Есть ли руль у паровоза?

Есть ли руль у паровоза?
(полемическая заметка, вдохновлённая откликом на оборотку)

                подвигло меня на оборотку вот это:   
                http://stihi.ru/2009/04/24/2095               
                Прощание (Дмитрий Радченко)

                Поезд мчался, шатало вагоны,
                Ясно слышен колёс перестук,
                Ты рукой мне махала с перрона
                Как люблю тебя, понял я вдруг

                За окном всё мелькали берёзы
                Вперемешку с простором степей,
                И скупые, но горькие слёзы
                Из моих выступали очей
                ...
 
Мимо перрона
ИЗ ЦИКЛА "ОСИНЫЕ УЛЫБКИ"

В поворотах шатало вагоны:
Не туда я, как видно, рулю,
В страшном грохоте мимо перрона
Я пронёсся, и понял: люблю.

Ты рукой мне махала, но слёзы
Неприятно текли из очей...
Ох, не скоро пойму, где берёзы,
Где платок, где просторы степей...

24.04.2009
***

И вот, на тебе, - проблема всплыла, казалось бы, ниоткуда:
                Игорь Матросов
                29 Сентябрь 2010 23:19
                )))
                И все-таки руля у паравоза нет!

И всё-таки???

Казалось бы, пустяшный повод для дискуссии. Но в этом маленьком спорном вопросе отражается как в капле воды вся сущность нашего общественного бытия и инерция индивидуального сознания.

Убеждение в том, что руля у паровоза нет, бытует настолько широко, что никто и не задумывается о его истинности. Не задумываются даже те, кто и паровоза-то не видел, тем более, не заглядывал к нему в кабину, где находятся совершенно непривычные для обывателя органы управления.

А почему, собственно, они должны быть привычными?
Обратимся в глубь недавней истории развития транспорта. Как известно, прообразом автомобиля в нашей стране считается «самобеглая коляска» Кулибина, а на Западе – «паровая тележка» Кунье (см. рисунки). И где же руль в этих пращурах авто? Кстати, «паровую тележку» считают предшественником не только авто, но и паровоза!!!

Итак, у общего предка автомобиля и паровоза руль, как таковой, отсутствовал. Однако его функции выполняли, очевидно, другие органы управления. Вот вам повод задуматься над поставленным в заголовке вопросом.
Между прочим, широко употребляемое слово «шофёр» означает, в переводе с французского, не что иное, как «кочегар»
 
Почему же разошлись внешние облики органов управления рассмотренных средств передвижения на современном этапе?
Напоминаю: начиная со времён Генри Форда, автомобиль стал превращаться в предмет широкого потребления. Производители понимали, что органы управления должны стать лёгкими в обращении, простыми и понятными «для блондинок». Именно это послужило причиной трансформации органа выбора направления автомобилем в рулевое колесо.

Что касается ж.д. транспорта, массовым он не станет никогда, потому что здесь присутствует определённая консервативность, если хотите, клановость.
Мафиозные структуры, управляющие сверхприбыльными ж.д. перевозками, никогда не допустят массовости локомотивов, их доступности простым гражданам, поэтому основной орган управления тщательно замаскирован и засекречен. К изучению сложнейшего алгоритма его использования допускаются только специально отобранные люди после многочисленных проверок и особой подготовки. Личный состав для спецтранспорта, которым стали паровозы и их потомки, мафия готовит с малых лет, вспомните так называемые «детские железные дороги»!

Простым же гражданам пропаганда активно внушает: «Руля у паровоза нет!». И мы охотно клюём на эту удочку. А между тем, и в этой пропаганде имеются «проколы», очевидные для внимательного, анализирующего наблюдателя.

Вспомните слова известной песни: «Наш паровоз, вперёд лети, в коммуне остановка». Кто же вёл нас в коммуну? Правильно, коммунистическая партия! А теперь вспомните этой же самой партией провозглашённый лозунг: «Партия – наш рулевой»! Повторяю, ещё раз – РУЛЕВОЙ!!! Тот, кто РУЛИТ, т.е. управляет при помощи РУЛЯ! И управляет ЧЕМ? Вот именно, ПАРОВОЗОМ!
Вот где прячут очевидное! Имеющий уши да услышит! Сопоставьте эти две официальных фразы, и вы с очевидностью сделаете вывод: партия проговорилась –   Руль у паровоза есть!

Итак, вывод очевиден. Однако, этот вывод, хотя и бесспорен, является чисто умозрительным. А критерием истины является, как известно, практика. Поэтому отвлечёмся на время от истории и политики и зададим себе чисто практический вопрос: «А как же поворачивает поезд, влекомый этим самым паровозом или его прямыми потомками»?
Действительно, явление изменения направления поезда легко замечает внимательный пассажир, находящийся внутри, однако мало кто отдаёт себе отчёт в сущности этого явления.
Между тем, разобраться здесь вполне возможно.
Рельсы железнодорожные широкой колеи типов Р75, Р65 и Р50 изготавливаются из мартеновской углеродистой стали типа М76, М74, которая, как известно, обладает некоторой упругостью, т.е. способностью к деформации без нарушения структуры. Проще говоря, рельсы можно слегка изогнуть, не ломая.
Именно это свойство используется для управления железнодорожными составами. Машинист паровоза заблаговременно перед поворотом крутит этот самый (пока вычисленный на кончике пера) руль в нужном направлении согласно карте и расписанию движения. При этом рельсы изгибаются, соответственно повороту руля, налево или направо. Легко понять, что поезд послушно меняет курс, доставляя пассажиров к местам назначения, которые, как известно, находятся на прямой линии только в школьных задачниках.

Итак, собирая в кулак исторические, политические и практические доводы, делаем окончательный и бесспорный вывод:
РУЛЬ У ПАРОВОЗА ЕСТЬ!

Дальнейшее развитие этого тезиса лежит исключительно в русле политики:

- Почему от нас столько лет скрывают этот факт?
- Кому выгодно поголовное оболванивание населения?

Это направление, хотя и выходит за рамки настоящей заметки и тематической направленности аудитории, может служить благодатной почвой для обличения пороков общества при помощи гневной гражданской лирики поэтов и прозаиков.

Дерзайте, окрылённые!
Руль вам в руки!


Рецензии