Матильда

Матильда. Фильм. Он всем попортил нервы.
Наш президент, как надо понимать,
Он самый лучший, самый умный – первый!
Теперь для всех, он, как отец и мать.

Неважно где, поставить ударенья.
Всем сёстрам дал по серьгам, по серьгам.
Народ аж рот закрыл от удивленья;
В актёрском братстве вечный шум и гам.

О фильме споры; мерзость ли «Матильда?»
Наполовину, даже и на треть.
Различны мненья: сдать ли фильм в утиль? Да?
Другие - нет! Но прежде посмотреть!

Актёры – это вечные пройдохи.
Всяк за себя, за свата-свояка.
Закатывай глаза, умри на вдохе.
На выдохе – живёхонек! Пока!

Что фильм? Дерьмо в изящнейшей обёртке?
Нет, не дерьмо, пока не влез в дерьмо.
Как убедить? Пойдём, посмотрим – вёртки! -
Дерьмо ли это, не дерьмо само?!

И президента как-то пригласили
В эфире дать на сей вопрос ответ:
«Матильда» фильм; хороший, или-или?
Поголубел в эфире белый свет.

А президент: «А, ну, Учитель, на-ка,
За режиссуру – славная, поди? –
Мой комплимент!» Ну, чем, скажи, не «нака»?
Конфетка, то есть, будет впереди!

«Ты, девочка, Учителю не рада?
Не на поклон… идёшь и гнёшь своё.
Тебе, за то - не то моя награда?
Не то и впрямь везде у нас ворьё?»

Ну вот, и всё! Народ прирос к экранам.
Что ж дальше было с батюшкой-царём?
Покажут, скажут; правда, не с утра нам.
А к вечеру и сами переврём.

И на что только государственные деньги потрачены?
Не говоря уж о том, что под шумок о минировании вокзалов, школ и торговых центров МЧС, наверное, свои учение проводило, не считая никаких затрат денежных – ни простых людей, ни предпринимателей.

“Это фильм не биографический, не о Матильде Кшесинской. Скорее о фигуре наследника и затем императора Николая II, который меня очень интересует”, – прямо говорил в одном из недавних интервью Учитель.

Собственно, вот и ответ, почему именно сейчас возникло возмущение по поводу фильма, который снимают уже около 5 лет. Объективный фильм о Матильде Кшесинской встретили бы благосклонно даже и те зрители, которые не верят в ее близкие отношения с последним русским императором. Но сам режиссер решил пойти со зрителем на конфликт. Трейлер действительно ждали, а дождавшись – ужаснулись.

В наивность Учителя не верят и ученые. Историк Михаил Смолин полагает: “Он не просто художник, который заинтересовался красивой историей, хочет нам что-то рассказать о любви. Он хочет нам именно в 2017 году рассказать пасквиль о человеке, которого большая часть православных в стране почитает как святого, и они будут сильно обижены, увидев то, что увидели. Ведь это единственный фильм в этом году, собственно, про Государя, пока никаких других фильмов к этой дате нет. То есть все колоссальное внимание, которое будет обращено на эту тему, будет направлено только на этот фильм, на единственную интерпретацию. И режиссер об этом хорошо знает”.

Историк Владимир Лавров, который специализируется именно на этом периоде, согласен: “Готовится и осуществляется очень серьезная провокация, смысл какой? Вот будут люди смотреть на икону Николая Второго, а вспоминать про себя постельную сцену из фильма «Матильда» – вот вам и провокация”

«В российском медиапространстве с новой силой разгорается скандал с фильмом Алексея Учителя “Матильда”.
Ранее около полусотни членов альтернативного “Союзу кинематографистов России” “Киносоюза” подписались под открытым письмом “против цензуры” в светской демократической стране и в поддержку фильма. В противовес этому более 16 тысяч подписей – столько набрала петиция организации “Царский крест” за отмену показа “Матильды” в кинотеатрах.

