Г. Сковорода. Нетопыр и два птенца...

               
           НЕТОПЫР И ДВА ПТЕНЦА — ГОРЛИЦЫН И ГОЛУБИНИН 

Великій преисподній звЂр, живущій в землЂ так, как крот, кратко сказать, великій крот, писал самое сладкорЂчивЂйшее писмо к живущим на землЂ звьрям и к воздушным птицам. Сила была такая 2:
 — Дивлюся суевЂрію вашему; оно в мірЂ найшло 3 тое, чего никогда нигдЂ нЂт и не бывало; кто вам насЂял сумозброд, будто в мірЂ есть какое-то солнце? Оное в собраніях наших прославляется, началствует в дЂлах, печатлЂет концы, услаждает жизнь, оживляет тварь, просвЂщает тму, источает свЂт, обновляет время. Кое время? Одна есть только тма в мірЂ, так одно и время, а другому времени быть чепуха, вздор, небыль... Сія одна ваша дурость есть плодовитая мать и других дурачеств. ВездЂ у вас врут: свЂт, день, вЂк, луч, молнія, радуга, истина. А смЂшняе всего — почитаете хімеру, называемую око, будто оно зерцало міра, свЂта пріятелище, радости вмЂстилище, дверь истины... Вот варварство! Любезныи мои други! Не будьте подлы, скиньте ярем суевЂрія, не вЂрьте ничему, поколь не возьмете в кулак. ПовЂрьте мнЂ: не то жизнь, чтоб зрЂть, но то, чтоб щупать.
От 18 дня, апр., 1774 года. Из преисподняго міра. N. N.4
Сіе писмо понравилося многим звЂрям и птицам, напримЂр СовЂ, ДремлюгЂ, Сычу, Вдоду, Ястребу, Пугачу, кромЂ Орла и Сокола. А паче всЂх Нетопыр пловко 5 шатался в сем высокородном догматЂ и, увидЂв Горличина и Голубинина сынов, старался их сею высокопарною філософіею ощасливить. Но Горличин сказал:
 — Родители наши суть лучшіи тебе для нас учители. Они нас родили во тмЂ, но для свЂта.
А Голубчик отвЂщал :
 — Не могу  вЂрить обманщику. Ты мнЂ и прежде сказывал, что в мірЂ солнца нЂт. Но я, родившись в мрачных днях, в днешній воскресный день увидЂл рано восход прекраснЂйшаго всемірнаго ока. Да и смрад, от тебе и от Вдода исходящій, свидЂтелствует, что живет внутрь вас недобрый дух.
Сила. СвЂт и тма, тлЂніе и вЂчность, вЂра и нечестіе — мір весь составляют и одно другому нужное. Кто тма — будь тмою, а сын свЂта — да будет свЂт. От плодов их познаете их.

Из  Григория  Сковороды. 

       НЕТОПЫРЬ  ТЬМЫ  И  ПТЕНЦЫ  СВЕТА

Во  времена  тому  лихие,
Когда  главенствовала  тьма,
Зашлись  слепые  и  глухие
К  твореньям  светлого  ума
Хулой  пасквильного  навета…

Дохнули  смрадом  детям  света
Земли  сырые  закрома.

Зверь  Преисподней - Крот  Великий -
Сверстал  послание  своё
К  тем,  чьё  жилое  становьё
Крестили  солнечные  блики:

«Скажите,  сирые,  доколе
Вы  вознамерены  вверять
Свой  слабый  разум  злой  крамоле
Богами  посланной  на  горе,
Чтоб  нечестивых  покарать?

Мир  тьмы  худым  аршином  меряя,
Обманную  несёте  весть, 
Распространяя  суеверия,
Что, дескать, Солнце  где-то  есть.

Оно - де - истиной  сияет,
В  делах  начальствует  земных,
Рассудок  тварей  осветляет,
Теплом  надежды  согревает
Застывших  в  безднах  ледяных
Химер  бессовестных  и  ложних
В  сомнениях  пустопорожних.

Смиряя  лет  текущих  бремя,
Оно - де - обновляет  Время.

