Ломоносов. Православный? Атеист? Наука или вера?
Итак, как же к вере относятся лучшие умы человечества?
Ломоносов – величайший русский учёный мирового значения, поэт, энциклопедист, архитектор и и т.д. Перечисление того, в чём он преуспел, займёт не одну страницу. Но нас интересует другое - Как он относился к науке и вере? Был ли он атеистом-материалистом или верующим православным человеком?
Чтобы выяснить это, достаточно прочитать некоторые высказывания и стихи Ломоносова.
Словно предчувствуя, что через два столетия про него будут писать, что он был "материалистом", Ломоносов слагает такие строки в переложении псалма 26-го:
Услыши, Господи, мой глас, Когда к тебе взываю,
И сохрани на всякий час: К Тебе я прибегаю...
Меня в сей жизни не отдай Душам людей безбожных,
Твоей десницей покрывай От клеветаний ложных...
Ко свету Твоего лица Вперяю взор душевный,
И от Всещедрого Творца Приемлю луч вседневный...
Сколько у Ломоносова таких строк! Его классическая Ода об Иове начинается:
О ты, что в горести напрасно На Бога ропщешь, человек...
Ломоносов считает, что наука только подтверждает Величие БОЖИЕ и БОЖИЮ Премудрость, создавшую наш мир. А Любовь БОГА к людям явлена тем, что ОН ради их спасения, послал на страдания своего единородного Сына.
Сколь созданных вещей пространно естество,
О сколь велико их создавше Божество!
О сколь велика к нам щедрот Его пучина,
Что на землю послал возлюбленного Сына!
Не погнушался он на малый шар сойти,
Чтобы погибшего страданием спасти.
Ломоносов как учёный восхищается Творением БОЖИИМ:
В безмерном углубля пространстве разум свой,
Из мысли ходим в мысль, из света в свет иной,
Везде Божественну мы мудрость почитаем.
В благоговении весь дух свой погружаем.
Чудимся быстрине, чудимся тишине,
Что Бог устроил нам в безмерной глубине...
А это к неверующим и ложно верующим, не понимающим сути Духовности, Православной веры и Церкви.
О вы, что Божество в пределах чтите тесных...
Вперите мысль, чему Святитель сей учил,
Что ныне нам гласит от лика горних сил.
На милость Вышнего, на истину склонитесь,
И к Матери своей вы Церкви примиритесь...
Ломоносов считал, что вера не противоречит науке и не отрицает её. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской)пишет: «Только малообразованные люди думают, что наука "противоречит вере в Бога", а вера в Бога "отрицает науку". На самом деле наука и религия, - две разные и одинаково законные области человеческой жизни. Они могут одна другую пересекать, но противоречить друг другу они не могут. Так думал и Ломоносов...
Вот, что он говорит, предвосхищая воззрения многих больших ученых наших дней: "Природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собою. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая книга - видимый сей мир. В этой книге сложения видимого мира - физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть тоже, что в книге Священного Писания пророки, апостолы и церковные учители».
Ломоносов не просто глубоко верующий человек, но он защитник науки и веры.
В послании к И. И. Шувалову «О пользе стекла» академик обращается к трудам богослова V века блаженного Августина, говоря, что Августин пришел бы в восторг от новых доказательств бытия Божия, добытых наукой. В знаменитой работе «Явление Венеры на Солнце» (1761) Ломоносов использует обширные цитаты из творений отцов Православной Церкви Василия Великого и Иоанна Дамаскина, рассуждая о способах толкования Священного Писания. Здесь он прямо и однозначно выражает свою позицию христианина-ученого: «Христианская вера стоит непреложна. Она Божиему творению не может быть противна, ниж; ей Божие творение, разве тем чинится противность, кои в творения Божия не вникают».
Ломоносов был великим учёным и воцерковлённым православным, глубоко верующим человеком. И не он один. Большинство великих учёных верили и верят в БОГА, ибо «Поверхностные знания отвращают от БОГА, глубокие и основательные ведут к НЕМУ». (Философ Ф.Бэкон)
Использованы фрагменты из книги Архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховской)
"Беседы с русским народом»
Свидетельство о публикации №117102407922
Ломоносов не испугался гонений со стороны синода и продолжал выступать против церкви. Ломоносов требовал «привилегий» для науки, важнейшей из которых он считал свободу научных взглядов от преследований церкви. «Духовенству к учению, правду физическую для пользы и просвещения показующему, — писал он, — не привязываться, а особливо не ругать наук в проповедях».
Ломоносову не удалось получить просимых «привилегий» для Академии паук. Воинствующая деятельность синода не приостановила, однако, его выступлений против реакционного духовенства.
