По конкурсу - Читаем Тэффи

http://www.stihi.ru/2017/09/07/2992 - объявление о конкурсе
http://www.stihi.ru/2017/10/27/3483 - итоги конкурса

Под первой  ссылкой (http://www.stihi.ru/2017/09/07/2992) вы, мои дорогие читатели ТМА, так часто уверяющие меня в полезности для вас моей работы, на протяжении почти двух месяцев имели возможность   оставлять ссылки на ваши стихи, посвященные Надежде Тэффи: о ней самой, о её творчестве, поэтические переложения её рассказов (или фрагментов её рассказов) и ваши стихи, написанные по цитатам  из её  рассказов с вашими собственными сюжетами, но в стиле написания  Тэффи.

Изначально этот очередной  конкурс  Литературной серии ТМА был задуман мною как побуждение  к написанию  новых стихов по заданным цитатам. Цитаты задавали тему стихов, причем,  не требовалось пересказывать стихами чужой  сюжет, можно было придумать собственный. Важнее всего  было  почувствовать саму Тэффи - попытаться войти в ее роль, посмотреть на мир её глазами и написать свои стихи её языком, полным тонкой иронии и скрытой боли, которая почти всегда прячется под  "дурашливыми" наблюдениями писательницы за  происходящим вокруг неё. Тэффи, как никто другой, умела распознавать и показывать читателю  природу человека, а еще -  русский характер, такой  нелепый и необъяснимый, если смотреть на него  глазами заморских прагматиков.

Мне почему-то показалось, что этот конкурс будет вам интересен. И задания к нему вовсе не так сложны, как кажется: Тэффи чем-то сродни Чехову -  её рассказы коротки и легки для чтения, при том, что глубина их всегда  больше, чем мы ожидали. Читать Тэффи не только интересно, но полезно для ума. А ещё (что немаловажно)  - большинство её рассказов есть в интернете. Для самых ленивых или слишком занятых это -  находка: даже в библиотеку идти не нужно - набери в поисковике предложенную мною цитату  и выйдешь на нужный короткий рассказ. Прочти его с экрана и пиши стихи - по свежим впечатлениям!

Для меня загадка, почему мы так легко и охотно публикуем в интернете всякий стёб и полуграмотные поспешные отклики на чужие стихи, но на что-то качественное и серьезное из того же самого интернета наша фантазия почти никогда не отзывается? Может, из-за  отсутствия тренировки? Или из нежелания тренировать свой ум и творческую фантазию, направляя ее в заданном направлении, а не просто нестись по воле банальных рифм,  не зная, куда этот поток нас вынесет? А потом, написав,  поспешно публиковать ЭТО - как тему для еще одного пустого разговора с читателями и сбора столь же пустых отзывов?

Что теперь сожалеть - как получилось, так и получилось! Конкурс не состоялся из-за отсутствия заявок (их было менее 10). И даже тема "Читая Тэффи", объявленная взамен конкурса, никого  не заинтересовала. Тем не менее, завершающий обзор имеющихся в наличии стихов я сделаю, включив в его перечень и свои собственные. Как организатор конкурсов ТМА я не могу участвовать в своих конкурсах , но стихи к каждому  пишу почти всегда - на личной странице. Мне интересно самой почувствовать, насколько трудна и доступна для исполнения тема, которую я придумала и предложила.

В обзорной статье я тоже никогда  не привожу свои собственные варианты написания стихов - мне кажется это нескромным. В этой статье впервые отойду от этого правила - покажу несколько своих стихов. Не от самолюбования, а просто за  отсутствием иного  сопроводительного материала к статье. Так что, извините меня, пожалуйста, за этот моветон и за то, что конкурс с выявлением лучших произведений, с присвоением званий лауреата конкурса и награждением призовыми баллами его участников, к сожалению, не состоялся.

