Глупость и Ум

Если брать за основную характеристику человека – то, как он проживает свою личную судьбу, то всех людей можно разделить на две категории: УМНЫЕ и ГЛУПЫЕ. Да, да – именно, только на две! И это тоже можно обосновать – ежели у толстых рождаются толстые, а у тонких – тонкие, и это заложено в генах, то почему мы должны отказывать наследование по уму или по глупости. Ум и глупость – настолько индивидуальные и внутренние характеристики, что о них почти невозможно догадаться по внешнему виду или по каким-либо характеристикам или чертам строения тела. Точно так же, мы не можем по внешнему виду сказать – какова собственная масса предмета – до тех пор, пока не притронемся к ней.

Так же, как и о гире мы можем лишь сказать – настоящая она или бутафорская, так и человека мы «встречаем по одежке, а провожаем по уму». До тех пор пока мы не увидим человека в деле, мы не можем сказать что-либо о его умственных способностях. Но, только лишь что-либо! Потому что умный человек может поступать глупо, а глупый – умно! Умного человека могут заставить поступать глупо обстоятельства: месть, проклятие, зависть, чужая воля, долги, обязательства, образ жизни и мыслей, традиции, воспитание и многое, многое другое. Именно оттого простые «темные» крестьяне метко выражались по отношению к вождю пролетариата: «Умный человек – а дурак, с кем захотел коммунизм построить, с лодырями и неумехами!»

И глупый человек может поступать умно – традиции, законы религии и его социума, которые постигаются в тесных контактах, обычаях, обрядах и правилах, в повседневном общении могут наполнить его «пустой сосуд», доставшийся по наследству весом и необходимыми правилами, делающими его жизнь весомой и даже завидной. Но, распили такую гирю, наполненную тяжестью разумных правил и обычаев, и вы увидите, что по своей природе – это муляж. А наш век, к тому же, способствует этому еще и широким доступом к источникам знаний – книги, интернет, широкий круг общения, которому способствует достаток и открытость. Но, в «умелых и сноровистых» руках все это может, и наоборот, способствовать активному «выветриванию» природного ума, его выхолащиванию и подгонке по ранжиру, навязываемому определенным определенным группам людей, классам и даже государствам.

Как природа формирует этот самый УМ или ГЛУПОСТЬ, которую можно рассматривать и как и недостаток ума. Да очень просто! Естественным отбором, и только им, причем, лишить ума можно гораздо быстрее – в жизни, но не в генах. Можно из потомственного умницы легко сделать «Маугли», но он и среди животных будет править и царствовать. Так что же является условием ума и его отправной точкой? Как ни странно – тяжести и лишения. Человек, попадая в суровую среду обитания, вынужден выживать – и выживает, как правило, не только сильнейший, но более часто – умнейший. Может быть именно поэтому, суровые и преследуемые времена так плодовиты на таланты и мастерство. И что еще следует вставить в эту строку – именно суровость условий не допускает скученности, а следовательно именно в них умный человек может жить, не только вольно, но и умно!

Что же еще заставляет, а вернее позволяет умному жить, а главное – поступать умно. Его понуждают к этому обстоятельства. Бездарные правители всегда опирались на умных помощников, в особенности в тяжелых обстоятельствах, в которые они обычно попадали по своей же вине или по своему бездействию. Здесь, в качестве примера достаточно будет привести лишь одну знаменитую фразу: «А что скажет товарищ Жуков!?» В суровых и зашоренных условиях цивилизации умный человек может поступать умно лишь в чьих-либо целях, фактически выполняя роль инструмента, которым пользуются в нужный момент, а потом «откладывают в сторону». Нет, он может жить и даже прожить умно, где-нибудь на отшибе – и его легко можно сразу вычислить по его ухоженному, ладному и продуманному мирку. Но, разрастись его мирку, даже его признанному учению в правильный мир не дадут – отлучат, зашельмуют, а потом подвергнут выхолащиванию и забвению.

Глупому легче прожить умно, чем умному – глупо. Ему не надо прятаться, скрывать свои взгляды и суть – улови течение «реки», «направление ветра» - и плыви, наслаждаясь и любуясь сегодняшним днем. О завтрашнем дне глупые, как правило, не заботятся – о завтрашней беде, потом будут призваны позаботиться умные. И умные, вынужденные обязательствами жизни, внутренней моралью, через которую приходится перешагивать, а то и просто по молодости и неопытности принимая искренне, на веру глупые постулаты и традиции, укоренившиеся в обществе, так часто живут глупо и с каждым годом, все больше и больше невольно и вынужденно. Глупость всеядна, любит маскироваться под ум, и даже более того – навязывать глупость, объясняя её потребностью, необходимостью и временностью, которую надо пережить.

И в тесноте и скученности ум тоже может действовать целесообразно и разумно – но только лишь, всегда, по отношению к избранным, к самим себе. Выходя за пределы собственной комфортной целесообразности, он всегда будет действовать по отношению к иным – глупо, коварно и жестоко, находя этому всегда единственное объяснение и оправдание – они не такие, как мы, а следовательно недостойнее и глупее нас. И им невдомек, что помести их в ту же самую Чукотку, они будут выглядеть, на протяжении многих лет, глупее и смешнее местных аборигенов. И только по прошествии многих веков, а может и тысячелетий, они вновь приобретут ум – тот, который будет соответствовать именно той природе и тем обстоятельствам, которые позволят им не только выживать, но и создавать свою культуру, свое искусство – все то, что они раньше несправедливо называли дикостью!!!


Рецензии