В 1761 г. Ломоносов написал статью в виде письма к графу Шувалову «О размножении и сохранении русского народа». В этой статье Ломоносов говорил о вреде, который наносят народу ранние браки, выступал против монашества, считая, что «монашество есть черным платьем прикрытое блудодеяние», осуждал обычаи крестить детей зимой в холодной воде, что вызывало среди детей большую смертность. «Таких упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодной водой, — писал Ломоносов, — почитаю я палачами за тем, что желают после родин и крестин вскоре и похорон для своей корысти». В этой статье Ломоносов выступал также против постов и обжорства, установленных обрядами православной церкви, видя в них настоящее «самоубийство» для народа.
При жизни Ломоносова статья «О размножении и сохранении русского народа» не была опубликована. Впервые, но не полностью, её напечатали в 1819 г. в журнале «Древняя и новая словесность». Духовное ведомство нашло статью великого учёного оскорбительной для церкви. В ней, по отзыву духовной цензуры, «содержатся выражения и мысли, частью предосудительные учению и обрядам, принятым православной церковью, частью несправедливые и оскорбляющие честь нашего духовенства». Статью Ломоносова признали безбожной и конфисковали, а цензору за её пропуск объявили выговор. В полном виде статья была напечатана только в 1871 г." - вот факты. Я читая книги: " В лесах", "На горах", "Хмель", "Нечистая сила"...., был в недоумении, почему почти в каждой семье болели падучей. Прочтя, статью Ломоносова, всё встало на свои места.
Сергей Викторович Сидельников 17.11.2017 20:35 Заявить о нарушении
Но главное - М.Ломоносов, критикуя недостатки, никогда не выступал против Православия и Церкви, и был прилежным её прихожанином. Так, что он иудам - не товарищ, не примазывайтесь.))
Славен Любомиров 5 18.11.2017 00:24 Заявить о нарушении
Сергей Викторович Сидельников 18.11.2017 00:46 Заявить о нарушении
Языческое мирочувствование несотворимо и нерукотворно. Оно не имеет какого-то основателя, главного учителя и законодателя. Язычество согласно Русскому Духу. Боги и верования проходят, а Природа и её чарующее волшебство остаются навечно!
Все люди по-разному понимают язычество. Язычество - многолико. Для кого-то на постсоветской подстилке наше русское язычество оказалось таким же товаром, как импортные секты и увлечения типа сайентологии и дианетики. Для других же - оно явилось источником органичности тела и души, разума и чувств. Кто-то понимает его так, а кто-то - иначе. Сегодняшнее язычество может немало расходиться с тем язычеством, что существовало в древности. Мы же не можем точно знать каким оно было на Древней Руси. Но в этом нет ничего страшного. Для современного язычества не имеет смысла брать всё один к одному из древнего язычества. Чем плохи народные легенды, эпосы? Чем плоха сама Природа? Язычник сам понимает окружающий мир так, как подсказывает его разум и сердце. В язычестве нет никаких написанных догм, обязательных к выполнению для всех. И это его самая ценная, самая сильная, дающая свободу вещь! Оно дает людям выбор. Чужая вера (такая как христианство) - это рабство. А в язычестве выбор меняют на каждом шагу. Это и есть свобода воли.
Мы возьмём из нашего язычества всё самое сильное, самое волевое, самое лучшее, самое жизнеутверждающее, - и пойдём трудной дорогой лишь затем, чтобы обрести самих себя!
Я просто хочу, что вы задумались! Чтоб жили душой и сердцем,а не канонами. Когда мы говорим: "Моё тело!", да оно моё, верно. А когда мы говорим: "Моя душа!" - это, не верно! Так как "Я" - и есть душа! Вы верите в Христа, верьте, вам никто не запрещает. А я за знания! И ведаю, что его никогда не было, ни как человека, ни как сына божьего. Сын божий - церковный служитель. Вы, я понимаю, даже об этом и мыслить не посмеете! Страх и сомнения мешают нам жить полноценной жизнью. И обо мне не беспокойтесь, вот, меня никогда не тянуло в стадо. Вырос я, на хуторе один до школы в проулке игрался. И когда я один: никого не ругаю,даже созерцаю! :)))
Сергей Викторович Сидельников 01.12.2017 21:19 Заявить о нарушении
Игорь Левонович Абрамов 01.12.2017 21:59 Заявить о нарушении
Сергей Викторович Сидельников 01.12.2017 22:15 Заявить о нарушении
В свою очередь некоторые «славянские жрецы» (А. Хиневич, Н. Левашов) конца ХХ века начинали неоязыческую проповедь в России только после возвращения из США и Израиля. Некоторые делают из этого вывод, что «родноверие» - проект западных спецслужб. Другие полагают, что «родноверие» - еврейский проект израильских спецслужб.