В каждом нашем учебном конкурсе помимо конкурсного задания есть еще и сверхзадача, которую мне хочется  в этом конкурсе решить практически. В конкурсе "Читаем Тэффи" такой задачей было СОДЕРЖАНИЕ. Стихи, написанные по чужой цитате (задающей тему для размышления) в первую очередь должны иметь четкую прозаическую основу - сюжет небольшого рассказа или зарисовки, законченную мысль, которую автор стихов хочет донести до читателя.

Чтобы не повторяться, для тех, кому действительно интересно и полезно обучение азам поэтического мастерства, очень советую перечитать статью "Прозаическая основа стихов" - http://www.stihi.ru/2016/03/21/2111 . Она была написана по материалам другого конкурса, но остается актуальной.

А теперь рассмотрим стихи по Тэффи.

 Сначала стихи участников о самой Тэффи:

   - Пишущая женщина... Людмила Ревенко -

Пишущая женщина 
С пышною косою…
Не дала военщина
Быть самой собою.

Рук холёных полнота,
Серых глаз опалы,
Пронеслись давно года
В дымке серой дали.

Фельетоны и стихи -
Сколок жизни прежней,
Песни в старые мехи
Не загнать в надежде...

Всего три строфы об этой удивительной женщине и ее трагической судьбе. Мне кажется, эта тема раскрыта слишком бегло... К сожалению, даже это -  всё, что есть у меня в наличии. Подробнее о жизни Надежды Лохвицкой (Тэффи) вы можете прочитать на страничке ТМА - перепост статьи Елены Широковой - http://www.stihi.ru/2017/09/06/3309.

*******************************************
Следующая тема, которая заинтересовала наших участников - это "Ностальгия". У Тэффи есть два произведения с таким названием. Приведу отрывок из ее одноименного рассказа, чтобы вы почувствовали литературный стиль Тэффи:

"Вчера друг мой был какой-то тихий, все думал о чем-то, а потом усмехнулся и сказал:
   - Боюсь, что к довершению всего у меня еще начнется ностальгия.
Я знаю, что значит, когда люди, смеясь, говорят о большом горе. Это значит, что они плачут. Не надо бояться. То, чего вы боитесь, уже пришло. Я видела признаки этой болезни и вижу их все чаше и чаще.   Приезжают наши беженцы, изможденные, почерневшие от голода и страха, отъедаются, успокаиваются, осматриваются, как бы наладить новую жизнь, и вдруг гаснут.  Тускнеют глаза, опускаются вялые руки и вянет душа - душа, обращенная на восток.  Ни во что не верим, ничего не ждем, ничего не хотим. Умерли. Боялись смерти большевистской - и умерли смертью здесь. Вот мы - смертью смерть поправшие.  Думаем только о том, что теперь там. Интересуемся только тем, что приходит оттуда.  А ведь здесь столько дела. Спасаться нужно и спасать других. Но так мало осталось и воли, и силы..." / Надежда Тэффи "Ностальгия" (1920г)/

Кроме этого рассказа у Тэффи есть еще и довольно объемная документальная повесть-воспоминание о ее долгом и мучительном бегстве  из революционной России через Украину. Там много тем, великое множество потрясающих наблюдений, трагических размышлений о реальных событиях. Привожу  заключительный отрывок этой книги:

"Последние часы на набережной у парохода «Великий князь Александр Михайлович». Суетня, хлопоты и шепот. Этот удивительный шепот, с оглядкой, исподтишка, провожавший все наши приезды и отъезды, пока мы катились вниз по карте, по огромной зеленой карте, на которой наискось было напечатано: «Российская империя». Да, шепчут, оглядываются. Все-то им страшно, все страшно, и не успокоиться, не опомниться до конца дней, аминь. Дрожит пароход, бьет винтом белую пену, стелет по берегу черный дым. И тихо-тихо отходит земля. Не надо смотреть на нее. Надо смотреть вперед, в синий широкий свободный простор… Но голова сама поворачивается, и широко раскрываются глаза и смотрят, смотрят… И все молчат. Только с нижней палубы доносится женский плач, упорный, долгий, с причитаниями" /Надежда Тэффи, "Ностальгия", книга воспоминаний/.

