Потом
клочки любви
распластаны в пространстве
вселенной душ
так больно-живы
мятутся
тянутся друг к другу
чтобы срастись
и вопреки всему
единством стать.
Адам
*
и Ева:
из тебя – выживая
тебя – проживая
тебя возрождая
в себе
всеми женскими именами
тебя величая
в осколке зеркальном
твоим отраженьем
на вечно юном челе
живу
люблю
и
возвращаюсь
тобой
в тебя
к тебе
*
а Каин до сих пор думает
что родители
(и Создатель тоже)
больше любили Авеля
он же не собирался никого убивать!
(и что это такое?)
просто хотел
чтобы его любили
больше всех
*
А вель – туманом над посевами каиновыми,
В есенним дуновением над колыбелью Сифа,
Е го горемычных родителей тщетной надеждой
Ль ётся, вздыхая о прошлом...
Свидетельство о публикации №117102410300
Ладно, по содержанию.
Тема чувства, как синергии, которая собирается путем поиска по неизвестному принципу для простоты обращения названа любовью. Несколько смутили клочки. Такое определение дается продукту деструкции, когда произошло какое-то разрушение целостности и эти фрагменты имеют хаотическую форму и даже такое-же содержание, ведь это бывшее целое...Клочки распластаны в пространстве. Опускаем пространство, но выражение "распластаны" говорит, что эти остатки имеют локализацию плоскости. Распластанность, принадлежность к пласту говорит о некоей временной обездвиженности или статике, а здесь они мятутся, в статике пребывая...
По тексту, в вашем предположении эти кусочки в пластах. Тянутся - это еще возможно, но Вы же хотели передать внутренний процесс волнения, здесь Ваш вариант сбился на внешний признак. Попробуйте найти другое определение для этого состояния или переживания.
Все эти кусочки, мечтающие об единстве итожатся первым мужчиной. Так лирический герой представляет Адама. Почему-то иронически в соотношении с пластами, вспомнилось народное про штабеля...
Потом идет Ева. И если Адам стал итогом деструкции, то у второго фрагмента, Ева идет как заглавие и предваряет все, что будет о ней рассказано. Такой чести Адам не удостоился, о нем мы читали, не зная, кто он...
Адам был безголос, нем, почти беспомощен. Ева появляется уже говорящей, и не просто говорящей, а анализирующей то, что происходит. Ну как бы там не говорили о гендерных штучках, наверное эта тема так пропитала суть, что уже и не вопрос, что там было сначала, ребро или по ребрам.
Ева рассказывает историю своего появления через систему глаголов. Первый "выживая", имеет двойственное значение в смысле "преодолеть недуг", или "сжить со света"...В каком из них позиционируется лирическая героиня, сразу не очень понятно, хотя после "тебя проживая"...Становится явно, что пассивная роль Адама не показалась, она такая и есть, он для Евы только фоновое существование, и Ева его выжила, а потом прожила вместо него...Потом, когда она устала, она его решила вернуть. Вернуть через множество женских имен...Процесс, который был описан в первом фрагменте с кусочками, получил продолжение. Теперь мы знаем, почему появились кусочки, стали пластами, а потом тянулись..Это Ева создавала себе нового партнера..А собрала она его почти из сказки Андерсена, "Снежная королева" из "осколков зеркальных"...Она называла его всеми женскими именами...(почему женскими?) и в итоге получился Он.
Сделав то, что хотелось, своими руками и чувствами...Ева смогла жить и любить..Ну ..как не любить результат своего божественного промысла..Сначала раскатать в пласты, а потом собрать из осколков...Очень похоже на сложную систему жизни. Но, автономность Адама, это то, о чем он может даже не мечтать, потому что Ева стала им...И им к себе вернулась, в него им вошла и нашла там его...Эту сложную матрешку местоимений трудно представить, оперируя всего двумя персонажами...
