Анафема - проклятие

Анафема - проклятие,
Страшнее нет его:
"От церкви отлучается
За то-то и за то"

С ним больше не здоровайся
И ни отец, ни мать
Ни хлеб, ни подаяние
Не смей ему подать. 

Он умер для общины,
Он умер для семьи
Столкнешься с ним на улице
Дорогу перейди.

Не хоронить на кладбище
Лишь за его чертой,
Ни в горести, ни в радости
Не знать ему покой.

Проклятие шло из Рима,
Бывало из Москвы,
Случалось и раввины
Проклятие то несли.

Анафему лже-папам (1)
Другой лже-папа слал,
В России же иначе
Анафема была.

Под нею был Отрепьев (2)
Мазепа (3), Пугачев
Раскольники (4) конечно
И даже Лев Толстой.

И Галилей, и Бруно
Первопечатник наш (6)
От церкви отлучённый
За то, что был горазд.

У иудеев знаю
Спинозу (5) одного
Был предан в Амстердаме
Раввинами его. 

Из Португалии беженцы
Боялись, что опять
Потерею прибежища
Причиной может стать.

Что мысли, философия
Несут общине вред...
Отверженным он сделался
И был им с юных лет.

Анафема, проклятие,
Страшнее нет его:
"От церкви отлучается
За то-то и за то”



(1) Антипапа (лже-папа)— в Католической церкви так принято именовать человека, незаконно носившего звание папы. Обычно вопрос о том, кто из претендентов, одновременно оспаривавших папский сан, являлся законным папой, а кто антипапой, решался уже после исторической «победы» приверженцев одного из них. При принятии папами порядкового номера номер папы, признанного антипапой, не учитывается. Несмотря на то, что церковь не признаёт антипап, в выходящем ежегодно официальном справочнике Annuario Pontificio в реестре понтификов их имена присутствуют, заключённые в скобки

(2) Григорий Отрепьев (мирское имя и отчество — Юрий Богданович, «полуимя» — Гришка Отрепьев) — монах, дьяк Чудова монастыря (в московском Кремле), одно время выполнял секретарские обязанности при патриархе Иове. Сын галичскогодворянина Богдана Отрепьева. Был близок к семейству бояр Романовых, служил у Михаила Никитича. Около 1601 года бежал из монастыря. По распространённой версии, именно Григорий Отрепьев впоследствии выдавал себя за царевича Дмитрия и взошёл на русский престол под именем Дмитрия I.

(3) Иван Степанович Мазепа, 1639 - 1709 — государственный и политический деятель, второй кавалер Ордена Святого апостола Андрея Первозванного, участник Северной войны.  В 1708 году тайно перешёл на сторону противника Российского государства в Северной войне — шведского короля Карла XII, почти за год до его разгрома русской армией. За измену присяге предан гражданской казни с лишением титулов и наград, которые он получил от царя. В 1709 году Петр I приказал изготовить в единственном экземпляре Орден Иуды, которым наградили Мазепу за предательство русского царя. Русская православная церковь предала Ивана Мазепу анафеме. После поражения Карла XII под Полтавой (1709) бежал в Османскую империю и умер в городе Бендеры.

(4) Раскольники: Реформы Никона, начатые в 1653 году по унификации русских чинов и богослужения по современным по тому времени греческим образцам, встретили сильную оппозицию со стороны сторонников старых обрядов. В 1656 году на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию.

(5) Бенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза,  лат. Benedictus de Spinoza; 24 ноября 1632 года, Амстердам — 21 февраля 1677 года, Гаага) — нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени
Высказывания Спинозой «неортодоксальных» взглядов приводят к обвинению в ереси и исключению из еврейской общины (херем в 1656 году).

(6) Иван Федоров (1520-1583)- Отлучением от церкви в России наказывали, также как и в Европе, часто самых умных и прогрессивных людей. Вот казалось бы — чего плохого в книгах? А первому печатнику Ивану Федорову пришлось пострадать за свое изобретение. Дело в том, что до него, написание книг и летописей было очень трудоемким и богоугодным делом, ведь все фолианты писались от руки и занимались этим, как правило монахи.
Иван Федоров же рискнул открыть первую типографию, тем самым сильно упростив и обесценив процесс. Московское духовенство обвинило Федорова и его печатников в ереси, узнав об этом, простые люди пошли громить типографию. В результате драгоценный станок был разбит, а помещение сожжено. Сам же Федоров позже уехал в Литву.


Рецензии