Есть о чем написать новые и содержательные стихи, постаравшись проникнуть в стиль изложения Тэффи и в ее эмоциональное отношение к событию, не правда ли? Вот что предложили на конкурс наши авторы:
 
 - Ностальгия. Людмила Ревенко -

Ностальгия по былому -
Вы её не знали.
Вдруг предстала  по - другому
Из парижской дали.

Конюх тарантас к обеду
Не спешит представить,
Гости вновь приедут в среду
Коляду нам славить.

…Звон весёлый колокольцев,
Фырканье и ржанье,
Накалённый воздух солнцем,
В сумерки гулянье.

…И ножом садовник старый
Подойдя к беседке,
Роз букет нарежет алый
К Ангелу - соседке,

…Полотенца у купальни
На ветру как флаги,
Рокот грозовой и дальний
В зной добавит влаги.

…За грибами загляни-ка,
И чего же проще -
Поспевает земляника
По лугам и рощам,

Нам её крестьяне-дети
Принесут в лукошках,
Как же позабыть всё это…
…Рыжий хвост у кошки…

... Здесь - лишь номера в отеле
Нет своей кухарки,
Вспоминаю то и дело
Шляпки и подарки.

... А в Совдепии разруха.
Сломана беседка,
И усадьба как старуха
В сарафане ветхом. 

Распакую чемоданы
В номере отеля,
Но забыть в цвету каштаны…
Как бы ни хотела...

Катит молча Сена воды -
На востоке мысли…
Ностальгия хороводы
Носит коромыслом.

*********************************************

А теперь рассмотрим  рассказ Тэффи "Воля". Из него мне показались интересными для переложения в стихи два фрагмента.

Первый:

"У нас  наша северная весна была событие.  Менялось небо, воздух, земля, деревья.  Все тайные силы, тайные соки, накопленные за зиму, рвались наружу. Ревели животные, рычали звери, воздух шумел крыльями. Высоко, под самыми облаками, треугольником, как взлетевшее над землею сердце, неслись журавли. Река звенела льдинами. Ручьи по оврагам журчали и булькали. Вся земля дрожала в свете, в звоне, в шорохах, шёпотах, вскриках.  И ночи не приносили покоя, не закрывали глаз мирной тьмой. День тускнел, розовел, но не уходил. И мотались люди, бледные, томные, блуждали, прислушивались, словно поэты, ищущие рифму к уже возникшему образу. Трудно становилось жить обычною жизнью.  Что делать? Влюбляться? Писать стихи о любви и смерти? Мало. Всего мало. Слишком сильная наша весна. И манит она всеми своими шепотами, шорохами, звоном, светом - на простор, на волю. На вольную волю " (Надежда Тэффи. "Воля" (1931 ?..)/

   - Русская весна. Алкора -

...Менялись небо, воздух, почва,
растенья, спавшие  зимой.
Рождалась сила в них, что хочет
наружу выйти... Писк и вой
зверюшек, птиц и насекомых -
под облаками, на земле,
всех, словно вышедших из комы
иль  победивших  долгий плен
и вновь  живых и полных страсти
существ, растений, пашен, рек,
стремящихся изведать счастье
весны внезапной, чей набег
на севере всегда - событье!

Несутся клином журавли,
река, ломая льды, стремится
умчаться в море, и ручьи
журчат и булькают в оврагах,
и всюду шорох, звон и крик.
А  ночь светла, и на бумагу
ложится план...  Душа горит,
и сон - не в сон, и вечер розов,
а за зарей опять заря...
Не спит поэт и пишет прозой,
пытаясь рифмовать, да зря:
мотается наш добрый малый
по дому,  жаждет воспарить -
всего ему весною мало!
...................................................
Есть в наших русских вёснах прыть
и уйма сил: что крик, что шёпот -
всё так огромно, всё царит,               
зовёт  на волю! К черту ропот,
приличия, устои, быт -       
Мы вольные!!! И будь что будет!!
И вновь стремительный поток,
ломающий разметки судеб,
нас всех уносит...
                Кормчий  - кто?