В Минкульте все спокойно.
Просьбы об отмене показа фильма отсылались и в Министерство культуры, однако оно от него всячески открещивается. В частности, в ответ на несколько десятков обращений граждан и многочисленные запросы прессы, министерство уточнило, что “прокатное удостоверение выдается на фильм, производство которого завершено”. Кроме того, уточнили в ведомстве, киностудия “Рок” не подавала пока никаких заявок о выдаче на фильм прокатного удостоверения. “Вопрос о выдаче прокатного удостоверения на фильм «Матильда» будет в установленном законодательством порядке рассматриваться после соответствующего обращения киностудии «РОК»”, – ответили в министерстве.

Кроме того, министерство утверждает, что не выделяло никаких денег на художественный фильм “Матильда”. Формально это действительно так. Хотя в протоколе №5 от 25 июля 2016 года можно увидеть, в том числе и его включенным список кандидатов на получение субсидий в 2016 году.
Однако узнать о дальнейшей судьбе “Матильды” на сайте Минкультуры невозможно, след теряется, и никакой информации о третьем этапе отбора – питчинге (презентации фильмов) нет. Соответственно, нет и информации о решении министерства о субсидиях. Среди фильмов, на которые министерство уже выделило средства, “Матильды” действительно нет, хотя на различные другие проекты оно профинансировало студию Алексея Учителя “Рок” примерно на 60 млн рублей.
Так откуда деньги?

Зато есть более ранние питчинги в Фонде кино, учредителем которого, напомним, является Правительство РФ, а министр культуры входит в его попечительский совет.
Мы посмотрели презентацию проекта в Фонде кино в 2015 году. Любопытно, что в трейлере, представленном на этом показе, нет тех пикантных моментов, которые так возмутили общественность. В двухминутном видео действительно показан очень красивый фильм, пусть и не очень историчный, но и без какого-либо намека на провокацию. Зато декорации, костюмы, актеры – все выглядит великолепно. Ну как на такое и не выделить средств?

“Проект имеет перспективы как исторического блокбастера, рассказывающего уникальную любовную историю, и то, что происходило в это время в стране – это безумно интересно”, – такими нейтральными словами представил фильм Алексей Учитель.

Только в прошлом году Фонд кино выделил 3,9 миллиарда рублей на российские фильмы, а если верить отчетности на их сайте, деньги на “Матильду” выделяются на протяжении нескольких лет подряд, причем она числится в списке “лидеров”, то есть фильмов, которые не обязаны “отбивать” и возвращать средства в прокате.
Точная сумма финансирования Фондом кино не указывается, звучала цифра 130 миллионов рублей, но официальных подтверждений этому нет. Общий бюджет картины составляет около 25 млн долларов. Любопытно, что на презентации в Фонде кино фильм был представлен как изначально убыточный – из 700 миллионов рублей он предполагает отбить в прокате только 215. Остальное – чистый убыток, заложенный в проект, повторимся, изначально. На презентации Учитель оговорился, что в случае хороших кассовых сборов в кинотеатрах сумма может вырасти. По словам генерального директора кинокомпании “Каро-Премьер” Алексея Рязанцева, который высказывал очень большую заинтересованность в успехе картины, во многом будет зависеть от ее рекламного бюджета “с тем, чтобы создать вокруг фильма событие”.

В этих условиях максимальный интерес к картине в его первоочередных интересах, независимо от эмоционального вектора этого интереса. Черный пиар – тоже пиар. Главное – привлечь максимальное число зрителей; нижний порог, установленный для фильма прокатчиками и создателями, – 2 миллиона зрителей.

