ЛИСТ - подборка нелирики
В поезде в одиннадцать отбой,
Лампочки тускнеют, стынет чай,
Кто-то веселится за стеной,
За другой колючая печаль,
Сбоку запылённое стекло,
Контуры размытые страны,
В поезде по-зимнему тепло,
Карты, чай, вино, рассказы, сны.
*****
Доставать шары, покупать подарки,
Разливать вино, подводить итоги,
Закрывать сезон бесконечно ярких...
Многих помнить, но вспоминать немногих.
Торопить рассвет, прогонять с погоста,
Через силу встать наконец с кровати,
Распахнуть окно и дышать, и просто
Подставлять лицо невесомой вате.
*****
Я придумываю названия
Непридуманных повестей...
В пять часов выхожу из здания,
В шесть усаживаю гостей,
В семь закусываю выпитое
Недокисшее божоле,
В восемь всех уже силюсь выпихнуть,
Но гостям хорошо в тепле.
В девять юношеским голосом
Да, с надрывом, да, во хмелю,
Поднимаю стакан с тем же морсом
Тарабарскому королю.
В десять сплю в прихожей, увешанный
Пожеланиями добра...
В шесть часов просыпаюсь свежим -
За названия браться пора.
*****
Да нет, не холодно, все так же,
Но выпал снег.
И фонари стоят на страже
Закрытых век.
Темнеет рано; гололеда
Не избежать.
И исчезает год от года
Печаль-душа.
Жизнь чередой случайных правил -
Из дома в дом.
Что приобрел и где оставил -
Уже с трудом.
Что получилось - не хотелось,
Но так и быть,
Дарю себе слепую смелость -
Не разлюбить.
Сгорело солнце, тают лица
В осколках дня,
Ультрамариновая птица
Не для меня.
А для меня - стихи, раздумья
В ночной тиши
И пустота. И новолунье
Печаль-души.
Метро
Еще один день исчез в переходах метро,
Еще один вечер спиной к останкинской башне.
И все здесь не так уж и страшно –
А просто, скорее, хитро.
С утра ритуал – душ, завтрак, прогулка. И вот,
Туда, где тепло, где каждый сливается с фоном.
Закроются двери вагона,
И стрелок бежит хоровод.
И вечером те же движения наоборот:
Откроются двери, подъем по ступенькам и лужам,
Прогулка до дома, и ужин -
Все в свой неизменный черед.
А завтра опять – вагоны, глаза, переходы.
И множество спин, как одна, и моя среди них.
Еще не привык, но уже помутнел и затих,
Попав в эти темные воды.
*****
Плывут и плывут, отражаясь
В оконном стекле, облака.
Твой сон, на длинных ресницах качаясь,
В глаза не посмотрит никак.
А вечер так манит и манит
Не спать, закурить, почитать,
И броситься вслед за облаками,
И даже почти что догнать.
Но завтра бессонное утро -
Часы прозвенят приговор.
И вся твоя жизнь с этой минуты
Банальнейший ля минор.
И вот уже громче не бьется,
Срываясь в предложный падеж...
Когда-нибудь, знаешь, не остается
Несбывшихся больше надежд.
Больница
Что-то звенит и давит,
Это ли тишина?..
Ты меня помнишь, да ведь?..
Ты ведь обречена...
Только тебя заметил,
Стала ты увядать...
Не умирай, ответь мне!
Глупо тут умирать!
Может я даже брошу,
Чтобы тебя спасти,
Все, что считал хорошим,
Девять из десяти.
Может уйду не глядя...
Ты еще будешь жить!
Будешь забавы ради
Прошлое ворошить.
Ты еще будешь мерять
Мой неземной покой,
Ты еще будешь верить,
Звать меня за собой.
Ты еще будешь, да ведь?
Слышишь, ответь мне "да"...
Что-то звенит и давит,
Это ли пустота?..
*****
Поразительно плавно
Стрелки сходятся в круг.
Что еще там о главном,
Мой назойливый друг?
Что ты скажешь мне, если
Я уйду насовсем?
Промолчи мою песню,
Промолчи ее всем.
Ты такой же, как раньше
Не проснешься. И впредь
Не почувствуешь фальши
И не дашь умереть.
Что-то кажется главным
В этой жизни. А там
Поразительно плавно
Поплыву к небесам.
Свидетельство о публикации №117101409862
1) Зарисовка. Кратко. Описательно. Представимо.
Размер выдержан: 5-стопный хорей.