Другая цитата из этого же рассказа понравилась сразу двум авторам, привожу ее расширенный текст:

"Воля - это совсем не то, что свобода. Свобода - liberte, законное состояние гражданина, не нарушившего закона, управляющего страной. «Свобода» переводится на все языки и всеми народами понимается. «Воля» - непереводима.
При словах «свободный человек» - что вам представляется? Представляется следующее. Идет по улице господин, сдвинул шляпу слегка на затылок, в зубах папироска, руки в карманах. Проходя мимо часовщика, взглянул на часы, кивнул головой - время еще есть - и пошел куда-нибудь в парк, на городской вал. Побродил, выплюнул папироску, посвистел и спустился вниз, в ресторанчик.
При словах «человек на воле» - что представляется? Безграничный горизонт. Идет некто без пути, без дороги, шагает, под ноги не смотрит. Без шапки. Ветер треплет ему волосы, сдувает на глаза — на глаза, потому что для таких он всегда попутный. Летит мимо птица, широко развела крылья, и он, человек этот, машет ей обеими руками, кричит ей вслед дико, вольно и смеется.
Свобода законна.  Воля ни с чем не считается. Свобода есть гражданское состояние человека. Воля - чувство. Мы, русские, дети старой России, рождались с этим чувством воли.  Купите бродяге билет, отправьте его с деньгами и комфортом в чудесное русское место, на Кавказ, в Крым, так он выпрыгнет из вагона где-нибудь в Курске, деньги пропьет и пойдет пешком в Архангельск. Зачем?
      — Да там, говорят, деготь дешево продают.
      — А на что тебе деготь?
      — Да, так, к слову пришлось.
Дело не в дегте, а в том, что надо идти. Идти, куда глаза глядят. Вот она, цель русской души. Куда глаза глядят". /Надежда Тэффи. Воля. (1931 ?)/"

На этот отрывок откликнулись два автора:

   - Ты возьми меня с собой. Людмила Ревенко -

Ты возьми меня с собой   
В даль, до горизонта,         
Только Псы над головой,
Семицветье солнца –       

Вольной вольности полёт,
Тишина ночная.               
В перекатах пропоёт          
Синь воды речная.               

Всё куда-то держит путь,
Ждут в полях просторы,
И леса упрямо ждут,
Ожидают горы.

Вольной вольности полёт,
Тишина ночная,
В плёсах тихо песнь поёт
Глубина речная.

Не томиться взаперти!
По совету ветра
Также вольно вдаль идти,
И ни километра

Не жалеть: к чему полёт?
..Тишина ночная,
Звёзд небесных хоровод,
Свежесть вод речная.

   - Свобода и воля. Алкора -

Нет, ВОЛЯ - это не СВОБОДА.
Свободу в мире знает всяк:
она суть право для народа
быть "как и все", чтоб передряг
(пока закону ты послушен)
не ведать. Словом - liberte.               
Поймут сей сленг единодушно
и наши граждане, и те...

А ВОЛЯ...  Нет, она - иная!
В ней чисто русская судьба,
она без меры и без края -
свобода есть, но нет раба...

К примеру, скажут вам однажды:
"Идет СВОБОДНЫЙ человек".
Что вы представите сейчас же?
Шагает в шляпе имярек,
в руках смартфон и сигарета,
привычно глянул на экран:
"успею!" - Вместо кабинета,
свернул в знакомый ресторан,
чтоб выпить кофе... 
 
                Это ль - ВОЛЯ??
При слове ВОЛЯ что мы зрим?
Бескрайнее, как космос, поле,
и некто в оном: без пути
стремится вдаль, прёт без дороги,
без карт и цели, взором - ввысь,
не смотрит под ноги - весь в Боге!-
нечёсан - волосы сплелись,
в глаза летят, а он без шапки,
но с ветром вместе всякий час -
душой распахнут, без оглядки
готов рвануться... Тут как раз
летит ему навстречу птица -
огромна, крыльями вразлёт,
и он, раскинув руки, мчится,
кричит ей что-то и поёт!!!