Какое  Время?  Что  за  вздор?
Будь  неразумным  не  в   укор,
Но  я  обязан  пояснить:
Власть  Тьмы  прядёт  земную  нить
Времён  в  созвении  веков
И  будет  мир  всегда  таков…

А  все  иные  времена
Суть  вздор,  не  стоящий  рожна!

То  дурь  мирская – мать  греха –
Питая  ложью  потроха
Вам  недостойным   (как  не  лень?)
Твердит  про  свет,  про  Божий  день,
Про  даль  небес,  про  молний  блик,
Про   «истины»  высокий  лик,
Таящий  радуги  цвета,

(Всё  это – ложь  и  пустота)

Про  то,  (что  вовсе  уж  смешно)
Как  будто  Око  вам  дано –
Зерцало  мира,  правды  свет…

Оставьте  этот  подлый  бред.
Живущий  Тьмою  прав  и  благ.

Пока  доподлинно  в  кулак
Иной  предмет  не  заключен,
Как  о  себе  расскажет  он?

Попробуйте  уразуметь:
Жизнь,  коль  оставить  суеверия,
А  паче  ложь  и  лицемерие,
Дана  чтоб  щупать,  а  не  зреть.

Цидулка  эту  от   меня
Для  вас – существ  иного  рода –
От   18-го  дня
Апреля  нынешнего  года
Отмечена  в  исподнем  мире
Как  опус  номером  4».

Сие  посланье  (Тьме  во  славу)
Пришлась  по  вкусу  и  по  нраву
Сове,  дремлюге  и  сычу,
Кроту,  удоду,  пугачу…

Но  ни  к  чему  она  была
Орлу  и  сродичам  орла:
Будь  соколам,  будь  вольным  птицам,
Кому  назначено  гнездиться
Не  в  смрадном  мраке  душных  нор,
А  там,  где  воля  и  простор,
Под  лаской  солнечных  лучей
Пьют  жар  пленительных  очей.

Всего  же  паче - нетопыр
Благословлял   подземный  мир
И  тот  догмат  высокородный,
Что  стал  отныне  притчей  модной
Держащим  злое  на  уме
И  прозябающим  во  Тьме.

Почал  кожан – упырь  беспёрый,
Как  попугай  на  слово  скорый,
Счастливить   догмой  этой  тех, 
Кого  считал  глупее  всех –
Едва  успевших  опериться
Сынов  горлянки  с  голубицей.

Однако ж те  ему  в  ответ:

«В   твоём  ученьи  правды  нет.

Себе  советчиков  иных,
Опричь  родителей  родных,
Искать  не  станем...
              нас  они            
Родив  доподлинно  в  тени
Под  сенью  матушки-Земли,
К  теплу  и свету  возвели.

Вечёр  мы  видели  из  мрака
Рожденье  солнечного  зрака –
Прекраснейшего  ока  дня.

В  оправе  яркого  горенья
Он  выплывал  как  сновиденье
Небесной  тайною  маня,
Из  предрассветной  синевы…

Ещё  сказать:
               Смердите  вы
С  удодом  столь  претошнотворно,
Что  всякий,  мысля  непритворно,
Обмолвится:
                «У  этих  двух
Внутри  царит  недобрый  дух».


ВСЕМ - ВСЁ - НО  КАЖДОМУ  СВОЁ.
ВСЯК  У  СВОЕЙ  ПРЕДЕЛЬНОЙ  КРОМКИ:
ТОТ  ЛЮБИТ  СВЕТ,  ИНОЙ - ПОТЁМКИ,
ЗДЕСЬ  СОЛОВЬИ,  ТАМ  ВОРОНЬЁ.

РЫДАЕТ  ТОТ,  ДРУГОЙ  СМЕЁТСЯ...
ЖИВЁМ,  ПОКОРСТВУЯ  СУДЬБЕ.
ВСЯК  ВЫБИРАЕТ  ПО  СЕБЕ
И  ВСЕМ  ПО  ДЕЛУ  ВОЗДАЁТСЯ.


Рецензии
Спасибо, Саша за перевод с философского 18-го века на поэтический язык 21-го. А ведь тема-то животрепещущая! Похоже, за 300 лет на Украине ничего не изменилось к лучшему. Малочитающее и не привыкшее думать поколение склонно доверяться таким нетопырям.

Ирина Арутюнян   13.01.2020 02:46     Заявить о нарушении