Казус Винокура
Для того, чтобы аккумулировать финансовые потоки и другие процессы, было создано юридическое лицо – ООО “Матильда”, генеральным директором которой является заместитель Владимира Винокура в одноименном фонде Михаил Шейнин.
Здесь мы подходим к самой интересной части истории. Почему-то в СМИ не слишком широко афишируется, что изначальным заказчиком фильма выступил артист Владимир Винокур, который и выбрал Учителя в качестве режиссера, и проспонсировал большую часть бюджета.
Подробности можно узнать из уст самого Винокура, который рассказал на сайте своего Фонда, что “изначально идея снять фильм о Матильде Кшесинской принадлежит моей жене, бывшей балерине, Тамаре Перваковой”. Винокур действительно очень много внимания и средств уделяет балету, создал и ежегодно проводит фестиваль балета Kremlin Gala.
“Именно Тамара загорелась идеей снять фильм об одной из выдающихся русских балерин, и когда она впервые поделилась со мной своими мыслями об этом, я задумался и понял, что из этой идеи может получиться интересный фильм. Чем больше я читал о судьбе Матильды Кшесинской, тем больше меня захватывала история этой великой женщины – ее судьба и жизненный путь”, – рассказал Винокур. Для реализации идеи он и привлек свой Фонд, а в качестве режиссера-постановщика выбрал Алексея Учителя.
Дочь артиста также профессионально занимается балетом и именно ее изначально планировалось снимать в роли Кшесинской. “Безусловно, моя жена Тамара мечтала о том, чтобы наша дочь Настя сыграла роль Матильды в будущем фильме. Настя даже приняла участие в кинопробах, которые понравились Учителю. Но образ героини был настолько сложным, что Настя подумала и отказалась”, – рассказал Владимир Винокур. Уточним, что Учитель в дальнейшем отверг еще около 300 актрис, выбрав малоизвестную польскую артистку.

Также он отверг множество вариантов сценариев. Эти капризы Учителя обошлись Винокуру дорого. По одному только иску сценаристки Марины Сасиной, которую режиссер отверг уже после сдачи первого варианта сценария, Фонд Винокура выплатил более 1 миллиона рублей. Не будем вдаваться в подробности, упомянем лишь, что сумма претензий по другому иску Винокура к его партнеру, продюсеру Владиславу Москалеву составляет 3,7 млн долларов. Именно Москалев потребовал заменить режиссера “Матильды” из-за его чрезмерной разборчивости, в ходе чего возникли трения с Винокуром. В качестве режиссера он видел только Алексея Учителя.
В результате выбор остановили на сценарии Александра Терехова. Сразу опровергнем слухи о том, что он является сыном Маргариты Тереховой – это два разных человека. Сценаристу “Матильды” 50 лет, однако ни в каких кинопроектах до этого не участвовал, написал несколько книг, за одну из которых даже получил премию. Исторических среди них нет, а по образованию Терехов и вовсе журналист.
Таким образом, получается, что сценарий фильма на серьезнейшую тему, которая может привести к полномасштабному столкновению в российском обществе в годовщину революции 1917 года, пишет дилетант. И никакие великолепные “исторические” костюмы, никакие масштабные “исторические” декорации не сделают фильм более достоверным просто потому, что ложь – в самой его основе. И это уже не фильм о великой русской балерине, об истории русского балета на фоне неких исторических событий, как изначально хотел Винокур, а фильм-скандал и фильм-провокация.
“Авторское видение? – Нет, клевета”


Главный аргумент защитников киноленты – она еще не вышла в прокат и по сути ее никто не видел. Но, во-первых, фактически фильм уже готов и состоялись его предпоказы, так что свое мнение о нем смог составить, например, епископ Тихон (Шевкунов).
“Зачем императрица Александра Федоровна изображена демонической фурией, идущей с ножом (я не шучу!) на свою соперницу? Мстительная, завистливая Александра Федоровна, несчастная, чудная, великолепная Матильда, слабовольный Николай, бросающийся то к той, то к другой. Объятия с Матильдой, объятия с Александрой… Что это – авторское видение? Нет – клевета на реальных людей…”, – сказал владыка в одном из интервью.

“Зачем выдумывать обморок Николая во время коронации с картинно слетевшей с венценосной головы короной? Такой вот «тонкий» намек на будущие потрясения? Зачем заставлять Александра III произносить совершенно бредовую, особенно в его устах, сентенцию о том, что он единственный из Романовых, который не жил с балеринами?” – недоумевал епископ Тихон и отметил, что многие воспримут этот фильм, как реально исторический, а все описанные в нем события – как имевшие место.
Кстати, многие вообще сомневаются, что роман между балериной и тогда еще цесаревичем имел место. Дело в том, что если отбросить слухи, то основная фактура взята из мемуаров самой Кшесинской, написанных вместе с ее мужем, великим князем Андреем Владимировичем, которые по ряду причин вызывают сомнения. Прежде всего потому, что об отношениях с Ники она вспомнила почему-то только в 90 лет.