То - ВОЛЯ. Да, она иная!
В ней чисто русская судьба,
она без меры и без края-
свобода есть, но нет раба...

****************************************

Следующий рассказ, который мы рассмотрим, это "Жизнь и воротник". Сюжет рассказа образует  история покупки женщиной воротничка, к которому ей срочно потребовалось приобрести  другие предметы одежды и украшения. Совершая покупки, героиня попадает в зависимость "от воротничка", требующего от нее все новых и новых денежных трат. Из этого рассказа, написанного с тонкой иронией,  я выделила   две цитаты, задающих темы для написания стихов.

Первая цитата: (я беру ее шире, чем в конкурсе, чтобы вы познакомились с языком Тэффи):

"Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит ее и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти.

Олечка Розова три года была честной женой честного человека. Характер имела тихий, застенчивый, на глаза не лезла, мужа любила преданно, довольствовалась скромной жизнью. Но вот как-то пошла она в Гостиный двор и, разглядывая витрину мануфактурного магазина, увидела крахмальный дамский воротник, с продернутой в него желтой ленточкой. Как женщина честная, она сначала подумала: «Еще что выдумали!» Затем зашла и купила. Примерила дома перед зеркалом. Оказалось, что если желтую ленточку завязать не спереди, а сбоку, то получится нечто такое, необъяснимое, что, однако, скорее хорошо, чем дурно. Но воротничок потребовал новую кофточку. Из старых ни одна к нему не подходила. Олечка мучилась всю ночь, а утром пошла в Гостиный двор и купила кофточку из хозяйственных денег. Примерила все вместе. Было хорошо, но юбка портила весь стиль. Воротник ясно и определенно требовал круглую юбку с глубокими складками. Свободных денег больше не было. Но не останавливаться же на полпути?"

На эту цитату написали стихи по своим сюжетам сразу несколько авторов:

   -  Кто говорит, мы над вещами властны? Алона Китта -

Кто говорит:"Мы над вещами властны"?
Кто говорит:"Мы властны над судьбой"?
В витринах видим разные соблазны,
И из-за них теряется покой.

А разума слова слабее, тише...
Рассудок онемеет- и молчок,
Когда белье увидим из Парижа,
Крахмальный кружевной воротничок,

И украшений яркие созвездья.
Примерь, купи - на этот зов иди!
И зеркало тебе ответит лестью,
И сердце от восторга улетит.

Но обернется монстром ненасытным
Простая вещь - безделица, пустяк.
И показаться в старом, вроде, стыдно,
И денежный поток почти иссяк.

Жизнь изменилась: в гонке за обновой.
Тебя не останавливает страх.
Ты, кажется, теперь на всё готова-
Солгать, украсть и утонуть в долгах.

Как пони в цирке, ты бежишь по кругу,
Но жизнь не цирк - огромный магазин!
Диктует вещь - петля стянулась туго,
И выход остаётся лишь один-

Всё разорвать и выскочить, оставив
Ненужные соблазны навсегда.
Поступками твоими вещи правят,
А в сердце воцарилась пустота.

Но ожидает ли конец хороший
В рассказе том - узнаем мы из книг...
Как быть, когда в витрину вновь положен
Изысканный и модный воротник?

Ты чувствуешь, опять ныряешь в омут.
Намеренья благие унеслись.
И,хлопая по кошельку пустому,
Промолвишь в оправданье:"Это жизнь..."

   - Маска.  Владимир Курков - 

Потрёпанного жизнью моряка.
обычаями диких папуасов -
не удивить, но сердце добряка,
лихого не почувствовало сразу.
Жене ужасно хочется в музей
взглянуть, как жили те, кто скушал Кука.
Святое! Он, стараньями друзей,
достал билеты.  Ожидала скука.

Жена, как рыба раскрывала рот,
у каждого второго экспоната,
но очень неприятный оборот
смешал все планы: магия, ребята.
Верёвочки, костяшки, черепа
и...- пойман взгляд жены зловещей маской.
- Хочу такую!    
                Словно череда,
впились шипами в мужа злые глазки.

