Добро и доброта
***
Идея вечного добра
Не плод фантазии убогой,
Не мысли праздная игра,
А благо общее от Бога.
В устах пророков и гуру
Всеобщность обрела границы,
И безграничному добру
Пришлось сужаться и дробиться.
Сейчас в истории – пора,
Когда – приходится признаться –
Добро теряет лик добра,
Став знаменем племён и наций.
Религий, партий, стран и рас;
И вот – добром своим кичится
Уж всякий клан и всякий класс,
Чтоб перед Богом отличиться.
«Моё добро – важней всего;
Моё – есть сила и свобода.
Твоё ж е – враг для моего
И зло для моего народа.
Моё добро – его пою;
Ударюсь в ложь, прибегну к чуду,
Чужое – растопчу, убью,
Чтоб утвердить своё повсюду.
Для христиан и их добра,
Для их духовного здоровья
Язык гигантского костра
Метался в мгле средневековья.
Во имя Господа Христа
Жгли ведьм, еретиков и книги;
А чтоб душа была чиста,
Носили язвы и вериги.
Наш Никон, обновив закон,
Карал сурово и угрюмо
Врагов его – как думал он –
Единоверцев Аввакума.
Боясь духовной пустоты,
Они, спасаясь от расправы,
Бежали в дальние скиты,
Своё добро считая правым.
И за добро идей чужих
В гражданскую шёл брат на брата,
И с голодухи мёр мужик
От блага пролетариата.
С добром нордических идей
Знакомы все не понаслышке:
Промышленный забой людей,
Освенцемы, бараки, вышки,
Кровавый мрак расстрельных рвов,
Газовни, душегубки, печи,
И тьмы калек, сирот и вдов,
Смутивших разум человечий.
И ныне добрый дядя Сэм
Бомбил Белград не шутки ради,
А чтобы нам напомнить всем –
Его добро – сродни награде.
Бери, как самый ценный дар,
Служи ему, минуя риски.
Не хочешь? Получи удар
И первый номер в чёрном списке.
И джихадист, к земле припав,
Аллаху помолясь, наверно,
Считает, что он добр и прав,
Срезая головы неверным.
И всюду частное добро,
Вступив в борьбу за превосходство,
Явило злобное нутро
И исказилось до уродства.
Зло всюду рвётся напролом;
Оно сейчас царит покуда;
Недаром жизнь означил злом
В своих ученьях древний Будда.
В них, всяк рождённый, осуждён
Страдать и мучиться заране;
А счастлив тот, кто не рождён,
Или блаженствует в нирване.
Так зло с добром в клубке хитро
Сплелись, враждуя бесконечно;
Но, коль есть вечное добро,
То зло, что рядом, тоже вечно?
И будут распри, как всегда,
И гибнуть старики и дети?
Лишь после Страшного Суда
Добро воцарствует на свете.
Теория добра суха –
Спесь мудрецов её сгубила;
Осталась только шелуха.
А где ж зерно? Оно же было?
…Утратив общности черты,
По зёрнышку, минуя уши,
Частицей тихой доброты
Оно запало в наши души.
Ах, доброта – она проста,
Таясь во тьме – куда ж ей деться -
Она невинна и чиста,
Как совесть нежного младенца.
Добра застенчивая дочь,
Небесным верная заветам,
Она спешит другим помочь,
Совсем не думая об этом.
Она беспечна, как волна,
Что со скалой бежит сразиться;
Она мала, порой вредна,
Как часто в баснях говорится.
Она смиренна и глупа,
Порой до крайности наивна,
Порой безумна и слепа;
Она почти интуитивна.
Она – незримый визави,
Судья, когда мы путь свой метим,
Она в естественной любви
К родному очагу и детям,
К земле, зверью, цветам, траве;
Мы, с ней страдая, правду ищем;
Она при нас в делах, молве
И в помощи больным и нищим.
Её храним для наших чад;
Мы с ней идём навстречу бедам,
Щадим врага, чьё место – ад,
И хлебом делимся с соседом.
Злу ни за что не сладить с ней:
Чем меньше, тем она просторней;
И чем бессильнее – сильней,
Чем незаметней, тем упорней.
Она живёт сама собой,
Она не обладает речью;
Но, утеряв её, любой,
В себе теряет человечье.
Пока у каждого из нас
Она живёт в душе незримо,
Смысл нашей жизни не угас,
И, значит, жизнь непобедима.
*****
Август 2015г.
Свидетельство о публикации №117101603717