Копирка

    О, как из существительных глаголет!
   (Иосиф Бродский)

               
   (Представьте, что Я - зеркало...)

Я - узел, зажавшийся в бледный комок.
Я - вихрь, неразмотанной тайны клубок.
Я - пыль на бумажном стекле полотна.
Я - жизни журнал и души письмена.   
Я - очерк, написанный в спешке минут.
Я - образ из сна и свой собственный кнут.
Я - памяти стон, я - магнит и я - ток.
Я - холод огней и последний рывок.
Беззвучный восторг и раскаянья шлейф.
Я - пик болтовни и свой собственный сейф.
Сердечный урон и безбрежная тишь.
Поникший портрет. Я - нагой нувориш.
Последний вокзал, неприкрытая дверь.
Жестокости лай: я - свой внутренний зверь.
Я - камень, сточивший себя до конца.
С витрин манекен, колыбель подлеца.
Подержанный груз, неуёмная кладь.
Лихое перо, в зарисовках тетрадь.
Дрейфующий буй. Я - без пристани порт.
Я - ёлка без снега, без пляжей курорт.
Я - странника путь, одинокий ночлег.
В реальность прыжок. Я - из сказки побег.
Я - ратный приём, полный пажей и слуг.
Я - собственный страх и животный испуг. 
Я - флирт, сохранивший семейный уют.
Я - жадность в любви, вероломный приют.
Я - дерзкий мотив и услады притон.
Я - похоть и блажь, вольных слов фельетон.
Я - плачущий грех, искуплений оплот.
Себе я - палач. И себе - эшафот...
Я - автор без книг и перо без чернил.
Борец без борьбы и силач я... без сил. 
Я - дом без основ и без камня стена.
Без тыла я - фронт и без боя - война.
Я - вредный укол и я - жадный укус.
Я - млечный напиток и горечи вкус.
Бездушная дочь! Я - бессовестный мир.
Я - полный провал; миг, затертый до дыр.
Я - нежности жгут и бессонница дней.
Часы без минут в беспорядке ночей.
Я - шпага, звенящее буйство копыт.
Родительский опыт, потрёпанный быт.
Я - пешка, снискавшая трон Короля.
Себе шах и мат и я - ноль без ноля.
Я - шарж из потертых успехов и благ.
Себе я - портрет и свой собственный флаг.
С раскаяний лба я - стекающий пот.
Безумия вздор, неудобный комфорт.
Я - ночь колдовства и у лезвия грань.
Я - мудрости всплеск и бессвязная брань.
Я - бунт, наточивший возмездия нож.
Я - правды закат, оправдания ложь.
Немое письмо и открытка душе.
Я - смелость без штампов и прыть без клише.
Острот океан и рыдающий бриз.
Я - к жизни призыв и свой личный девиз.
Я - омут пристрастий и чести узда.
Я - стойкости арфа и воли струна.
Писатель и плут и поэт без личин.
Сама себе клад, грустный лик без морщин.
Я - странствий маршрут. И я - узник, я - страж.
Я - мирный покой и лихой абордаж.
Я - горе ума и искусственный смех.
Я - серая мышь. Я - фурор и успех.
Плохой ученик, пропустивший урок.
Я - плеть и указка; прицел и курок.
Зеркальная тень. Я - слепой макияж.
Я - локон интриг, авантюр эпатаж.
Шикарный костюм - (...разкрахмальная лесть).
Букет из гордынь. Я - сама себе месть.
Я - шёпот надежды, возмездия стук.
Я - гордости трость, убеждений каблук.
Я - полка из книг, переводчик без слов.
Я - тонкая нить, основанье основ.
Безмерная мера, упорство, мечта.
Я - клятва себе, о себе клевета.
Я - осени дождь, мыслеформ ураган.
Болото страстей, междометий вулкан!
Я - крепость из слов и стенаний поклон.
Я - резкий обрыв. Я - капкан и я - ров.
Вальяжность из рифм, искрометный поток.
Судьбы поцелуй, себе выстрел в висок.
Я - рок-фестиваль и пластинок винтаж.
Сама себе - суд! И сама арбитраж...

И каждый здесь - Я.
В каждом слове - тираж...

7 октября 2017г.


Рецензии
Тема отражений, заявленная в названии (дома до сих пор стопка этой чернильной кальки, дети развлекались, им было в новинку такое простое волшебство отражений), пересекает несколько пластов: первый из названия (цветовой и графический "копировальной бумаги"), второй в выражении "Я-зеркало" уже почти физический многомерный план, но плоский и с превалированием серого (скраб амальгамы). Итак, цветовая палитра черный, белый, серый с первых строк создает пространство стиха. Которое потом вяжется целой системой образов, из сути которых собирается лирическая героиня на разных уровнях каналов восприятия:
Кинестетики (узел) - это ощущения кожи, тела, чтение мира без глаз. И здесь тема "копирки" повторяется акцентом на силе давления - так завязывают гордиевы узлы и нажимают на контур первого экземпляра, чтобы отразился второй - дубликат. Но прием копирки, интересен тем, что он портит оригинал, даже если для этого пишущий или печатающий, не осознает, сохранится ли оттиск на второй, третьей, четвертой странице...Так и узел, от силы физической зависит, станет он динамичным, который можно развязать, или придется резать по-живому...
Не менее интересны и образы, раскрывающие другие каналы. В визуальном тема "пыли на бумажном стекле" (как вариант "стеклянная бумага"), красиво обыгран конфликт поглощения физического мира словесным.
Не все образы смогла принять, например "вольных слов фельетон" показались слишком книжными и не из темы копирок, так же и "ратный прием". Не совсем удалось понять, почему ратный (хм..подвиг) прием с королевской свитой. С "оплотом искуплений" не удалось уловить направление метафоры: либо это алгоритм искупления чувства вины, либо основа для создания ситуаций, провоцирующих месть.
Было интересно. Очень живой подвижный слог и красивая попытка поймать диалектику явлений в собственный аркан мировосприятия.

Кшесинская Деметра   01.05.2023 15:12     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, за такой обширный и глубокий отклик.
С уважением и пожеланием мира, А.Безпавлая.

Алёна Безпавлая   21.05.2023 18:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.