 – сочинения
И письмо на деревню – соскучились…

…а сегодня сестричка Алёнушка,
Обнимая Иванушку младшего,
Рисовала про кущи и падших
На вселенской… из облачной каши.

Хорошо, очень живо, очень сердечно.
Но  я не знаю, может, это современное веяние – раньше говорили просто – рисовать кущи, падших.. рисовать про – не знаю. Ведь в самом начале сказано хорошо и ясно – рисовалось обычным облаком…
 
7. Юрий Семецкий. Всё решено, и правда в мире есть. http://www.stihi.ru/2017/09/20/6326
Всё решено, и правда в мире есть.
Но не дано быть искренней, свободней,
и не возможно истинную весть
найти в рутине или в подворотне.
Куда привычней устаревший бред,
где парой слов воздвигнуты гробницы,
а каждый чих воспет и перепет
не славы для, чтоб временно забыться,
привлечь минутный чей-то интерес,
при случае похвастаться знакомым,
и на себе поставить жирный крест,
а на итог смотреть, как на икону.

Да простит меня автор, но это стихотворение – скорее, читаются как два разных. Одно – автором, другое - читателем. Потому что возникающие вопросы – для автора давно решены.
А читатель в затруднении – кем всё решено? Что именно решено? Почему не дано быть искренней? И так далее, и так далее по тексту.


8. Якушев Павел "Ультрафиолет" - http://www.stihi.ru/2017/09/15/2786 
Люди ищут, где слаще, так повелось испокон.
Только он не в себе и не жаждет познать уют.
Он купил пистолет, чтоб отпугивать стаи ворон,
Что кружат, и кружат, и садятся, и сердце клюют.
А напротив - она, и не против вступить в контакт.
Говорит и горит бессмысленно, как фейерверк.
Жизнь её - не праздник, а скорее со смертью пакт,
аргумент за пределами вменяемых атмосфер.

Он смолит исступлённо, сигаретный отсасывает яд
из душевной раны, сплёвывает его в густую пыль.
В голове облака, мысли без остановки летят...
Только тлеет неумолимо под оболочкой фитиль.
Она теребит серёжку, правая мочка уже в крови
и она ощущает себя, как натурщица неглиже.
На вопрос своего случайного визави:
- Ты счастлива? - отвечает рассеянно: - Что? Уже?

Он крепок и горек, как аутентичный швейцарский абсент.
Не рассчитав, она пьянеет с пары глотков.
Её имя - Марго, а его, как ни странно, Винсент.
Этот гвоздь программы вгоняет её в глубь веков.
Он не ультрас, но в глазах у него фиолет,
а подсолнухи в поле ночном желты и свежи.
Если тьма сгустилась, значит скоро рассвет.
Если смерть бродит рядом, значит сгущается жизнь.

Последние две строчки хорошие.

9. Николай Бошинцев "Избранники осени" http://www.stihi.ru/2017/08/17/4878
на далёкой окраине
нашей долгой страны
ни ковчега ни рая нет
только слёзы да сны
мир до срока не ждал его
но в руинах седин
он вернулся из давнего
он явился один

спозаранья как встарь его
поднимает с колен
белолунное марево
ясносолнечный плен
и бредёт он как водится
всё по небу да влёт
да спаси богородица
до скончанья поёт

соблазнить его запросто
всё старались зазря
наваждения августа
черепки сентября
он печаль белоснежную
оттеняет с лихвой
то ли смертной надеждою
то ли верой живой

путь от сердца до старости
свет прекрасен и пуст
застилает усталостью
остывающих уст
что сбылось не сбылось они
умолчат дотемна
мы избранники осени
нам невеста она

Начну, пожалуй, с конца.  Откуда взялись мы? Все строфы – он, он, он – откуда мы? Усталостью остывающих уст застилает что? Свет? Путь? И как этим можно застилать?
Недоработок очень много. Рая нет, ладно, ковчег-то тут причем? Тонуть никто не обещал даже в осени. Руины седин – это как?
В общем, прошу прощения, автор, здесь надо работать и работать.



10. Змей Горыныч  Атирис. http://www.stihi.ru/2017/09/22/782 
У горизонта снова восходит Ра,
Крошится камень, стукает долото.
Фразы хвалений – мертвый и тусклый прах
Против движений тонких твоих перстов.

Это не время – лишь перезвон колец,
Не скорпионы – волны твоих кудрей…
Здравствуй, Атирис, вечной любви венец,
Стук сумасшедший сердца в груди моей.

Очи затмили царственный Альтаир…
Помнишь касаний волю и кандалы?
Помнишь, родная, мы открывали мир,
Мы поднимали грани его из мглы.

