Сетевая поэзия. О конкурсах
Кстати, и с собственным стилем можно попасть в западню, из которой трудно выбраться. Если автор привыкает писать определённым образом, да ещё читатели его к этому приучены, то формат поменять непросто.
К примеру, обретя успех на каком-нибудь конкурсе, автор начинает писать в той же манере и заниматься самоповтором.
Или вот ещё что происходит. Допустим, автор победил в конкурсе. Поздравили его, всё замечательно. А в следующем месяце новый виток конкурса, и все участники побежали туда, а про победителя уже (как бы) забыли. И правда, много ли вы помните победителей? Долго ли? Проще говоря, каждого больше волнует собственное творчество.
Мне всё это напоминает лошадиные бега. Обсуждения: кто на какую лошадь поставил, какая придёт первой, споры. И какой-то лишний ажиотаж, суета, одним словом. И поэт впадает в зависимость от чужого мнения (слишком), от критиков (сильнее), а про себя забывает.
Ещё в конкурсных подборках часто попадаются схожие темы. Авторы, будто сговорившись, приносят стихи на одну и ту же тему. Или оглядываются на друг друга?
Возникает конъюнктура.
Я иногда смотрю конкурсные подборки в надежде что-нибудь найти – новое, современное. И порой удивляюсь тому, что авторов как будто это не волнует, как будто они отъехали давно и надолго в Древний Египет, Древнюю Грецию, Древнюю Русь и пр. Или, коллективно, ушли в астрал, в космические бездны.
Писать о прошлом и будущем легче, особенно, если не знаешь, что делать с настоящим.
О темах
Читая конкурсные подборки на разных сайтах, обратила внимание на то, что сейчас в тренде религиозные темы, ностальгические или исторические экскурсы. Мистика с эзотерикой тоже рулят. И у меня ощущение, что мы теряем сегодняшний день.
Почему? Потому что о том, что происходит сейчас трудно и больно говорить.
Да ещё и прямо нельзя, как бы кто не оскорбился… Вот авторы и уходят либо в ретро, либо в суггестивную лирику. В первом случае воспоминания греют, во втором случае приятная иллюзорность. Многие авторы находятся в «поисках истины», прибегая к рифме там, где уместнее была бы статья в прозе.
Кто-нибудь нашёл истину? Или думает, что нашёл.)
Поскольку наша история хронически переписывается, то возрастает значение мемуарных записей. Кому, как не поэтам по силам оставить мгновенный отпечаток или слепок времени – документ, по которому можно что-то вспомнить. Так сохраняется память и можно соединить стремительно ускользающее прошлое с нашим днём. Поэтому так важно личное присутствие автора в стихотворении – его жизнь, взгляд на события и прочее. К тому же, обратите внимание, что язык быстро меняется, вводится много новых слов, т. н. новояз. И уже трудно понимать представителей не своего поколения. Не зря же ностальгические стихи стали выходить на первый план у тех, кому есть что вспомнить. Конечно, ностальгические стихи пишут авторы с советским прошлым. Это чаще всего.
И я прекрасно понимаю почему.
Но это очень неплохо, особенно, если текст качественно написан, потому что и в этой теме бывает много штампов.
Штампы я просто перечислю, чтобы сэкономить вам время:
разбитые коленки, зелёнка на ране, счастье на качелях, прилипнуть языком к качелям зимой, эскимо в парке, советское мороженое, вообще, коммуналки, очереди, банки, коврики с оленями, ситцы, герань на окне, советские бабушки, бабушки вообще – седые бабушки, (хорошие бабушки, сейчас таких нет), ржавый велосипед и др. И то время слишком идеализируется. Трава, конечно, была зеленее.
В редакции, где я работала, был случай. Приносит автор стихотворение о своём советском детстве. И оно сплошь из этих штампов. Особенно, герань меня добила. Ну сколько можно? И автор искренне не понимал, почему мы, коллективно, завернули стишок обратно. Ведь это же жизненная правда. «Мы так жили».
Я объяснила так. Есть стихи, похожие на фотографии. Их приятно рассматривать в кругу друзей и знакомых. И узнавать: да, вот же, да точно! И здесь в таких стихах срабатывает эффект узнавания. И больше ничего. Просто перечисление этих примет времени. Таких стихов очень много, и они дороги самим авторам, прежде всего. Их и правда хорошо почитать, но когда их много, начинаешь сравнивать и видеть аналогии.
Конкурсный формат предполагает нечто большее, чем фото. Необходимо осмысление времени, связь времён, личное отношение автора, не говоря уже о подаче текста.
Какое-то обобщение хочется увидеть, как в фильме – режиссерскую идею, а не только рассматривание кадров.
И ещё я поняла почему люди пишут так одинаково. То время, о котором идёт речь, было для всех почти одинаковым. Особенно, для городских жителей. Психология очередей. Очередь на квартиру, очередь в магазин, бесконечная вера в светлое будущее. И действительно, жизнь была типовой: хрущёвки, пионерские лагеря, поездки на юг, палатки, костры, барды («изгиб гитары жёлтой»)… Большинство людей жили на небольшую зарплату. Новый год – оливье и мандарины. И так можно бесконечно перечислять опять же – эти приметы времени.
Существовал андеграунд. Но о нём мало кто пишет.
И возникает ощущение массовости в подаче текстов. И я пришла к выводу, что одинаковость текстов – это проблема социальная и психологическая. И она имеет отношение к массовой культуре. Безликой массой удобнее управлять. Такими нас пытаются сделать.
А вы не поддавайтесь этому.
Одним словом, я люблю почитать ностальгические стихи и считаю их важными, но в том случае, если они выходят за пределы простого описания фактов.
