Что есть и чего нет в интеллекте

Главная ошибка многочисленных властителей дум человечества, философов, от Аристотеля и до наших дней, была их неспособность отличить друг от друга два совершенно разных понятия:
Знание  (информацию) и Способность к её обработке (Интеллект).
Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu.
Нет ничего в сознании, чего ранее не было бы в ощущениях.
Это высказывание Аристотеля затем было повторено Джоном Локком и  подправлено Лейбницем, который добавил «nisi intellectus ipse» – «кроме самого сознания». Осталось сделать один небольшой шажок и  сказать: «ИНТУИЦИЯ»! Но Лейбниц его не сделал! Ни Кант, ни Гегель, ни
Энгельс и все прочие.
Всё та же смесь из «яичницы и Божьего дара».
Можно обладать формально большим объёмом знаний и не уметь произвести простейший анализ (а за ним и синтез)  данной имформации. Создать нечто новое, своё. А не выдавать цитаты подобно телефонному автоответчику. Об этом я писал неоднократно, начав с заметки «Беда
эрудитов» и продолжив в недавних статьях, как, например, «Вторая Бритва Эсприма».  С подзаголовком:
Non sunt multiplicanda scientia praeter neсessitatem.
«Знания не следует умножать без необходимости.»
Закон Оптимального Знания.

Божественная Интуиция, к огромному сожалению, не дана нам в рутинных ощущениях, как зрение, слух, тактильная, болевая и любая прочая «чувственная» информация. Но, всё же, страшно редко,  даётся нам в чудные мгновения озарений, вдохновений, с лёгкостью птички перелетающая через широченные логические пропасти, разверзающиеся перед  нашим ползущим многоножкой мышлением. Где мы, аккуратно и соблюдая педантичную последовательность, ставим в должном порядке одну маленькую логическую ножку за другой. Но через пропасть –
перепозти нам не дано!  А она перепархивает!
И, пожалуй,  хоть и  НЕЯВНО, она же даётся нам в произведениях талантов!
А иначе не могло бы быть обучения ей Подражанием!
Упоминал и придуманный «Коэффициент Оригинальности (Гениальности)», в котором знаменателем служила оригинальность (незаурядность)  некой исходной информации, а числителем – оригинальность (незаурядность) идеи, родившейся из этой информации.
И, чем Заурядней исходная информация и чем НЕзаурядней мысль, выросшая из неё, тем талантливей она, тем выше этот коэффициент.
Причём роли не играет, в какой сфере деятельности это проявляется.
Может быть и в науке и в искусстве и в чём угодно.
Примеры, которые уже приводил не раз.

В балете.
Балет «Пигмалион» («Моя Прекрасная Леди») по пьессе Бернарда Шоу и с музыкой Фредерика Лоу.
Ну, КАК можно станцевать безграмотную фонетику в произношении английских слов уличной торговки цветами, привыкшей говорить на «кокни», простонародном лондонском жаргоне???
А, вот, додумался некий талантливый хореограф, возможно российский, СТАНЦЕВАТЬ плохое и хорошее ПРОИЗНОШЕНИЕ! Вначале Элиза Дуллитл ходит как пьяная баба, коряво выворачивая ноги и спотыкаясь на каждом шагу. А под влиянием обучения профессора Хиггинса её движения становятся настоящим классическим балетом! Грациозным, изящным, артистичным! Аристократическое хореографическое произношение! ГЕНИАЛЬНО!

В науке.
До великого английского физика-самоучки Майкла Фарадея всем хорошо образованным физикам (не полуграмотным самоучкам!) было ясно, что есть некая внутренняя связь между электричеством и магнетизмом. И все знали, что электрический ток, проходя по проводам, создаёт вокруг них магнитное поле. Задача стояла –  сделать наоборот, из магнитного поля получить эффекты электрические. Просто до тривиальности. Все пробовали, включая и самого Ампера, и НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЛОСЬ!
А у  Фарадея ПОЛУЧИЛОСЬ!  Ибо ПОНЯЛ и гениально, что электричество порождается не стационарным магнитным полем (вот, она, догма, доминантная идея, блокировавшая способность учёных думать «ширше» и подгонявшая все наблюдения под её шаблоны!!!), а ЕГО ИЗМЕНЕНИЕМ! Так была открыта электромагнитная индукция Фарадея!
Снова, связь этих двух явлений была известна ВСЕМ физикам того времени! Заурядность! Незаурядностью была мысль Фарадея об ИЗМЕНЕНИИ магнитного поля! ГЕНИАЛЬНО!

В литературе.
Описание очереди! Обычнейшая, зауряднейшая вещь, явление, которое видим и сами выстаиваем в нём в любом месте и в любое время.
А, вот, что сделали с этой обыденщиной Ильф и Петров:
«Очередь, серая, каменная, была несокрушима, как греческая фаланга. Каждый знал своё место и готов был умереть за свои маленькие права.» ГЕНИАЛЬНО! ШЕДЕВР!
Вот, она, наглядная разница между «знанием» и умением его обработать!
Эрудиты! Вам карты в руки!
Неэрудиты! Вам тоже!
30 IX 2017


Рецензии