Мы основали главную из основ…
Мы понимали, жизнь – паучок в траве.
Помнишь, кружили стаи волшебных снов?
Помнишь, родились четверо сыновей?

Что угадают дети речных низин?
Даже богами нас наречет народ.
Лики из камня сточит песком хамсин
В головы кошек, птиц, обезьян, коров.

Что возвеличат? Раны жестоких битв?
Камни империй? Золота праздный сор?
Вечная слава эхом в гробницах спит,
Путает имя – Херу, Хатхор, Хатор…

Глупые дети – кто их о том просил?
Я вспоминаю ровно наоборот:
Как мы растили дерево Иггдрасиль,
Впрочем, не помню, может быть и Сфирот…

На иероглиф ночи падет покров,
Спудом пустыни смысл истирая в бред.
Кто разгадает в таинстве вбитых слов
Просто записку… В ней о любви к тебе.

Вот, казалось бы – что ему Гекуба? А стихотворение – живет. Потому что чувства одни во всех временах – любовь, нежность, печаль..

11 Василий Толстоус "Чтоб выгнать прочь тоску и безнадёгу..." http://www.stihi.ru/2017/09/06/6655
***
Чтоб выгнать прочь тоску и безнадёгу,
скажи портрету друга просто так:
«Привет, браток! Давай кутнём немного,
и жизнь откроем с чистого листа.
Возьмём палатку, удочку и спички,
и в ту страну, которой нет уже,
пусть увезёт пустая электричка
двоих седых, подвыпивших мужей.
Мир за окном не важен, ведь мы едем!
Порой вопим от счастья, со слезой, –
всё оттого, что, в принципе, мы дети,
и что взрослеть нам вовсе не резон.
Глаза в глаза, где нету задней мысли,
и так проедем целый мир насквозь:
и ты, и я – пускай наш путь исчислен
от пункта Жаль до станции Авось».
Ты ахнешь: «Брат, ну что ж так жизнь сурова?»
Но он смолчит, кивая в такт словам.
Что слаб один, когда он без другого, –
пословица, наверное, права.
А друг молчит всё так же грустно, строго,
на фото он моложе и брюнет.
Он за тобой прошёл бы все дороги,
но вот беда: его на свете нет.

Сюжет понятен с первой строки, многословна подводка к финалу.

12. Гера Шторм "Тайные веды" http://www.stihi.ru/2017/09/25/7452
    *Гера выводит на скатерти тайные веды - Юрий Семецкий*


Гера выводит на скатерти тайные веды.
Их разгадать могут только небесные силы.
Мне бы хотелось узнать всё, но Гера просила
не задавать ей вопросы, и я молчу.

Скинув беспечно свои бирюзовые кеды,
Гера, забравшись в уютное кресло с ногами,
снова затеяла спор со своими богами.
Видно, о важном... Не глядя на алычу,

ту, что я горкой насыпал на белую скатерть.
Гера не то, чтобы любит её, но не против
съесть пару солнечных ягод, и плавно "о спорте"
переключить монолог мой - на диалог.

Не задевая "болючее" о невозврате.
Спорт - часть меня, а для Геры, давно уже в прошлом.
Хоть до сих пор мы последствия дней тех итожим,
рады - бывает и хуже. Она в потолок

больше не смотрит часами. Не бьет и посуду.
Стойко выносит уколы, смеётся и шутит.
Бегает в парке с собакой. В такие минуты,
кажется жизнь, без сомнения, удалась.

Гера относится к жизни, как к главному чуду.
Яркие ялики, лайнеры, птиц - оригами
ладит из фантиков. Споря о рифмах с богами.
Веды выводит свои на ладонь стола.

Интересная схема рифмовки – изюминка стихотворения. Но нарушения логической связи внутри предложения есть. Хоть мы… последствия.. итожим, рады.  Хоть , но? Кажется – или без сомнения – жизнь удалась? И  после – в потолок  не смотрит… и не бьёт посуду – можно. А не бьёт и посуду – это что она еще не бьёт?




13. Юрий Семецкий. Не проснулся от счастья. http://www.stihi.ru/2017/09/25/3440
У подъезда раскидистый клён
ежедневно воркует с рябиной,
он всей плотью в соседку влюблён,
и то шепчет ей листьями он,
то коснётся ветвями любимой.

Рядом с клёном раскинулся двор,
полем битвы его наречём мы,
там с друзьями ходили в дозор,
каждый рыцарь, а прочее вздор,
и домой уходил огорчённый.

Распушил перед девушкой хвост,
так ведь подле рябины росли мы,
а во мне: то святой Феогност,
то взорвусь и летаю средь звёзд,
каждый раз засыпая счастливым.