Желание жены, как приговор,
не обсуждалось.
-Ты попал, Василий, - мелькнуло в голове.
- Нелепый вздор:
такую просьбу вряд ли кто осилит.
На счастье? Нет, скорее, на беду!
Вернулся друг из дальнего похода
и маску показал из Тимбукту.
- С ума сойти, немыслимо похожа!

Продлились уговоры три часа.
За маску отдан был любимый "Ролекс",
и цвет свой поменяла полоса
привычной жизни, став чернее смоли.
Жену, как подменили: пару дней
читала труд про жизнь аборигенов,
и тысячи сомнительных идей,
роились в голове, рождая схемы.

Неделей позже - вынесла вердикт:
долой все полки, стулья и кровати.
"Здоровью" маски, якобы, вредит
всё, чем обычный бредит обыватель.
В квартире, ритуальный вырос столб.
Покрыла стены скальная текстура.
Легла на ламинированный пол,
став ложем, леопардовая шкура.

Сегодня маска к ней явилась в сон,
горящим взглядом волю подавляя.
Луну ей подавайте над окном
и срочно заведите попугая.
Василий, молча выслушав жену,
махнул рукой: ему на месяц в море.
Душе же неспокойно. Почему?
А если и его заменят вскоре?

   - Зеленая сумка. Алкора  -

Иной пустяк шутя вотрётся в жизнь,
перевернет, закрутит, взбудоражит
и все с пути сметет.  Ну, как, скажи,
могла я знать, что сумка мне прикажет?

Жила себе, не ведая забот -
не профурсетка, не фанатка моды,
есть что надеть (так думалось!), но вот
зашла в Гостиный - от плохой погоды!

Дождь моросил весь день и доставал.
Тут, как на грех - зелененькая сумка... 
Понравилась. Купила.  Голова,
что думала?? С каким пальто иль курткой

её носить? Пришлось идти в салон,
чтоб подобрать для сумки что-то в пару.
Купила шубку, брюки и бадлон -
сидят неплохо, модненько... Не даром

бюджет семейный вдребезги разбит!
Вот только туфли на платформе, боже!-
они так портят мне мой новый вид:
и цвет не тот, и стиль, и форма тоже -

пора менять, не туфли, а позор!!!!
Я - в обувной, а там опять решенье: 
"Вперёд, где шали, брошки - разный вздор!".
Купила шляпку, пару украшений...
            -----------
Нет лучшего для женщины лекарства,
чем шопинг и хороший магазин!
От новой сумки не ждала коварства,
Но муж спросил: "Где наши деньги, Зин???"

Скандал в семье, обидные подсчеты, -
из-за чего? Всего лишь сумка! Блажь!!!
Сменила цвет волос и  макияж,
и хочется уже сменить кого-то...

   - Голубой автомобиль.  Людмила Ревенко  - 

О! Она решила с мужем:
Нужен им автомобиль!
Ну, не шлёпать же по лужам…
А в ав-то! Ты – господин!

О! Она мечтала здраво:
Выберут под цвет небес…
Размечталась… это, право,
Не такой большой и грех.

О! Вчера же в магазине
С тульей светло-голубой
Шляпку выбрала: «К машине!
Цвет изысканный! И – мой!»

К шляпке докупила сумку –
Голубые небеса,
И имела, знаю, думку
Туфельки под цвет… Числа

Не упомнишь всех покупок…
Гневно муж её твердил,
Что достал её поступок,
И его он разорил…

Но вернулся муж однажды:
На столе записки лист:
"Я ушла! Теперь не важно,
Не считай, что мой каприз

Вызван был совсем спонтанно,
Нет, мой милый и родной,
Просто встретила мужчину –
Цвет машины – голубой…"

Вторая цитата из того же рассказа -"Жизнь и воротник", имела чуть меньший успех (снова привожу ее текст шире, чем в конкурсном задании):
 