Учитывая, что ряд неоязыческих «волхвов» имеет неславянскую внешность и не брезгует заимствованиями из каббалы и иудаизма для своей псевдорелигии, такая идея кажется вполне убедительной. Тем не менее, учитывая все доступные на сегодня факты, приходится признать, что «родноверие» все же появилось на Руси. Однако не в древней Руси, как наивно верят сами неоязычники! «Родноверие» пришло вовсе не из глубины столетий, оно имеет определенную и свежую прописку: XX век, СССР. Каким образом атеистическое государство смогло породить новую религию? Оставим этот общий теоретический вопрос социологам и другим ученым, а сами лишь остановимся на конкретных моментах."
Ссылка - http://maxpark.com/community/5512/content/5935115
Игорь Левонович Абрамов 01.12.2017 22:19 Заявить о нарушении
Сергей Викторович Сидельников 01.12.2017 22:26 Заявить о нарушении
В поисках своих корней следует обращаться не к чужеродному Иисусу Христу, а к тому состоянию духа и культуры, которое было до нашествия израильской ублюдочной жидохристианской секты. А также к тем формам, который был вынужден выработать русский народ, приспосабливая эту антижизненную религию к жизни. Не Христу каноническому поклонялись все 1000 лет русские люди, а образу того Христа, которые они вообразили для себя сами. “Душа по своей природе христианка” - часто слышишь от христиан. Ваша душа, христиане, возможно, и христианка, но избавьте от вашей напасти. Христиане, конечно, вкладывают в понятие “христианка” не реальное содержание проповеди Иисуса, а личное понимание духовности. Канонический Иисус для большинства христиан полностью неизвестен.
Сергей Викторович Сидельников 01.12.2017 22:31 Заявить о нарушении
Игорь Левонович Абрамов 01.12.2017 22:34 Заявить о нарушении
Излюбленный выпад жидов!!!
Игорь Левонович Абрамов 01.12.2017 22:54 Заявить о нарушении
Сергей Викторович Сидельников 01.12.2017 22:57 Заявить о нарушении
Сергей Викторович Сидельников 01.12.2017 23:08 Заявить о нарушении
http://mikhaelkatz.livejournal.com/110310.html
Игорь Левонович Абрамов 01.12.2017 23:21 Заявить о нарушении
Ре-лигия - реанимация масс(лиги). Я спорить не буду, так как сам вижу, что некоторым религия нужна, может, даже необходима. Но славянам она смерти подобно, не зря до 1914г было около 180 млн. А сейчас? А китайцев было около 400 млн., а сейчас? Коммунизм то тоже написан по заповедям библии. Библия по языческим заповедям.Под корректировали и готово! Потом переделывали 100 раз.Что ж народ так быстро забыл, в Питере не могли пройти икону,церковь чтоб снять и не помолится, а через три дня после зимнего, уже совсем не крестились, пели Марсельезу, хороня погибших товарищей и не позвали никого даже отпевать. Сейчас, стали опять навязывать и строить церкви, в каждом вокзале христианский уголок. ДО революции то же интенсивно строили церкви. Игорь, молодец, упрямый. Но я вот, что скажу: "На услугу по просьбе не прошенной, все усилия зря будут брошены. Мы медвежью услугу оказываем, когда, что-то кому-то навязываем!" А народы России: русские,калмыки, башкиры, удмурты,... все в дружбе жили. И скорее всего, когда-то на земле жили все народы в дружбе, был один язык и культура. Но не религия! Если были первые люди на земле, то они знали правду о себе, а мы не знаем, за что и несём огромную цену.
Сергей Викторович Сидельников 01.12.2017 23:57 Заявить о нарушении
Невероятная история произошла в Харбинев начале нашего века и была пересказана известным певцом Александром Вертинским. В то время город был русскими эмигрантами, которые привезли с сробой множество икон и даже на железнодорожном вокзале поместили большую икону Святителя Николая Чудотворца. Однажды ранней весной в здание вокзала вбежал мокрый с головы до ног старый ктиаец и распростёрся на полу перед иконой, протягивая к ней рукии что-то бормоча с большим чувством. Оказалось, он шел по сабому льду через реку и провалился в полынью. Его уже затягивало течением под лёд, когда он вспомнил, что русские всегда просят помощи у какого-то "старика", изображение которого висит на Вокзале. "Старец с вокзала, Старец с вокзала, спаси меня!"-были последние его слова; потом он потерял сознание. Очнулся он на другом берегу и первым делом бросился на вокзал благодарить Святого Старца за спасение.
Игорь Левонович Абрамов 02.12.2017 00:10 Заявить о нарушении
Сергей Викторович Сидельников 02.12.2017 01:16 Заявить о нарушении