Время вышло, и Шар голубой
ловит космос разверзнутой пастью...
И я вижу свой двор под собой,
и у гроба стоящих гурьбой...
Я вчера не проснулся от счастья.

Всё хорошо, понятно и жизненно, но первая строфа упрощает все. Да и нужен ли римейк песни, даже если дуб заменить клёном?

14. Николай Бошинцев "Чужедальний романс" http://www.stihi.ru/2017/09/06/10161

Чужая кровь стучит в мои виски,
Чужая жизнь как будто на исходе.
Я позабыл о собственной свободе
В плену чужой навязчивой тоски.

Чужие люди – вот моя родня,
Чужой позор саднит чужую славу,
И потому, забрав своё по праву,
Чужая боль не мучает меня.

Чужое небо стелет мне пургу,
Чадит огонь в конце чужой дороги,
А у огня стоят чужие боги,
И я в свой рай поверить не могу.

Костюм с чужого странного плеча
Я износил, себя изображая...
Грустит вдали любимая чужая,
Но рядом с ней горит моя свеча.

ЛГ не жалко. Ничего у него своего нет. Откуда раю-то взяться? Свой рай у тех, кто живет своей жизнью. Заработанный.

15. Ольга Королева. Снежная Королева http://www.stihi.ru/2017/09/30/5922 
Ты не едешь и не пишешь.
Нарастает счет обид.
Посыпая снегом крышу,
Ветер мартовский гудит.

Чтоб не сгинуть в эту стужу –
Тоже стану холодна:
Платье – вьюга снежных кружев.
Бровь, как веточка, черна.

Но под зимнею одеждой
Все равно горю свечой.
В сердце мартовском надежда
Наст ломает горячо.

Справа снег течет, и слева.
Жаль – жила лишь пять минут
Ледяная Королева.
И стекла до капли в пруд.

Метрически точно, по содержанию вопросы. Если Снежная Королева не человек – то почему – тоже станет холодна. Если создание зимы, то все резонно, кроме тоже. Платье – зимняя одежда?


16. Гера Шторм "Планета" http://www.stihi.ru/2017/09/26/7410 
Они говорят: нет Бога.
Но ждут постоянно чуда,
а сами его не могут
придумать. Странные люди...

Они говорят о штампах,
а я не врубаюсь в это.

Обрезали провод лампы
с плафонов в виде планеты.

Наверно они хотели
проверить на профпригодность
меня. Я не знаю цели.
Возможно, у них так модно...

И стала планета чёрной.
И стало темно в квартире.

Однажды, один учёный
сказал: нет Христа в просвире
и врут нам, что тело Божье
вкушаем мы с этим тестом.
Но я ощущал всей кожей,
Бог там, где находит место.

Но это я просто, к слову.
К тому, что услышал позже,
о том, чем был мозг мой взорван,
о том, что я что-то должен
толпе доказать и людям,
отдельным от серой массы.

Наверное, речь о чуде...

Сейчас расскажу нюансы:

Я взял изоленту, вилку
и провод скрутил у лампы.
В розетку воткнул, покликал -
Горит! Мне опять про штампы...
Мол, всё плагиат - не боле.
Мол, штампы, увы, не редки.
А мог бы ты в чистом поле
зажечь её без розетки?

Ну, тут я слегка смутился.
Подумал, прерву беседу,
"закон дуракам не писан"...

И в дверь позвонил соседу,
сказал, полюбуйся, Лёха,
как лихо я - изолетной!

Он, морщась, отрезал - плохо!
Добавив мне: сто процентов
плафон твой - обычный шарик
стеклянный, а не планета.
И в скрутке шнуров - не шаришь
совсем ты. Потом отметил:
Мол, это же так избито,
так делает каждый первый.
Вот взял бы к примеру, битум
и склеил, потом проверил:
горит ли твоя планета.
А лучше на узел разом
связать. Ну, а изолента
у всех есть! Не повторяйся.

И я вдруг подумал, может,
пошли они, к терапевту...
А дома, я крикнул: Боже,
Ты видишь мою планету?
И он мне ответил: - Вижу.
Чего ты орёшь так, чадо?
Ведь я же намного ближе
чем думают все, я рядом.

Из этого стихотворения получился бы симпатичный рассказ)



17. Василий Толстоус "Зелёный лист на ветви клёна сник..." http://www.stihi.ru/2017/09/13/10528
***
Зелёный лист скукожился и сник,
его готов сорвать остывший ветер.
А рядом не страницы ветхих книг –
листва слетает наземь безответно.
В ленивом вихре кружится метель
из листопада с шорохом и пылью.
Открылась даль невидимых путей,
и значит, скоро птиц осенний вылет.
Полгода одиночества в стране
без солнечных лучей и птичьих трелей
пройдут бесцельно, словно бы во сне,
и точно в срок окончатся в апреле.
Ни телевизор, ни хрустящий снег,
ни скрип коньков по льду застывшей речки,
не отвлекут от грусти по весне
и жажды жить её нескорой встречей.
А холод ночи, голые леса,
в безмолвии скрипящие от стужи!
Во сне ветра касаются лица,
а, кажется, хотят проникнуть в душу.