После этих сложных метаморфоз идет фрагмент о Каине и Авеле..Переход с партнерских отношений к родственным говорит о том, что чувство любви реализуется и работает по разному...Но есть и схожести..Ведь история, описанная автором в отношении Адама, чем-то напоминает и противостояние Авеля и Каина перед родительской любовью..Вывод случайности убийства брата, как объяснение роли любви, катализатором состояний аффекта, наталкивает на мысль, что автор оправдывает свою лирическую героиню и все, что она совершала в отношении Адама..Других причин появления этого сюжета, найти не удалось...
Финальная часть отсылает читателя к пейзажу, который в метафизическом смысле приобретает значение магической мастерской, где Авель, ставший туманом, окучивает всходы своего ревнивого брата. Финальный эпизод написан в виде акро, с выделением имени жертвы "Авель"...
Хронология событий и название "Потом" позволяют увидеть концепт авторской мысли, это идея о том, что в мире все взаимосвязано и взаиморазорвано великой энергией любви..А диалектика такая: чтобы однажды остаться живым, сначала нужны стать мертвым. Но это, если читать образы в их прямом выражении. А вот если воспользоваться принципом Таро, где карты имеют противоположное значение, то смысл все равно прибьется к любви..Земля-то круглая.
Никто никогда не задавался вопросом, а не спасся ли Авель, будучи убит...От земного ада...
Кшесинская Деметра 28.10.2020 14:37 Заявить о нарушении
Спасибо. Наконец-то, появился человек, который захотел высказаться по-существу.
Если читать эти стихи, как лирику, то тогда действительно всё непонятно. Но это не лирическое стихотворение, и в нём действуют не лирические герои, и живут они не по законам лирики.
Итак, структура. Я не литературовед, но, мне кажется, можно охарактеризовать эту композицию, как свободный стих со сквозным развитием. Или поэтическую инсталляцию (по аналогии с художественными инсталляциями). Мне не важно, как это называть,важно, чтобы сама форма рефлексировала на содержание или, в данном случае, образ.
Статичность слова "распластан" очень условна. Да, объект, может быть распластан, но, будучи живым, проявлять инициативу в попытке преодолеть своё безысходное положение.
"Отснежинивание", правда, довольно спорный приём. Кому-то это помогает, кому-то мешает. Как Вы могли заметить "звёздочки" или "снежинки" не всегда расставлены в "правильных" местах. Так одна из них разграничивает слова "Адам" от "и Ева", подчёркивая неестественность этого разделения. Продолжаю думать над этим. Возможно, уберу.
Теперь о содержании. Всё начинается с названия. Оно, как и во многих других моих стихах, является не заявлением темы, но фактическим началом или же ключом. И название "Потом" говорит о том, что что-то уже произошло до начала самого повествовования. И, в ходе прочтения, мне кажется, должны отпасть всякие сомнения в том, что эти события ни что иное, как библейская история грехопадения.
Представьте, что Вы смотрите кино, которое начинается с картины катастрофы. Обломки летательного аппарата, части человеческих тел,безжизненно "распластанных" в пространстве, где время остановилось. Вы совершенно точно ощутили это! "...клочки. Такое определение дается продукту деструкции, когда произошло какое-то разрушение целостности и эти фрагменты имеют хаотическую форму и даже такое-же содержание, ведь это бывшее целое..." Именно поэтому первую часть невозможно читать, как описание Адама - мужчины. Вглядитесь в воображаемый экран: и Вы заметите, как на нём начинают проступать два имени: "Адам" и - не сразу - "и Ева". "...и Ева" Может быть, это название этого самого космического корабля или же имя того единого Целого, потерпевшего крушение во "вселенной душ"? Имя Адам в библйском понимании имеет два определения, и первое из них - первый Человек и уже потом - мужчина. "И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их".Бытие 1:27
Физические объекты, лишившись жизни, не могут ожить. Неживые вещи могут быть восстановлены, но не будут страдать при этом. Другое дело - дух. Адам и Ева в данной композиции не являются любовным дуэтом, это единое существо, которое пытается восстановить нарушенную связь. Попытка возвращения в свою естественную целостность, которая не может проявиться без мучительной трансформации:
из тебя – выживая
тебя – проживая
тебя возрождая
в себе
и надежда:
живу
люблю
и
возвращаюсь
тобой
в тебя
к тебе
Деметра, особое спасибо за продолжение темы о Каине и Авеле. Да, они тоже части единого Адама. И они несут в себе шрам разделения. Прекрасный, трудолюбивый, не знающий, что такое смерть, жаждущий любви и общающийся со Всевышним напрямую. Каин. Убийца. Результват проявления высшего Эгоизма (точка разрыва):
"хотел
чтобы его любили
больше всех"
И Авель. Пассивный Альтруизм. Пассивный, а посему, не жинеспособный. Именно поэтому он и погибает. Имя Авель имеет на иврите множество значений: в каждой строке - обыграно одно из них. По замыслу, в совокупности они составляют его портрет, а также характеризуют его сакральное назначение.