"Как существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла по течению, которым ловко управлял подлый воротник. Она обстригла волосы, стала курить и громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность. Где-то, в глубине души, еще теплилось в ней сознание всего ужаса ее положения, и иногда, по ночам или даже днем, когда воротничок стирался, она рыдала и молилась, но не находила выхода. Раз даже она решилась открыть все мужу, но честный малый подумал, что она просто глупо пошутила, и, желая польстить, долго хохотал. Так дело шло все хуже и хуже. Вы спросите, почему не догадалась она просто-напросто вышвырнуть за окно крахмальную дрянь? Она не могла. Это не странно. Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми, И не променяют они эту сладкую муку на здоровое спокойствие – ни за что на свете." /Надежда Тэффи. "Жизнь и воротник"(1911)/

   - Жертва по жизни.  Карине Саркисян - 

Не может Жертва без тирана
На этом свете жизнь прожить.
Её попутчики- пираньи
Со дня рождения, кажись.

В семье- гонениям сестра
Эгоистично подвергала.
Подтрунивать над Жертвой стал
С каких-то пор юнец нахальный.

А в общежитии потом
Студенткой исполняла волю
Двоюродной сестры, притом
По комнате дежурства боле

Считались важными, чем сам
Процесс учебный в институте.
И по рабочим всем местам
Всегда была на перепутье.

На деспотов всегда "везло"
Той Жертве профессиональной.
И наконец ей привелось
Работать как бы наковальней;

Трудиться из последних сил,
Чтоб прокормить себя и мужа.
Тот гнуться Жертве запретил
Под силой малою иль дюжей:

"Коль будешь мягкой чересчур,
Вдвоём мы с голоду погибнем."
Чтоб не отдаться тут бичу,
Обзавелась она и бивнем.

Какая тут, друзья, мораль?
Какой бы ни была ты Жертвой,
Не зрительный, однако, зал
Жизнь для людей, уж вы поверьте!

*************************************
 
Следующий  рассказ Тэффи называется "Международное общество". Тэффи с большой иронией описывает светское общество в Париже, состоящее в основном из российских эмигрантов:

"Настал вечер. Скрытые от взоров лампы разливали томный свет. Тонкое благоухание сандвичей и сдобной булки наполняло воздух. Граммофон плакал гавайскими гитарами. Хозяйка, нарядная и взволнованная, улыбалась международной светской улыбкой. Между прочим, здесь кстати будет отметить свойства светской улыбки. Это отнюдь не обыкновенная человеческая улыбка. Эта улыбка достигается распяливанием рта со сжатыми губами и совершенно серьезными и даже строгими глазами. Улыбка эта говорит не о радости или удовольствии, как обыкновенная человеческая улыбка. Она говорит просто: "Я - человек воспитанный и знаю, какую именно рожу надо корчить перед гостями светскому человеку". Одни только японцы не умеют распяливать рта по-светски и изображают искреннюю улыбку и даже смех, что придает им откровенно идиотский вид. Мадам Ливон усвоила европейскую технику и встречала гостей светской улыбкой" . /Надежда Тэффи."Международное общество"/

   - Улыбка. Алкора -

Ну, наконец-то! Славный вечерок!
Зашло светило, и как будто  стало
на улицах уютней. У дорог
светильники зажглись и засверкала
реклама на витринах городских,
а в интерьерах комнат светской дамы
запахло кофе и бисквитом. Сплин
куда-то делся: не сегодня драмы!
Гостям навстречу вышла из дверей
шикарно  разодетая  хозяйка -
в улыбке европейской! Только жалко,
ни капли правды не было под ней!

Надеть улыбку мигом на лицо
без тренировки - сложная задача,
сей инструмент - подспорье для льстецов
и обществе приличном много значит.
Она - орудье, маска, антураж,
уменье сделать нечто для показа,
прикрытье чувств и практики багаж -
освоенный не с детства и не сразу!
Распяливать в манере светской рот
с холодными и строгими глазами,
а зубы  сжаты!!! - Только идиот
прольётся умилёнными слезами!