 Вот вроде бы все есть для сочувствия – листья падают, птицы улетают, целых полгода одиночества и тоски по весне, голые деревья скрипят.. но почему-то не грустится. Наверное, потому, что это уже было, было, было. И не спасает  хороший ритмический рисунок..
18. Елька22_Перекати-поле http://www.stihi.ru/2017/10/02/5984
В поле ветер, в поле ветер,
кроманьонцы, гой еси!
Невзрослеющие дети –
пескари и караси.

В поле ветер, в поле ветер,
растревожена душа,
люди просят «дайте песен!»,
да не платят ни шиша;
ни слезинки, ни улыбки,
ни краюшки, ни мерси…
Носит ветер, плачут скрипки
от Шумера до Руси.

Бродит музыка по свету,
разгоняя звуком тьму,
непонятная эстету,
неподсудная уму.

В поле ветер, в поле ветер…
Оглушает пустота,
небо будет мне – свидетель:
не спасает красота.
В поле ветер, в поле ветер
перекатывает шар…
Люди, я за вас в ответе
от Синая до Стожар.

 ) мы бродячие артисты, мы в дороге день за днем..
Легко, практически весело о довольно-таки печальных делах..

19. Галиаскарова Елена "Имя её" http://www.stihi.ru/2017/09/29/5569
шепот кругом и тени
в поле пустынный дом
тихо скрипят ступени
ворон шумит крылом

кукла сидит на стуле
смотрит во тьму зеркал
взгляд её словно пуля
рот искривлен в оскал

имя её загадка
в маске играть легко
сети тревожно-сладко
брошены далеко

таинственно, загадочно, страшно.
И всё. Эскиз, зарисовка.

20. Николай Бошинцев "Ода кошачьему хвосту" http://www.stihi.ru/2017/09/05/7722
кот сер а борода его седа
ему идёт седая борода

когда-то он мгновенью потакая
взмахнул хвостом от края и до края
и времена исчезли в никуда
ему идёт седая борода

и хвост его в надире и зените
вопрос таил вы люди извините
пора лакать чудесные миры
как знать коты небесные хитры

он видел всё что будет впереди но
хвостом связал пространства воедино
и всё что с миром станется потом
до мелочей продумано котом

он предварил творение по праву
он белый мяу чёрный рыжий мяу
кот здесь и борода его седа
ему идёт седая борода

кот - это все, он всё создал и ему идет седая борода.
Больше сказать нечего.
Погладим кота.

21. Борис Балицкий. "Вона как..." http://www.stihi.ru/2017/09/29/5195
Она молчала много лет -
сбывалось давнее пророчество.
А он с собою говорил, горланил песни, водку пил.
Спасаясь тем от одиночества.

Она не знала что он есть.
А он её искал отчаянно.
Искал по запаху волос, по вкусу губ, по каплям слёз.
По звёздам шёл к её молчанию.

И длилось это сотню лун.
Ссыпалась вечность мелким крошевом.
А он всё шёл, глядел-искал,
и матом в голос поминал того кто знал, но не сказал.
Где для него назначенное брошено.

На зорьке жёнин мягкий бок
пробудит главные инстинкты.
На предложение его,
она хихикнет:- да иди ты.
И он пойдёт курить.
Потом.
Пока она с ковшом и тазом.

Он будет тёплый дым глотать,
лениво что-то вспоминать,
не вспомнит, выстрелит бычком,
и припечатав всё плевком,
потянется и выдохнет:- Зар-р-раза!

"..с добрым утром, любимая..!"

Бывает и так.
Обе части стихотворения выдержаны в лексике, деталях. Поправить знаки препинания желательно.



22. Николай Бошинцев "Задачка для Мерлина" http://www.stihi.ru/2017/09/02/3058 
Кто работает небом – является для,
Тот, кто тлеет – цепляется за.
У него на веку долговая петля,
Каждый шаг его взят в железа.

Он бы рад от земли – высоко-далеко,
Да споткнулся о камень в груди...
Довести до петли человека легко –
Ты его до любви доведи.

Две последние строки вписываются в заглавие.
Но споткнуться о камень в груди можно только в погоне за необычностью.

1 место –  Змей Горыныч  Атирис
2 место – Ольга Домрачева. синее.
3 место- Елька 22 В Печорах


Рецензии