Секацкий - Хайдеггер - вещь

     Всякая вещь может быть исполнена в художественном творчестве человека: если она - уникальна и единична, то можно смело говорить о её исполненности. Исполненность здесь берётся не в смысле прямой сделанности, а в смысле свершённости самой вещи - отныне вещь не глухая и немая вещь для... и только, а вещь - присутствующая...
     В такой вещи не отменены её утилитарные функции, но не они уже являются основанием её. Это красивая вещь. На ней видны следы человеческой фантазии, полёта, усилия и свободы. Обычная вещь не обладает такими достоинства непосредственно после своего производства, она штампуется всего-навсего для встраивания в определённое место человеческой жизнедеятельности и предполагает себе замену по любому поводу - например,если выйдет из строя или если износится, если станет немодной или если не удовлетворит переменам жизни хозяина. Но с красивой вещью, с той, что произведена один раз, а не на конвейере, так нельзя поступить. Либо мы потеряем чувствительность к красоте вообще, то есть сами потеряем в каком-то смысле человеческий облик и тогда её выбросим, либо она всегда будет с нами, а уж в памяти нашей точно, как кусок активно прожитой жизни. В этом смысле и именно такая вещь - завершённая, совершенная - исполненная.
     Но как нам сожительствовать с такой вещью? Каким способом? Наверное же с красивой вещью можно сожительствовать лишь подобным образом - исключительно только по Красоте. Вот так и оказывается, что порой некоторые люди не достойны даже своих собственных красивых вещей.Они не умеют поддерживать уровень уже положенной данности вещи - красотой гвоздей не забивают и дыры мироздания ею не затыкают, естественно, тут нужно особое чувство в самом человеке, его вкус и такт, чтобы вступить в содружество с такой вещью, в предельном случае - полностью сродниться и слиться с ней.
Счастлива та вещь, в которой вот так прорастает человек, потому что она его фактически в таком случае символизирует, и глядя на вещь, можно сказать - вот он... И вот как раз на этом уровне мироздания и видит глаз художника, и слышит слух поэта - когда Ван Гог рисует потёртые башмаки, он рисует - их хозяина, а создавая множественные вариации жёлтых бешеных подсолнухов - самого себя и свою огненно-рыжую страсть. Лучший пример в поэзии - Рильке - каждая вещь этого поэта красива, потому что находится в полном содружестве с ним. Все вещи Рильке - образно-говорящи и при этом пластичны и изменчивы. Рильке живёт в окружении свободных вещей и проходя мимо каждой последующей, словно чудесным прикосновением делает и её свободной.
     Вещь, вступившая в содружество с человеком на основании красоты - становится свободной. Она получает равенство с человеком.
     И знаменателен тот факт, что человек уже достиг такого уровня развития, когда на пределе своих возможностей он может сделать вещь свободной.

     Никакая вещь не должна называться просто орудием. В самом назывании вещи вещью, уже заключено её право на бытие. Вещь - это то, что имеет право бытийствовать по законам собственного жанра. В этом определении заключено противоречие? - Несомненно! - Уровень свободы и есть всегда "усмирённое" противоречие - вещь становится практически равной человеку, но при этом не перестаёт быть вещью.
     Вещественность - не орудийность, а полноценный вес, но чтобы понять это различие, сделаем маленький экскурс в историю философии.
     Об орудийности человеческого труда впервые явственно заговорил Маркс и до сих пор продолжают говорить марксисты( и никак не остановятся). Хайдеггер же посмотрел на эту проблему несколько иначе, - когда для того, что Маркс называл орудиями, он применил иной термин - "подручное". Казалось бы от незначительной смены наименований угол зрения на изучаемый вопрос не должен существенно измениться, но не тут-то было. "Подручное" впервые устанавливало не связь человека с внешним ему материальным миром или же природой, также противостоящей человеку извне, как марксово ОРУДИЕ, а устанавливало связь некоторых предметов природного мира(подручного) внутри человеческого мира. Хайдеггер осуществил революцию, и при том малозаметную, тем, что всё происходящее, всё, касающееся человека поместил в своём рассмотрении на ЕГО, человека основание. Маркс рассматривал материальный мир, а в нём маленькую песчинку среди природных бурь - человека, защищающегося от наступающей на него природы с помощью орудий. Хайдеггер сказал: мы производим свой мир - внутри этого мира, мы только и осуществляем познание. Орудие Маркса - это мост между человеком и внешним ему миром, и по этому мосту, через труд человек и ползёт в светлое будущее, по ходу труда формируя вокруг него некоторые человеческие отношения. "Подручное" Хайдеггера - это скрепы, которыми человек впервые сплетает или соединяет первую форму своего человеческого существования - вещественную или налично действительную.
Далее, Хайдеггер показал как из "подручного" формируется вещь. А с наступлением вещественного богатства появляется понятие наличного бытия и его созерцание, рождается философия, а параллельно ей человек получает возможность ощущать первично-интуитивным образом своё существование. И одно с другим тесно связано.
     Вот каким "краеугольным камнем" является вещь, в крайнем случае в философии Хайдеггера.


Рецензии