Старая гносеология и её техника

     Официальная или традиционная гносеология должна в конце концов признать свой крах. Как только такое признание наступит, эта кокетка или королева вынуждена будет наконец-то развоплотиться и показать своё истинное лицо. В этот момент мы увидим, что наша гносеология, знакомая нам всем и такая вроде бы "естественная", была лишь гносеологией неживой природы, но скрывала при этом своё, как оказывается довольно ограниченное происхождение и ловко орудовала во всех областях человеческого мира и жизни, где ей вовсе не место.  Мы увидим, что способ познания человека оказался в ходе истории обусловлен его орудованием с материальным неживым миром и потому всё, что называлось до сих пор гносеологией относилось и относится исключительно к вещам, для человека же и для живой жизни вообще, способ познания оказался пока невыробатанным и даже невостребованным. И не важно о какой конкретной философской системе или конкретной гносеологии идёт у нас речь - они объёмно таковы - все. Скажем так: по большому счёту они таковы. "Логика твёрдых тел" по прекрасному метафорическому высказыванию Бергсона, царит в наших головах. Что мы одолели, то и стало нашим, а одолели мы природу, исключая из неё любой живой организм, ибо он и в самой своей малости пока ещё перевешивает все наши познания. И не потому что мы не можем какую-нибудь культуру бацилл развести и применить, а потому что мы не знаем что такое жизнь и как она существует в действительности - чем держится? Мы не знаем откуда она и почему? И потому мы ниже в своём уровне познания самой "микробной микробы". Хотя мы на технологическом коньке - этаком Горбуньке, мечтаем въехать в прекрасное будущее. Технологии - это принципы природы, взятые орудийно. Не материалы - орудия и не законы - орудия, а принципы и идеи природы, взятые как орудия. Но всё той же самой природы - неживой. Поэтому технологии для человека - верх мастерства, однако всё на том же самом начальном, первом уровне. Остальные уровни, как, знаете ли, в сложных компьютерных игрушках - недоступны. И не столь бы это было плачевно, если бы осозновалось. Если бы техника и способы нашего познания "не лезли" оседлать самого человека и жизнь вокруг нас. Если бы они не требовали сделать из самих себя - центр вселенной.
       Да, тогда бы это было хорошо. Всякое познание, даже ограниченное - славно. Но к сожалению мы движемся не к славе, а к бесславию, поскольку наш способ познания, наша гносеология и её конечное универсальное детище - техника и технологии оттесняют нас, обычных людей - "просто людей" на край окраины - во всех смыслах - выбрасывают нас как нечто неактуальное и невыдерживающее с ними конкуренции. Таким образом произведение приобретает слишком большую власть над своим творцом. Роботы и искусственные интеллекты грозят утилизовать человека. Хотя на самом деле никакого отношения к нему, прямого в крайнем случае, и иметь не должны - все темы, поднятые в связи с этим страшно искусственны, потому что на самом деле это полное недоразумение, что робот может вытеснить человека или что искусственный интеллект будет жить лучше. Тут дословно только "недоразум" такие вопросы и может решать, и можно было бы просто улыбнуться, но... у нас повсюду этот же "недоразум" и есть. Мы сами оказываемся "недоразумны", но спешим создать искусственный интеллект!
        И вот именно такая ситуация, именно такое положение оказывается опасными! Не то, что человек открыл мир техники, а то, что он вступил в него полностью незащищённым и неподготовленным - неустойчивым - в человеческом смысле. Вот что является страшным и совершенно не вызывает улыбки. Такой дисбаланс. И сейчас мы попробуем ещё детальнее уточнить, откуда может надвигаться на нас угроза в этом смысле.
        Для этого нам придётся совершить небольшой экскурс к философскому видению. Материальный мир или неживая природа, есть в философском смысле, или ещё точнее онтологическом, то есть в плане бытия - Ничто. Материя, как нечто лишённое жизни - замкнута и глуха, она - "вещь в себе" по Канту, она не несёт в самой своей сути открытости - лишь человек привносит в неё открытость и смысл. Материя универсальна лишь как Ничто. Она причинно-следственна и законосообразна - то есть прямо таки ждёт, чтобы ею овладели, потому что сама она не в состоянии двигаться. Конечно за исключением того случая, когда порождает из себя жизнь и движется дальше в этой форме. Но мы-то рассматриваем как раз не этот случай, а иной - случай мёртвой, тупиковой природы. Представьте себе теперь что такое техника? Это орудие Ничто. Это страшная сила обезличенности и обезжизненности, справиться с которой под силу только истинно человеческому существу, разгадавшему тайну своего собственного существования - то есть подлинному хозяину, а не выскочке. Но где же этот человек? Такого же человека нет, а техника есть. И она идёт в "загул" с таким хозяином.
         Проблема не в технике, не в ней самой, проблема по-прежнему в человеке. В его "познай себя" и "обрети себя"( я бы делала ещё и эту добавку). Проблема в том, что наша современная техника принадлежит старой гносеологии, которая её родила и воспитала. Проблема в том, что у нас здесь оказывается множество противоречий, в которых практически никто не хочет себе отдавать отчёт, или не может. Уже во времена Декарта, человека можно было помыслить как машину, и на сегодняшний день ничего не изменилось. Теперь не как машину, а как искусственный интеллект - этакий несовершенный, рядом с совершенным, произведённым в лаборатории. Это всё тот же самый тип мышления и способ подхода к рассмотрению задач и к миру, а вернее - отсутствие его. Мы не знаем, что кардинально отличаемся от искусственного интеллекта, потому что мы не мыслим. Если бы мы мыслили, мы бы имели опыт того, что с искусственным интеллектом не спутаешь. И тут Хайдеггер тысячу раз прав - всё упирается в мышление, а мышление берётся лишь из опыта истинно человеческого познания, не из "логики твёрдых тел". Человеку крайне важно оторвать свой прикованный взгляд кролика на технику-удава, перестать попадать в плен этого широкомасштабного шествия техники, бесспорно впечатляющего зрелища, и обратиться к более неприметному - хотя бы к чему-то живому. Оно, конечно, не громыхает и пользы от него меньше, но оно ближе к нам. Гораздо ближе, чем созданный по самым подобным подобиям робот или искусственный интеллект. Это так важно понять. Но я чувствую, что люди этого не видят.


Рецензии
когда нибудь быть может а пока мы в технике не превзошли сверчка удачи

Владимир Соколов 13   20.10.2017 00:15     Заявить о нарушении