Вопрос о Зеноне

      Апории Зенона в представлении отнюдь не нуждаются, они в отличие от других философских высказываний, приобрели огромную популярность, особенно в наше время. Пожалуй, никаким другим философским высказываниям так не повезло, ведь сколько не делают сегодня философию популярной, она в своей популярности приживается не очень то хорошо и как-то быстро забывается. А тут эффект налицо. Ахилл никогда не догонит черепаху в связи с нашими рассуждениями, и всё тут. И никто - ни философы с их логикой, ни учёные с их законами, кажется, ничего поделать не могут. А ведь Зенон не столь уж сильно и котируется в философском мире, давайте посмотрим кто он? - ученик Парменида))) - ну быть может не в меру ретивый ученик))). Есть Гераклит, Парменид, Демокрит, Платон, Аристотель - известные, маститые мыслители и есть их труды. А что такое Зенон? - Бесплатное приложение к Парменидовскому учению о Бытии? Тот ученик, что так старался доказать и подтвердить тезисы своего учителя, что намудрил целую кучу всяческих разностей, точней безобразностей - как утверждают, их было около 40, хотя до нас дошли только 9, а в нашей памяти осталась только одна - под названием "позор Ахиллеса". Действительно, и одной достаточно, поскольку все остальные ей полностью подобны по способу своего мышления, и могли бы составлять не число 40, а любое другое число - и 100, и 1000 и 100000... с бесконечным числом нулей. Вот почему апории Зенона и до сих пор продолжают множиться, - каждый изощряется на предмет оригинальности своего способа представить "всё тоже самое", постоянно находятся любители и сочиняют свои собственные новые апории - картинки меняются, образы оспаривают друг у друга право быть самыми заманчивыми, а суть дела при этом не меняется нисколько и стоит на месте как та стрела, которую остановил прямо в её движении этот "противный" Зенон.
      И вот сегодня, мы и займёмся этой сутью, поскольку нас нисколько не привлекают живописные картинки сами по себе и "детский садик" человечества, где оно складывает и раскладывает кубики-мысли, задумчиво вглядываясь в их причудливые грани и очертания, и в свои собственные действия, хлопая глазками, в откровенном недоумениии. Всё это не вызывает трепета в нашей груди. А ещё проще говоря, у меня нет никакого пиетета перед тем, что данная тема считается сложной и неразрешённой до сих пор, что ей занимался сам Аристотель, - занимался, занимался и так и не дозанимался, что многие философы и учёные бьются над ней безуспешно или же успешно, как сами они представляют и чувствуют. Я всего лишь скажу то, что я думаю по этому поводу и меня мало заботит даже то - услышат ли меня...
Возьмём пока одну-единственную апорию и поработаем с ней, саму знаменитую - Ахилл и черепаха и будем двигаться в своих размышлениях не спеша и последовательно.

      Апория звучит так:

Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.
 

      Какой вывод делается из апории?
И здесь мы переходим к самому щекотливому вопросу. Пока слушатели апории пребывают в полном ажиотаже и возмущении, сам Зенон выводов не делает, он выкидывает свои апории как "перчатку нам в лицо" - как нечто потрясающее и шокирующее, как "нате вам" жуйте, однако даже он сам не осмысливает их - что это такое? откуда оно? к чему ведёт? Подразумевается, конечно, что Зенон этим всем доказывает невозможность движения, но где же мысли по этому поводу, где его собственные утверждения так сказать, резюме? Если Парменид говорит: "Только бытие есть, а Небытия нет" - то это утверждение, но что же утверждает Зенон? А Зенон ничего не утверждает, он - "провокатор", Зенон не может обосновать даже то, что исторгает из себя. Выше мы уже написали о том, что Зенон не мыслитель и дальше мы вполне подробно рассмотрим почему это так. Пока же скажем вот что. Если бы Зенон хотя бы высказался по данному поводу, не остался в стороне от собственных изречённых "казусов", мы бы имели дело с ещё одной философией, но мы имеем дело только с "казусами". Зенон подбросил нам их, как подбрасывают незаконнорожденное дитя в чужие семьи и увидев, что дверь открылась и ребёнка увидели, убегают. Итак, первое, что мы должны зафиксировать, что Зенона нет, нет философа и нет философии, а есть "дитя" и нам теперь нужно думать, что с ним делать. Судя по всему первоначальную позицию зеноновских апорий можно определить так - это "защитные тезисы подсудимого", а подсудимый - парменидовское Бытие, - Парменид ведь сказал, что бытие неподвижно и завершено со всех сторон и имеет форму шара, а его противники возразили - а как же движение? И вот приходит наш "таинственный" Зенон, чтобы сбить с ног всех, кто говорит о движении - какое такое движение, говорит он, мы его даже и помыслить не можем. Только начинаем мыслить и у нас сразу же в руках "казус", а движение ускользает от нас и превращается в ничто. Значит, Зенон это контраргумент против контраргумента: Парменид утверждает, его противники отрицают, а Зенон отрицает противников.
Сколь бы ни казалась нам скучной такая генеалогия происхождения Зенона с его апориями, она нам ещё пригодится, скоро увидите почему. Я расписываю её так подробно - не случайно.
        А теперь сделаем ещё одно предварительное замечание, прежде чем займёмся непосредственно самой знаменитой апорией. Замечание это заключается в следующем - апория приводит нас в состояние замешательства, смущения, тупика, парадокса, она не является мыслью, открывающей новые дороги, как Бытие Парменида, или светом, высвечивающим истину, как, допустим, афоризмы Гераклита, или вопросом, задаваемым мирозданию и нам самим, как диалоги Платона, или дефинициями, собиранием смыслов в понятия, как метафизика Аристотеля - нет, она является ТУПИКОМ, она - ОТРИЦАЕТ. И такие тупики Зеноном специально выбраны и собраны, или даже можно сказать больше - специально выдуманы. Мы видим, что движение есть и знаем, что Ахилл конечно же обгонит черепаху, однако такое мышление, которое нам предлагает Зенон - отрицает это. Получается, что движение нет? Или получается, что то, как мы мыслим ни на что не годно? Зенон одним махом отрицает и реальность движения и нас, как мыслящих и способных помыслить существ. Зенон сталкивает не мысль с мыслью, а мысль с реальностью - в его апориях, мы оказываемся между двумя жерновами: с одной стороны, мы находимся как люди в реальности и доверяем нашему практическому, эмпирическому восприятию, а с другой стороны мы находимся в мысли, в мыслительных процессах, доверяясь ходу наших рассуждений, в которых не можем найти ошибки. Но эти две стороны взаимно исключают друг друга! И не так, как противоположности какого-нибудь единства, а абсолютно: либо движение всё-таки есть в мире и Ахилл, будучи более быстрым обгонит черепаху, но тогда всё, что мы думаем ни к чёрту не годится; либо мы мыслим верно, но тогда остаётся только сказать, что реальность не есть реальность и на самом деле там, где мы видим как Ахилл обгоняет черепаху, он всё время бежит позади - что же тогда мы видим и среди чего живём?
       Так что же с нами делает Зенон? Почему он нас так уничтожает?


Рецензии