Упоминание колыбели праведника Сифа - проекция деятельного Альтруизма.
Любовь, конечно же, присутствует в этом стихе. Она - условие восстановления и принцип существования.
Надеюсь, не утомила. :)
Ещё раз, с благодарностью,
Юнона Таранова 29.10.2020 02:49 Заявить о нарушении
Нет. Все хотят другого. А где на этих всех этого всего взять, если мир живет по закону "би". Двуполярности, иногда говорят о монадах, то есть, еще и земля идет...Плюс, минус, земля...
Поэтому, что бы шахматы остались, кому-то приходится не играть в них, а ломать. Убивать и умирать сложнее, чем любить, это без обсуждений...И поэтому с точки зрения высших сил еще не факт, что Авель - добро, а Каин - зло. Все сложнее и болезненнее...Выводов не делаю, просто инфа к размышлению. Природе наше созидание, храмы, искусства, технологии - до лампочки, она должна накормить зверя любви...А чем..когда все хотят только..успеха..Вот и приходят Каины...И я один из них...Отнюдь не Авель..
Кшесинская Деметра 29.10.2020 04:55 Заявить о нарушении
Успех же вплотную связан с признанием. А признание - проявление любви. Но любви в своём ущемлённом, обрывочном варианте. Именно эти клочки любви так "больно-живы". Их срастание происходит мучительно и так часто - неверно. А после этого руби, как неправильно сросшуюся кость. Это и есть история человечества.
По поводу Вашего личного "каинства". Воля Ваша, Вы себя лучше знаете. :) Хотя... В каждом человеке живёт и Каин, и Авель. Так же, как и Адам, и Ева (что, кстати, подтверждается также и на генетическом уровне). В ком-то больше одного, в ком-то - другого.
По уровню духовности человечество (Адам) всё ещё находится во вселенской реанимации. И здоровье этого пациента во многом зависит от его желания выздороветь.
Что же касается успеха=признания=желания быть любимыми, то в этом нет ничего плохого. Плохо, если это всё добывается за счёт кого-то ещё. Вернувшись к моей концепции, замечу, что Каин не просто хотел, чтобы его любили. Он хотел, чтобы его любили больше всех. И предпочтение, которое Всевышний отдал его брату, привело Каина в такое бешенство, что он сотворил то, о чём не ведал: убийство. И мы так часто убиваем Авеля в себе. И ненавидим себя за это. Единственный выход из этого окаянного состояния парадоксально прост: любить себя такими, какие мы есть, и любить ближних, как самих себя. И будет нам счастье. :)
Юнона Таранова 29.10.2020 07:54 Заявить о нарушении
Кшесинская Деметра 29.10.2020 08:40 Заявить о нарушении
Юнона Таранова 29.10.2020 09:01 Заявить о нарушении
Кшесинская Деметра 29.10.2020 09:10 Заявить о нарушении