Что касается сегодняшнего дня. Конечно, пишут. Но всё это напоминает журналистику, публицистику и общим потоком укладывается в рубрику «гражданская лирика». Поэзии как таковой там мало. Это способ сбросить психологическое напряжение, психотерапевтический эффект. Поскольку время смутное и нехорошее сейчас, буквально, начиная с 90-х годов, то о нём и правда тяжело писать. Но в том, что хорошие авторы молчат, я вижу психологическое избегание темы.
Но я нахожу авторов, которые умеют удержаться от этих двух крайностей: впадения в слезливое ностальгическое настроение в поисках утраченного или впадения в раздражение и полемику. Таких авторов мало. Как правило, они не участвуют в конкурсах, у них есть время на то, чтобы обдумать текст…
Честно говоря, люблю таких авторов. Я их называю «герметичными». Сидят тихо, никуда не ходят. Но текст обязательно выстрелит и попадёт в цель.
Знаете, почему? Такие авторы умеют накапливать энергию. И не расходуют её по пустякам.
Об энергии
Важная тема для меня. Я уже писала о том, что выбираю стихи с живым содержанием.
Это такая субстанция, которую вряд ли опишешь словами.
Мне не интересно читать заумствования и заимствования. Постмодернизм. Я хочу найти живого автора. (Проведите ж, проведите меня к нему, я хочу видеть этого человека!(с))
В этом отношении большая надежда на молодых поэтов со своим голосом и своим поэтическим миром. Но это поколение ЕГЭ и не их вина в том, что они зачастую себя не понимают, ещё и пишут безграмотно.
Но, как ни крути, а драйва, смелости, даже наглости в хорошем смысле и сумасшедшей энергии в них больше. Простите меня, зрелые авторы, но вы часто застреваете сами в себе. Становитесь мэтрами, не вылезаете из конкурсов. Простите, ещё раз.
Мне один такой автор признался, что просто скуку разгоняет, для того и ходит на конкурсы.
Это имеет отношение к поэзии? Нет. А к тусовке имеет.
А я хочу обратиться к молодым авторам. Не ходите на конкурсы. Вы себя потеряете.
Сто раз повторю: поэзия – это не спорт. Особенно, если за конкурсами стоят деньги, то там совершенно другой вид энергии.
Ведь чтобы научиться писать стихи достаточно читать, сравнивать, анализировать, внимательно вглядываться в окружающий мир и в себя. Всё пропускать через себя. Никому не подражать. И просто решить: вы хотите писать, как все или как вы? Если вы уже пишете только так, как вы и не думаете о том: а что бы такое написать? – вы уже состоялись.
И дело не в форме поэтической, на которую я смотрю сквозь пальцы. А дело в содержании.
Что форма? Рама для картины. Картина важнее. Что хотел сказать автор. Что он понял и увидел. И если я как читатель тоже это поняла и увидела – стихотворение состоялось.
Так происходит энергетический обмен. Так сохраняется живое.
Но молодым хочется признания, я понимаю. Поддержка нужна, у них же неуверенность в себе.
С этим можно справиться. Просто пишите и не думайте о читателе, как воспримут. Просто нужно постараться как можно точнее передать свои чувства и мысли, не прибегая к чужим словам – метафорам сто раз использованным, штампам этим беспробудным.
Посмотрите сколько философских и духовных учений. И почти каждое претендует на истину в конечной инстанции. И я прихожу к простому выводу, что умозрительная сфера не очень-то соединяет людей, чаще разделяет их по разным точкам зрения. А соединяет людей чувственно-эмоциональная сфера. Как раз то, где всё живое находится. Нам всем бывает больно, обидно, грустно или радостно, все хотят любви. И так далее.
Вообще, мне кажется, что человек рождается на Земле не для того, чтобы исправить мир. Мир никак не исправляется, не становится лучше. Всё те же войны, всё та же маета. И суета суёт.))
Мне кажется, что человек здесь для того, чтобы проявить себя как-то в действии: будь это творчество или рутина. Вот от того, как он себя поведёт, как пройдёт этот квест и зависит дальнейшее. А что – потом и узнаем. За чертой. А не узнаем, так что ж… Быть посему.
Как-то в одной из передач услышала, что «поэзия – это хоровое пение». Я думала над этим. Действительно, пересечения возможны по темам и даже по строчкам. Действительно, у нас за плечами Золотой и Серебряный века поэзии. Нам даже труднее, потому что всё уже сказано до нас и в сто раз лучше. А сейчас век Сетевой поэзии и пишущих людей больше, чем читающих. Оттого и критерии начинают размываться.
В любом хоре есть дисканты, баритоны, сопрано, теноры, басы, у каждого своя индивидуальная тембровая окраска голоса. Применительно к поэтам, это их стиль и всё, что делает поэта состоявшимся. И не каждый может быть солистом, да.
И не каждый может сказать во весь голос, вынимая из широких штанин.:)
Есть поэты с тихими голосами, но это не умаляет их значение. Главное, не врать себе.
И когда хор поёт слаженно и не фальшивит, возникает именно музыка и поэзия.
Но не личная, а такая всехняя, которая и уходит туда… наверх.
Свидетельство о публикации №117102109879
Иван Сущенко 7 16.03.2021 22:57 Заявить о нарушении
А как же тогда - "тихо сам с собою я веду беседу"?
Ольга Верн 17.03.2021 18:18 Заявить о нарушении
Иван Сущенко 7 18.03.2021 11:43 Заявить о нарушении
Виктор Гюго "Человек, который смеётся".
Ольга Верн 18.03.2021 22:07 Заявить о нарушении