Ахилл и черепаха. Элементарное

       Каким образом предлагает нам мыслить Зенон?
Кто-нибудь обращал внимание на то, каким способом Зенон подходит к проблеме движения?
      Скорость является отношением времени и пространства, это значит, что время и пространство в данном рассмотрении должны выступать как субстанции. То есть движение любого тела определяется в отношении к пространству и в отношении ко времени. Тогда движение есть. Движение завязано на пространство и завязано на время. Когда определено пространство и когда определено время - мы схватываем движение, оно как бы появляется в этих координатах, а без них - немыслимо, не существует.
      Что же делает Зенон? Он относит движение Ахилла(его скорость) не к его собственному пространству и времени, а к другому, совершенно не связаному с ним движению - движению(скорости) черепахи. Зенон изымает как то, так и это движение из их собственных координат, в которых они только и могут быть тем, что они есть и СРАВНИВАЕТ их между собой. А к этому внешне выстроенному сравнению, он прибавляет как средства своих доказательств, новые пространство и время. Но какие, новые пространство и время он теперь к ним прибавляет? - Совершенно абстрактные и безразличные к обоим движениям. Зенон переносит конкретность движения(конкретный пространственно-временной континуум) в абстрактную среду пространства и времени вообще. Поскольку именно в абстрактных пространстве и времени вообще возможно и абстрактное деление их до бесконечности. И вот "ловушка" готова! Более нет ничего реального - есть только точки на однородной плоскости. Ведь пока мы удерживали за этими точками их конкретный физический смысл(независимость пространственно-временных отношений "внутри"), мы могли совершенно спокойно пользоваться и точками, как пользуются ими и математики, и физики. Но когда философ Зенон исподволь разрушил этот вполне реальный, но не осознаваемый нами, смысл, - мгновенно разрушилась и сама логика, по которой мы мыслим задачи подобного типа.
Таким образом его метод переворачивает с ног на голову сущностные связи мира. Скорости больше не являются конкретной определённостью пространства и времени, а пришпиливаются к равномерно разграфлённому метрическому пространству( в некоторых других апориях к такому же равномерно расчленённому безразличному времени, однако в нашем случае используется фикция пространства). Теперь у нас имеется лишь одна "субстанция" - отрезок, делимый до бесконечности. Вот почему, кстати говоря, довольно красивую апорию Ахилл и черепаха вполне спокойно и без всякого ущерба можно заменить просто тупым делением любого отрезка до бесконечности. При слепоте нашего ума - даже такая, наглядная выхолощенность задачи не приводит нас к обнаружению "казуса". И хотя в начале в основание размышлений, вроде бы кладётся отношение скоростей - "Ахилл бежит в 10 раз быстрей черепахи", но теперь, учтите - ничего у нас на самом деле уже нет, кроме этого заранее фиксированного отрезка, и вот как мы наблюдаем эту фикцию внутри апории.
      "Пока Ахилл пробежал до черепахи свои тысячу шагов, черепаха уползла на сто" - посмотрите что здесь движется и остаётся неизменным по всей "длине апории" - следующий сказ будет таким же - "пока Ахилл пробежал то, что черепаха проползла, она опять проползла" - мы читаем апории и видим этот неизменный островок, плавно покачивающийся на волнах апории - волны бегут, но островок не меняется. Островок стал субстанцией. У субстанции Зенона - другое имя - это не реальное пространство и не реальное время, имя субстанции Зенона - формальное отношение между черепахой и Ахиллом, и поскольку оно - субстанция, оно не меняется. Раз мы в самом начале так задали, что черепаха впереди, а Ахилл позади - то так оно и будет! Пространства и времена будут меняться, будут то 1000 шагов, то сто, то десять, то... далее, то 10 минут, то пять, то ...далее, а черепаха с Ахиллесом так и будут продолжать дружить, как говорится, "какими мы были, такими и остались" и "нам всё нипочём". Ещё бы! Ведь и черепаха и Ахилл теперь полностью свободны и произвольны - их абсолютным образом отвязали и от пространства и от времени в отношении их собственного движения и зафиксировали навсегда в одной позиции по отношению друг к другу.
       Зенон справился с мышлением легко - он лишил его почвы.
    Сейчас я покажу конкретно о чём я говорю.
Оживляем подложных и несправедливо убиенных Зеноном, Ахиллеса и черепаху, возвращаем им их собственное движение и координаты: современный олимпиец пробегает 100 метров за 10 секунд, примем эту цифру для Ахилла, не зная польстили ли мы ему или же недооценили его, но зная, что Ахилл был всё-таки хорошим бегуном. Значит скорость Ахилла 10 метров в секунду, а скорость черепахи - 1метр в секунду(что уже само по себе становится смешным), очевидно черепаха Зенона тоже была олимпийцем или же она незаконно приняла допинг перед стартом))). Вот видите, как только мы начинаем телам возвращать тела и их определения, мы сразу же замечаем кучу несуразностей, но это конечно же, прямого отношения к делу не имеет, не суть важно, просто улыбнёмся тому, что у нас крайне быстрая черепаха. Итак, со скоростями мы определились, отбросили их на свои собственные движения наконец-то и вместо единственной загагуленки "в 10 раз больше", вместо вот этой единственной связки между Ахиллом и черепахой, мы задали их самостоятельные скорости. Теперь берём любую из субстанций пространства или времени, возьмём, допустим, сначала время и фиксируем его. Время равно - 1 минута. Где будет Ахиллес и где будет черепаха? Легко вычисляем каждого, исходя из его собственного движения: поскольку в минуте 60 секунд, то 60х10 = 600 метров. Пусть шаги, которые Зенон дал нашим героям равняются метрам, так мы проще разберёмся. А черепаха будет: 1000 метров + 60х1 = 1060 метров. Таким образом через одну минуту они будут ещё сохранять свою основную позицию - черепаха впереди. Но давайте посмотрим что будет через две минуты. Ахилл: 120х10 = 1200 метров. Черепаха: 1000 метров + 120х1 = 1120 метров. Всё! На второй минуте Ахилл уже обгоняет черепаху! И я тут вас вовсе не элементарной арифметики учу, её, слава богу, в наше время знает каждый, а показываю всего лишь как введение реальных координат - отношений к пространству и времени, меняет целиком и полностью всю нашу картинку. Я пытаюсь обратить ваше внимание на то, каким образом мы ведём осмысление движения. Мы вычисляем каждое движение в отдельности в ОТНОШЕНИИ к пространству и времени и только после того, как каждое движение получит своё определение полностью самостоятельно и автономно - мы сравниваем их друг с другом. Но вовсе не так поступает Зенон! Он никогда не берёт самостоятельные движения. Он сковывает своих Ахиллеса и черепаху нерушимой цепью, лишает их возможности быть самостоятельными - определяться из самих себя.
       А теперь давайте возьмём фиксированное пространство, а не время, хотя и так ясно, что мы и тут будем с верным результатом, но не поленимся и проделаем путь. Пусть, пробежав 1200 метров наши герои остановятся, теперь, когда мы задали пространство, посмотрим кто кого будет ждать. Цифры я намерено беру самые простые, чтобы они не заслоняли от нас главный смысл и не оттягивали на себя внимание. Ясно уже, что Ахилл пробежит 1200 метров за две минуты. Что же черепаха? А черепаха вот что: 1000 + 1х t = 1200 метров. Найдём же её черепахово время t.
t = 1200 - 1000 = 200 секунд, это 3 минуты и 20 секунд. Значит Ахилл будет стоять и скучать, поджидая нашу скоростную черепаху ровно минуту и 20 секунд. Что ещё? Всё, что нам надо, мы выяснили. Как только мы задали движениям объектов собственные характеристики, мы ухватили это движение более-менее правильным образом, в крайнем случае не упустили его полностью, так как Зенон. Достаточно нам было опереться хотя бы на одну субстанцию - или на пространство или на время и мы имея скорости на руках, легко справились с действительностью движения.
       Слава богу, что физика и физики давным давно проделали подобные операции и что физика так и делает, не совсем понимая что она делает. Почему же наша физика смущена? Почему она дрожит перед апориями и коленки её трусятся? Я открою секрет: потому что у наших физиков есть движение, да, движение у них, конечно же есть и оно не теряется, но у наших физиков нет мышления. С Зеноном же дело обстоит в точности наоборот - за Зеноном стоит попытка рационально выстроить ситуацию, попытка размышлять над ней, то есть попытка мышления (пусть и дурного), как напряжение, создаваемое самой философией, как неуклюжие, слепые попытки какой-то логики, как прогрессивный абстрактный подход, но движение у Зенона при этом отсутствует. Получается, что физики мышления так и не приобрели, а Зенон попытался его смоделировать, да потерял действительность. Перед нами два ущербных способа или попытки охватить мир. Наука движется в верном направлении, улавливает, изучает свой предмет, но при этом она сама НЕ ПОНИМАЕТ ЧТО ОНА ДЕЛАЕТ, то есть не до конца отдаёт себе отчёт в способах собственного мышления. Зенон же( пока будем говорить только о нём), и его апории - упускают из виду реальный предмет и при этом пытаются мыслить. На одном конце - есть предмет, нет мышления, на другом конце - есть дурное мышление,потому что у него нет предмета. Чем это может закончиться? Тем, что и те, и те, в конечном счёте, потеряют мир. Познание не любит хромоты, хотя бы даже на одну ногу.
      Однако не думайте, что мы с Зеноном вот так запросто уже закончили свою беседу по поводу Ахилла и черепахи, наоборот наша беседа ещё только начинается, мы только выясняем первоначальные позиции, делаем их ясными. Поэтому всё это были лишь цветочки, а будут ещё и ягодки. С Зеноном и с его этой, и с другими апориями нам нужно выяснить ещё множество интересных вопросов.