Улыбка не сигналит "я вам рад",
(так думающий слишком простодушен!),
но возвещает: "Правила велят
мне эту рожу скорчить - я послушен!"

********************************************
И, наконец, последний рассказ, послуживший сюжетом для стихов, - "Типы и группы".
Привожу расширенный фрагмент текста Тэффи:

"Человеческие взаимоотношения вещь сложная. Они-то главным образом и отягощают земное наше пребывание. Без этих самых взаимоотношений жизнь была бы и проще, и разумнее, и определенные причины рождали бы натуральные следствия, и определенные следствия всегда вытекали бы из надлежащих причин. При взаимоотношениях все переворачивается самым неожиданным образом. Приведу пример. Аллегорический - так выйдет поучительней. Посеял человек овес. И от этой причины, от посева овса, он имеет право ожидать того или иного урожая овса. Хоть самого скверного, самого неудачного. Человек знает, что на полосе, засеянной овсом, взойдет овес. А вот при человеческих взаимоотношениях, на полосе, засеянной овсом, весьма возможно, что вырастет редька. Потому что столько внесётся в это дело брехни, ерунды, дружеских советов, вражеских наветов, воздействий и действий, что самая твердь земная, взбаламутившись, претворит семя овсяное в семя редечное. Никогда в человеческих взаимоотношениях вы не можете знать, какие последствия будет иметь тот или иной ваш поступок. Вы, может быть, думаете, что доброе ваше дело вызовет доброе к вам отношение? Ничуть не бывало. Вы сделаете подарок, а на вас обидятся. Вы протянете губы в восторженном поцелуе, а вам закатят пощечину. Ну, как тут наладить? Как знать, на что идешь?"  /Тэффи. Типы и группы/.


   - Там, где гречку высевал. Алкора -

Лад с людьми - больной вопрос, притча во языцех!
Тут с наскоку не возьмёшь, слаб любой прогноз.
Вот к примеру: сей овес - он и народится,
лишь его на поле ждёшь, как бы тот ни рос!

В отношениях не так: вырастает репа,
там где гречку высевал, пестуя ростки!
Вихрь страстей и так, и сяк в нас летит с прицепом,
хоть подобного не ждал, злу не стлал  мостки...

Отношения людей - без причин и следствий
и всегда, как бутерброд, тот, что "маслом вниз".
Пусть партнер и не злодей -  не переусердствуй:
то в сердцах вам влепит в лоб, то явИт сюрприз!

Может, ищете добра на свои приязни?
Может, маетесь стыдом "как я был жесток"?
Ждёте смысла? Чёрта с два! Логика завязнет:
доброе поймут с трудом, в злом отыщут прок...

***********************************

На этом всё. К сожалению, пришлось в этой статье не столько показывать образцы ваших творений, сколько рекламировать свои, а это неправильно.

От литературной серии я не откажусь: убеждена в её необходимости в наше время. Но скорее всего, буду организовывать не конкурсы, а объявлять тему, под которой вы можете оставлять ссылки на свои произведения (заявки). Если их наберется  не меньше 20, можно будет провести и конкурс. Договорились?

И еще... Если после прочтения этой статьи, у вас возникнет мысль: "Как жаль, что я не поучаствовал!", то я смогу  считать свой труд не бесполезным.
С теплом, Ваша Алкора. 27.10.17.


Рецензии
Дорогая Алкора!
Безусловно Ваш труд не бесполезен! Прочла о конкурсе и, поскольку не была знакома с творчеством Н. Тэффи, стала не только читать её рассказы, но и рекомендовала своим друзьям. Получила огромное удовольствие!
Участвовать в подобном конкурсе, надо иметь и талант, и определенное чувство юмора, и настрой.
Работы замечательные! И за эту статью спасибо огромное!
С уважением,

Валентина Агафонова   27.10.2017 13:06     Заявить о нарушении
Вспомнила (по-моему из ответов В.Маяковского): даже если придёт один человек - буду и ему читать...

Людмила Ревенко   27.10.2017 18:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.