Дети и плети

               

                ***
                Всегда испытываю жалость,
                Когда я слышу плач детей.
                Опять кого – то бьют за шалость,
                За глупость праздных их затей.

                Они причудливы, неясны,
                Как мир ребёнка малых лет,
                И могут быть вполне опасны
                И натворить немало бед.

                За эти милые забавы
                Детей ведут на строгий суд.
                Пусть век иной, но те же нравы
                И та ж расправа в пять минут.

                Есть притча древняя такая;
                Простой совет даётся в ней:
                «К порядку сына понукая,
                Хорошей розги не жалей;

                Чтоб обожжённый хворостиной,
                Забыл зловредные дела,
                А ставши из дитя детиной,
                Мог отличить добро от зла.»

                Здесь боль господствует над телом,
                Ломает волю всем подряд,
                Вливая в души, между делом,
                Покорства яд и страха яд.

                Как быть, и как же вправду надо,
                Добру учить, забросив плеть,
                Чтоб не терзать родное чадо
                И после горько не жалеть?

                Малыш подобен капле ртути:
                Порыв, энергия сама;
                Река движения, по сути,
                И слабый ручеёк ума.

                Ему бы прыгать, кувыркаться,
                Шуметь день целый напролёт.
                И стоит только удивляться,
                Как это он не устаёт?

                Фонтан его воображенья,
                Фантазий буйство – не унять;
                Он – символ самовыраженья,
                Желанье знать, искать, понять.

                Пытать его в наш век – убогость.
                Теперь здесь лучше взять, как новь,
                Не кнут, а любящую строгость;
                Не брань а строгую любовь.

                В согласьи, действуя умело,
                Отбросив древности клише,
                Они взлелеют ум и тело,
                И не забудут о душе.

                Здесь не потащат на мученье
                Своих любимых сорванцов
                Ни материнское терпенье,
                Ни честь и сдержанность отцов.

                Здесь – прочь душевные метанья;
                Здесь – не сорваться б, не устать.
                Но этот метод воспитанья
                Увы, не каждому под стать.

                Здесь, сам отец, по доброй воле
                Направит чада бурный пыл
                В посильный труд в саду иль в поле,
                Чтоб помогал и труд ценил.

                Чтоб спорт и знанья сделал целью
                И знал – быть глупым – стыд и срам;
                Чтоб позже, отданный безделью,
                Не шлялся по чужим дворам.

                В беседах, незаметных вроде,
                Взамен пустого баловства,
                Отец расскажет о природе
                И о законах естества.

               
                Даст мысли верное движенье,
                Мечты избавит от тенёт,
                Чтоб те ушли от униженья
                В свободный, радостный полёт.

                Чтоб сын, подняв от книги очи,
                От Интернета, от игры,
                Смотрел бы вверх в покое ночи
                На отдалённые миры.

                «Там, в вечной звёздной круговерти,
                Как в рое серебристых мух,
                Ключи от знаний и бессмертья:
                Туда, сынок, стреми свой дух.»

                А мать, исполненная ласки,
                Сев у постели малыша,
                Тихонько почитает сказки
                На сон грядущий, не спеша.

                В них волшебство и явь – всё вместе,
                В них русской речи красота;
                В них кривда потакает лести,
                Но побеждает доброта.

                Мать ненавязчиво укажет,
                Как содержать в порядке дом,
                Как уважать людей расскажет,
                Как помолиться перед сном;

                Как уберечь себя от злобы,
                Наживы голосу не вняв;
                И как не стать рабом утробы,
                На деньги совесть променяв.

                Как хороши поля и реки,
                И воздух сам в родном краю;
                Как полюбить душой навеки
                Большую Родину свою;

                А коли надо, стать солдатом,
                Чтоб уберечь от всех угроз
                Свой дом, затон перед закатом
                И над водой полёт стрекоз.

                Я б оду спел подобной маме;
                Такая встретится не вдруг.
                Другие – связаны делами:
                На чада – не хватает рук.

                Отцы – всё то ж: семья, заботы,
                Долги, усталость – канитель;
                С детьми возиться нет охоты,
                Прийти б , поесть да лечь в постель.

                И обделённые вниманьем,
                Ребятки,с самых ранних лет,
                С душою, равнодушной к знаньям,
                Уходят глухо в Интернет.

                Там всё: от рая и до ада;
                Там можно спорить, петь, дружить.
                Ума особого не надо,
                Чтоб там прославиться и жить;

                Там всё познаешь без уроков,
                Пуст дар к учёбе, как у пня;
                Там материнских нет упрёков
                И нет отцовского ремня.

                И вот идут они гурьбою,
                Но друг от друга вдалеке
                И говорят про меж собою
                На электронном языке.

                Они безграмотны, наивны,
                Но в чём то – доки, знатоки;
                Порой бездушны, агрессивны
                Компьютерные игроки.

                Мы их считаем, с сожаленьем,
                Толпою нравственных калек,
                И говорим с недоуменьем:
                «Что делать, двадцать первый век?»

                А скоро им страною править,
                Учить, лечить, детей растить;
                Сумеют ли страну прославить,
                Счастливой сделать, защитить?

                У них ушёл в одни проказы
                Души ребяческий порыв.
                Шлепки, затрещины, наказы
                Терзают память, как нарыв.

                Мечтаний образные мысли
                Без поощрений, похвалы
                Сложили крылья и обвисли
                От равнодушья и хулы.
               
                Им в звёздный мир закрыли двери:
                «Не смей,не думай, не желай,
                Учись родительской манере –
                Крутись, спеши и потребляй.»

                Нет, не заменят ни конфеты,
                Ни всех игрушек пыльный сбор,
                Разумной матери советы,
                Отца душевный разговор.

                А тот, чтобы гордиться сыном,
                Чтоб сгоряча его не бить,
                Чтобы по – умному любить
                И сделать сына гражданином,
                Сам гражданином должен быть.

                И вот на это испытанье
                Готов любой отец иль мать?
                Ведь этот подвиг воспитанья
                Сейчас не каждому под стать.
                *****
               
                Декабрь 2016 г.


Рецензии