Михаил Смолин недоумевает: “Существует ее дневник. Он так и остался неопубликованным. Те, кто читал его, говорят, что в записях за соответствующие годы (1892-1894 – прим.ред.) нет никаких указаний на то, что у них был роман. А в 90 лет она написала воспоминания, – вот в дневнике ничего не писала, а в воспоминаниях вдруг почему-то решила обратить на внимание именно на то, что она была с ним в каких-то отношениях. В этом мне видится противоречие – дневник-то пишут как раз по факту того, что происходило – он более откровенным должен быть. А воспоминания – это она больше чего-то там напридумывала”.
Кроме того, подчеркнул Смолин, фильм показывает, что Матильда будто бы не оставила императора равнодушным и после его женитьбы. Хотя даже сама она в этих воспоминаниях упирает на то, что после брака всякое общение между ними было прекращено.

“Это абсолютная выдумка уже самого режиссера, чтобы “гнуть свою линию”. Когда нужно очернить всю монархию, всегда били именно по нравственности монархов. То есть, монархия всегда первичной ставила задачу нравственных идеалов, и всегда били в эту точку, пытаясь скомпрометировать лично Императора, лично Императрицу. Вера, нравственность, семейные устои – главные ценности монархистов, именно по ним стараются ударить, и я думаю, что здесь со стороны Учителя есть вполне осознанные действия”, – полагает историк.

Кстати, фильмов будет два
И это еще один факт, который практически не афишируется. Если с киноверсией отчаянно борются и обсуждают ее выход, в кинотеатры уже направляют петиции, то о существовании версии телевизионной пресса помалкивает. А она уже добилась определенного признания и вышла в финал международного конкурса драматических сериалов MIPDrama Screenings, который проводится в рамках рынка телевизионного и цифрового контента MIPTV в Каннах.
Четырехсерийный телесериал, “полная версия” “Матильды” будет показан на “Первом канале” – главном государственном телеканале страны. Ошибки быть не может – эти данные указаны и на официальном сайте Министерства культуры, и в “профиле” картины на сайте MIPDrama Screenings, а значит, с ними он и номинировался на конкурс.»
Автор: Ива Любомилова
Опубликовано: 09 февраля 2017, 05:41

Правило 63.
Повести о мучениках, врагами истины лживо составленныя, дабы обезславить Христовых мучеников, и слышащих привести к неверию, повелеваем, не обнародовать в церквах, но предавать оныя огню. Приемлющих же оныя, или внимающих оным, как будто истинным, анафематствуем.
 
Толкования:

Зонара. Неверные желая, как кажется, осмеять дела христиан, написали некоторые повествования странные, или даже и смешные, как будто бы повествуемое было сказано, или сделано святыми мучениками, дабы таким образом вера наша подверглась осмеянию, а мученики оскорблению. – Итак, правило не только возбраняет читать таковые, но и требует, чтобы они были сжигаемы. А если некоторые из верующих пользуются ими, как истинными, правило повелевает предавать таковых анафеме.

Аристен. Сказания о мучениках, сочиненные еллинами не должны быть принимаемы в церкви. Сказания о мучениках, написанные еллинами к оскорблению Христовых мучеников, не должно читать в церквах, а должно предавать огню. А кто окажется принимающим их за истинные, тот должен быть предан анафеме.

Вальсамон. Не укрылось от святых отцев, что многие из неверных и христоненавистников, не признающие подвигов святых мучеников и исповедников, или даже и для осмеяния христиан верующих сему, составили некоторые ложные, странные и достойные их злобы повествования, как будто бы это было сказано и сделано мучениками, с тем, чтобы в читающих возбудить неверие, или смех и нанести оскорбление святым. Посему отцы и определили таковые сочинения не обнародовать вовсе, но сжигать, и тех, которые принимают оные, предавать анафеме.


Рецензии
Сколько интересных фактов! Фильм прошел, а оскоминка осталась.

Любовь Прок   04.02.2019 18:11     Заявить о нарушении
Когда ещё и кем сказано было:

"...из всех искусств для нас важнейшим является кино».

Нынешние ниспровергатели всего благого верно следуют заветам Ильича.

Литвинов Сергей Семенович   04.02.2019 19:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.