И. А. Бунин и музыка
МУЗЫКА
Я взялся за дверную ручку, потянул ее к себе - и тотчас же заиграл оркестр. За раскрытым окном шли назад лунные поля - дом стал бегущим поездом. Я тянул то крепче, то слабее - и, необыкновенно легко согласуясь с моим желанием, то тише, то громче, то торжественно ширясь, то очаровательно замирая, звучала музыка, перед которой была ничто музыка всех Бетховенов в мире. Я уже понял, что это сон, мне было уже страшно от его необыкновенной жизненности, и я сделал отчаянное усилие очнуться и, очнувшись, сбросил ноги с кровати и зажег огонь, но тотчас же узнал, что все это опять дьявольская игра сна, что я лежу, что я в темноте и что нужно во что бы то ни стало освободиться от этого наваждения, в котором, несомненно, чувствовалась какая-то потусторонняя, чужая, хотя в то же время и моя сила, сила могущественная нечеловечески, потому что человеческое воображение обычной, дневной жизни, будь то воображение хоть всех Толстых и Шекспиров вместе, может все-таки только воображать, грезить, то есть все-таки мыслить, а не делать. Я же делал, именно делал, нечто совершенно непостижимое: я делал музыку, бегущий поезд, комнату, в которой я будто бы очнулся и будто бы зажег огонь, я творил их так же легко, так же дивно и с такой же вещественностью, как может творить только бог, и видел творимое мною ничуть не менее ясно и ощутительно, чем вижу я сейчас, наяву, при свете дня, вот этот стол, на котором я пишу, вот эту чернильницу, в которую я только что обмакнул перо...
Что же это такое? Кто творил? Я, вот сейчас пишущий эти строки, думающий и сознающий себя? Или же кто-то, сущий во мне помимо меня, тайный даже для меня самого и несказанно более могущественный по сравнению со мною, себя в этой обы-денной жизни сознающим? И что вещественно и что невещественно?
25 мая 1924
Романсы на стихи Бунина:
Р. Глиэр Ночь печальна
Смерть
Снова сон
Как светла, как нарядна весна
Ночь идет
Звезды ночью весенней нежнее
С. Рахманинов Ночь печальна
Я опять одинок
А. Гречанинов На распутье в поле диком
Т. Киселев Чашу с темным вином
Ночь идет
Любил я в детстве сумрак в храме
Далеко за морем
Родина
С. Василенко Песня
Неугасимая лампада
В мае
Вирь
Э. Денисов Сумерки
Осень
Ю. Шапорин В мае
Хоровые сочинения: С. Василенко Метель
Вик. Калинников Кондор
И.А. Бунин и музыка
Автор: admin
Известно, что музыка занимала большое место в жизни писателя с детских лет, когда он слушал песни в исполнении отца, матери, крестьянских девушек. На всю жизнь в душе И.А. Бунина остались полюбившиеся ему звуки – пение жаворонка в поле, звон овсянки в пышных высоких хлебах, соловьиные трели в рощах. Пение птиц вливало в него желание жить, наслаждаться, творить. Поэтому и проза, и стихи Бунина овеяны дыханием музыки, напоены музыкальными голосами. Насколько чутко и тонко воспринимал поэт звуки родной природы, свидетельствуют его стихи.
В стороне далекой от родного края
Снится мне приволье тихих деревень,
В поле при дороге белая береза,
Озими да пашни — и апрельский день.
Ласково синеет утреннее небо,
Легкой белой зыбью облака плывут,
Важно грач гуляет за сохой на пашне,
Пар блестит над пашней… А кругом поют
Жаворонки в ясной вышине воздушной
И на землю с неба звонко трели льют.
В стороне далекой от родного края
Девушкой-невестой снится мне Весна:
Очи голубые, личико худое,
Стройный стан высокий, русая коса.
Весело ей в поле теплым, ясным утром!
Мил ей край родимый – степь и тишина,
Мил ей бедный север, мирный труд крестьянский,
И с приветом смотрит на поля она:
На устах улыбка, а в очах раздумье —
Юности и счастья первая весна!
1893
Интерес И.А. Бунина к звукам родной природы, напевам народных песен продиктован потребностью проникнуть в мир земли, душу народа, в его жизнь и судьбу. Многие народные песни, романсы, классические произведения композиторов вошли в ху-дожественную ткань бунинских стихов и рассказов. В повествование рассказов «Танька», «Мелитон», «Сосны», «Учитель» и др. включены народные песни для высвечивания глубины текста, дополнения к характеристике героя, раскрытия атмосферы бытия. Художественный замысел рассказа «Антоновские яблоки» раскрывается посредством песни, звучащей на глухом хуторе.
Анализируя художественными средствами песню и манеру пения, И.А. Бунин стремится постигнуть народный характер, душу народа. Песни, задушевно звучащие в устах героев, заставляют задуматься о духовной красоте русского человека. В рассказах «Муза», «Ида», «Чистый понедельник» музыка сливается с чувством любви, дополняя и обогащая его. Романс Рубинштейна в «Митиной любви» звучит как предвидение невозможности счастья.
В творческом наследии И.А. Бунина немало рассказов о музыке. Среди них «Лирник Родион». Чутьем человека из народа Родион понимает, что близко сердцу его слушателей, что их волнует, и об этом поет. Талантливым, духовно богатым предстает певец. В некоторых произведениях народная песня сама становится главным героем. Восхищением народными певцами, прелестью народной песни пронизан рассказ «Косцы», который звучит как гимн русским людям, красоте родной природы. Песня косцов напоена благоуханием трав, цветов родины, исполнена лучезарной поэзии. А описание родной природы достигает такой певучести, словно на прелестном фоне звучит только музыка…
– Ты прости-прощай, любезный друг,
И, родимая, ах да прощай, сторонушка! – говорили, вздыхали они каждый по-разному, с той или иной мерой грусти и любви, но с одинаковой беззаботно-безнадежной укоризной.
– Ты прости-прощай, любезная, неверная моя,
По тебе ли сердце черней грязи сделалось! – говорили они, по-разному жалуясь и тоскуя, по-разному ударяя на слова, и вдруг нее разом сливались уже в совершенно согласном чувстве почти восторга перед своей гибелью, молодой дерзости перед судьбою и какого-то необыкновенного, всепрощающего великодушия, – точно встряхивали головами и кидали на весь лес:
– Коль не любишь, не мил – бог с тобою,
Коли лучше найдешь – позабудешь! и по всему ле-су откликалось на дружную силу, свободу и грудную звучность их голосов, замирало и опять, звучно гремя, подхватывало:
– Ах, коли лучше найдешь – позабудешь,
Коли хуже найдешь – пожалеешь!
Музыка волновала, очаровывала великого писателя. Музыкальные вечера, кружки, произведения Генделя, Гайдна, Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Глинки давали И.А. Бунину не только истинное наслаждение, они расширяли его интерес к музыке, творчеству композиторов. Писатель лично знал многих певцов, авторов музыкальных произведения. Он гордился знакомством с Федором Шаляпиным, дружил с Сергеем Рахманиновым.
Свидетельство о публикации №117102209443
поэзия Бунина. Как важно для поэта полюбить музыку с детства,
слушать песни, любить и понимать музыку душой и сердцем!
Спасибо, Сергей Валентинович!!!
С уважением,
Алёна Раннева 12.06.2021 16:26 Заявить о нарушении