      Напоследок, хотелось бы выделить ещё вот что.  Хотя мы и сказали, что в грубом приближении за физиками находится  приоритет предмета – физик вынужден иметь дело именно с физической реальностью, и он существенно отличается этим даже от математика. Однако из-за того, что осмысление физической реальности  невозможно в принципиальном смысле без осмысления и субъекта познания, физика в конечном итоге, также не знает свой предмет. Не зная мышления, физика не может постичь до конца и физическую реальность.
      Следовательно, приоритет предмета сохраняется за физикой лишь в относительном смысле.

      С другой стороны, у Зенона и его апорий, несмотря на сознательный выбор мышления, никакого подлинного мышления не обнаруживается, в силу того, что у него нет выхода на субстанциональность, сущность, а в конечном итоге и на бытие, которое он якобы собирается защищать в лице учения Парменида.
      Поэтому две эти неуравновешенные стороны, современная физика и апории Зенона, никогда не могут в истинном смысле, победить друг друга, но, скорее раскачивают весы, на которых сами колеблются – оказывая, не прямое, а косвенное давление на слабые стороны «противника».
      И лишь потому и по причине такого положения дела, сегодня современная физика "нашла" древнего Зенона как своё собственное кривое отображение в зеркале, или как одна частичная половинка находит свою другую частичную половинку, и - приходит в ужас. И наша физика пришла в ужас.

      Итак, пока никакой философии, одна физика и при том, элементарная, но Зенон уже здесь проигрывает такой физике – интуитивно сущностной способ физики вернее рассудочно формального Зенона. Скажем так, в первом приближении…




       .


Рецензии