Встречи. Бабушкин сад
Тема взята со странички Вадима Константинова.
СЛОВО О КАРТИНАХ ПОЛЕНОВА.
Вадим Константинов 2
Есть вещи мимолётные
Весьма...
И сожалеть о них,
Едва ли, надо...
Но есть наполненные
Трепетом живым...
И полыхающие внутренним
Огнём!..
Такие, что невольно
Манят нас!..
Так, мы поленовского
"Бабушкина сада"
И меланхолию...и свет...
И глубину...
Уже ушедшего
В самих себе
Несём!..
07.2009.
Настоящий пейзаж Поленова является одной из трех картин, которые представляют собой лирико-философскую трилогию, созданную в 1878—79 годах, в которую входят следующие картины: Бабушкин сад, Московский дворик и Заросший пруд.
Данная картина отчетливо перекликается с другим полотном Поленова «Московским двориком». На картине изображен тот же старый дворянский особняк, но здесь он уже взят с другой стороны. До нашего времени дошел и адрес этого уникального дома - дом Баумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков на Арбате.
Это был типичный дворянский особняк — такими Москва застраивалась после страшного пожара 1812 года. Характерная деталь — большинство из них были деревянными, но «для вида» штукатурились под каменную кладку. На картине штукатурка облупилась, обнажив деревянные бревна. Облупившаяся лепнина и ржавый карниз — это знаки неумолимого времени. Строгость, простота и изящество архитектурных форм особняка рождают высокую ностальгию по тому, что уходит на глазах, уходит навсегда.
Выщербленные ступени лестницы заставляют зрителя фантазировать, представляя (или выдумывая) сотни молодых и счастливых людей, некогда взбегавших по ним, домысливая балы, любовные сюжеты и бабушку в молодости, полную трепетных надежд.
Композиция картины более замкнута, чем в «Московском дворике». Значительную роль играет в ней архитектура. Сохраняющая следы былой красоты, она живет одной жизнью с обитателями усадьбы. Классические формы типичного московского особняка с портиком под фронтоном и лепными украшениями над окнами переданы художником очень точно. Так же точны костюмы двух женщин — темно-коричневый салоп и белый чепчик начала XIX века на старушке и розовое платье, сшитое по моде конца 1870-х годов, на девушке. Они медленно идут по освещенной солнцем желтой дорожке сада, а на усадебном доме позади них остаются рефлексы розового и коричневого, как будто незримые нити протянулись от старого дома к его обитательницам. Разросшийся сад кулисами почти вплотную подступает к женским фигурам.
Вид сада — когда-то «регулярного», но давно «отпущенного на волю» и растущего по собственной прихоти – создает ощущение запущенности. Дорожка сада, которую когда-то аккуратно посыпали песком, выглядит запущенной. Она образует яркое цветовое пятно, гармонически дополняющее единую колористическую гамму. В этой гамме нет ничего лишнего, она настраивает зрителя на элегический лад.
Художник дает целый спектр явных и скрытых цветовых и смысловых перекличек между зеленью деревьев, кустов, травы, тонкими гибкими стеблями цветов и женскими фигурами, их лицами, осанкой, одеждой. В итоге, Поленов создал один из самых красивых по живописи пейзажей настроения.
Свидетельство о публикации №117102705388
Людмила Бусарнова 02.11.2017 14:45 Заявить о нарушении
Ольга Головенкина 02.11.2017 16:21 Заявить о нарушении