Лично у меня звук колёс поезда ассоциируется с 2-стопным анапестом… (это не придирка)
Рифмы классические, т.е. точные. Печаль-чай – не классическая, но на слух хорошо, потому что Л мягкая и Й в некотором роде похожи.
Насчёт «в одиннадцать». Если быть точным, то в 23.
После «за другой» я бы поставил тире.
2) Зарисовка. Кратко. Описательно. Представимо.
Ещё один плюс: словосочетание «новогодние праздники» не названо, а показано.
Стихотворный метр выдержан: логаэд с цезурой в середине строк. Это если графически. А на слух: 3-стопный хорей, где во многих первых стопах пиррихий.
Разнородный замес рифм, т.е. рифмы классические и усечённые.
Есть и внутренние рифмы: вино-но-окно.
«Торопить рассвет, прогонять с погоста» – ассоциации: рассвет = весна, погост = зима.
3) Объём средний. Содержание сложновато. Что-то философское.
Размер: первые 4 строки – логаэд, в след. строке тоже логаэд, но уже другой…
Рифмы точные вкупе с приблизительными.
Опять неточность с часами: утро или вечер непонятно.
«из здания» - одинаковый звук на стыке слов + ослышка: слово «издание» в род. падеже.
4) Объём: для времени, в котором живём, большой.
Образность.
Размер соблюдён: разностопный ямб.
Чередование мужских и женских рифм.
Разнородный замес рифм: точные и неточные.
«Печаль душа» и «печаль души» на слух можно понять иначе, т.к. «душа» и «души» омонимы. Но лично мне нравится неправильный смысл: душить один из главных греховных страстей в православной аскетике. Нравится, потому что я веду аскетический образ жизни, и очень многие из этих греховных страстей (всего их восемь) ко мне не относятся: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гордость, тщеславие… А вот печаль случается!
Вообще, я не знаю, что такое «душа», которая существительное. И это слово в стихах обычно вызывает у меня отторжение (потому что затаскали). В данном случае отторжения нет, мне симпатично такое «толкование»: душа = печаль.
5) «Метро»
Чёткого размера нет, но в данном случае это не минус, потому что неклассическая форма.
Разнородный замес рифм.
Философия, лирика.
Снова тема бессмысленности существования.
И снова спокойствие лирического рассказчика…
И опять ни одного восклицания, что говорит о высоком уровне.
6) Пьяный ритм не красит. Например, «И броситься вслед за облаками» и «И вся твоя жизнь с этой минуты» - неудобно произносить, т.к. негармоничный ритм. Я бы строки визуально разделил, как у Маяковского: «И броситься вслед», затем новая лесенка: «за облаками» и «И вся твоя жизнь», другая лесенка: «с этой минуты» - чтоб читатель в местах разделения строк сделал паузы.
Есть слабые рифмы: «отражаясь-качаясь», «почитать-догнать», «бьётся-остаётся».
Насчёт «часы прозвенят»: звенят неисправные часы, а исправные – звонят! (доказательство в книге «Говорим по-русски»)
7) «Больница»
Монолог. Удачный, на мой взгляд.
Размер (логаэдический) и альтернанс выдержаны.
Несмотря на разнородный замес рифм, рифмы хорошие. Даже глагольные: «жить-ворошить» (рифма, приближенная к богатой) и «мерять-верить» (хорошая рифма, потому что разные гласные в рифменных окончаниях: Я и И). Но слово «мерять», по мнению многих языковедов, не соответствует современным литературным нормам. А вот глагольная рифма «увядать-умирать» слабая.
Единственное стихотворение подборки, где есть восклицания. То есть, автор поставил восклицания там, где они очень нужны.
После «может» нужна запятая, т.к. в данных случаях это вводное слово. После «уйду» тоже нужна запятая, т.к. деепричастный оборот.
8) Размер выдержан: 2-стопный анапест.
Разнородный замес рифм.
Насчёт «Промолчи мою песню, Промолчи ее всем». Есть мнение среди теоретиков стихосложения, что если слово попадает в т.н. «безударную яму» трёхсложных размеров, то лучше, если ударение падает на первый слог. Имею в виду слова «мою» и «её».
«Насовсем-всем» - плохая рифма, т.к. однокоренная.
..................
* рецензия была озвучена 28.10.17 на лито "Ступени"
Андрей Владимирович Медведев 28.10.2017 19:21 Заявить о нарушении
Галина Щекина 28.10.2017 19:21 Заявить о нарушении
Андрей Владимирович Медведев 28.10.2017 23:00 Заявить о нарушении