Тень Савонаролы

Савонарола

Стоял апрель 1492 года.
В своём дворце умирал «крёстный отец Возрождения» - сорокатрёхлетний Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным.
Умирал без покаяния….
Доминиканский монах Савонарола, царивший в то время над умами флорентийцев, отказался отпустить грехи умирающему.
Даже в наши дни  это чудовищное преступление святого отца, обрёкшего душу на вечные муки, вызывает ощущение соприкосновения с чем-то гадким и жестоким.
Джироламо Савонарола...
Издавна этот исторический персонаж окрашен для меня в чёрный цвет. Запомнилась страшная фигура в надвинутом капюшоне, изрыгающая проклятья. Это из сериала "Жизнь Леонардо да Винчи".
Мракобес...
Но не всё так однозначно…
Лоренцо, прослышав о незаурядном проповеднике, сам пригласил его в свой город. Прошло немного времени, и с церковной кафедры полетели страстные обличительные речи.
Савонарола обрушивал свой гнев на верхушку католической церкви, обличая разврат, мздоимство, алчность папы и его приближённых. Он сумел убедить флорентийцев в том, что владеть богатством - это грех, и что  богатые должны отдать свои сокровища бедным, и богатые отдавали-таки свои накопления беднякам.
Казалось бы - всё правильно. Праведник! Бессребреник! Святой, пекущийся о благе простого народа!
Но этот праведник во имя  своей правды готов был сжечь всё вокруг.
А какой она была, его правда?
- Средневековой...
Всё, что не укладывалось в рамки аскетизма, церковных традиций и монашеского образа жизни, Савонарола решительно отвергал, бичевал и предавал проклятию.
 Женщины в нарядах и драгоценностях казались ему непристойными, веселящиеся на карнавалах горожане - безнравственными.
Этот борец за справедливость, христианскую любовь и чистоту нравов ополчился против всей гуманистической культуры Ренессаса, восторгавшейся вслед за античными мыслителями и творцами духовной и телесной красотой человека и вознёсшей эту красоту на недостижимый по сей день пьедестал.
Светские и научные  книги подлежали уничтожению, ибо знания ведут к греху. Читать можно  было только Библию. Идеи гуманистов были признаны греховными.
Особенно возмущал праведника интерес к античности. Обнажённые тела на картинах и обнажённые статуи приводили его в неистовство.
Монах, обладавший поразительным даром убеждения, начал непримиримую борьбу со всем, что считал греховным.
И произошло невероятное: Флоренция, жизнерадостная и просвещённая, привыкшая к праздникам, карнавалам, учёным диспутам и созерцанию шедевров живописи и скульптуры, вдруг задумалась, стала внимательно вслушиваться в слова пророка, а потом упала на колени и стала истово каяться в грехах.
Мрак опустился на цветущий город.
По улицам двигались религиозные процессии, вместо весёлых песен звучали заунывные псалмы, а в церковь, где проповедовал Савонарола, было не пробиться.
Обладая мощной силой воздействия на умы человеческие, Савонарола подчинил себе весь город. Во время его проповедей люди, устрашённые перспективой адских мук в наказание за грехи, впадали в панику, рыдали,  каялись и готовы были выполнить любое требование монаха, царившего  над обезумевшим городом.
На площадях не угасали огромные костры, в которые жители бросали книги, картины, дорогие одежды, драгоценности, музыкальные инструменты, изготовленные прославленными мастерами...
Сандро Боттичелли, поддавшись общей истерии, сжёг несколько своих картин. О, ужас!!!
Но этого было недостаточно, чтобы  грешников превратить в праведников.
Над горожанами, неугодными строгому пастырю, вершилась физическая расправа. Проституток избивали, содомитов и прочих нечестивцев жестоко убивали, богохульникам вырывали языки. По повелению Савонаролы флорентийцев без суда казнили, изгоняли из города. Молодёжь, вдохновлённая и подстёгиваемая Савонаролой, организовала задолго до хунвейбинов боевые отряды, которые вершили правосудие "по-савонарольски" - врывались в дома, тащили вещи на костёр, избивали и калечили несогласных.
Блестящая и жизнерадостная Флоренция съёжилась, затаилась в тревожном ожидании кары господней…
Над кающимся городом мрачной тенью витал неукротимый дух  неистового монаха.
А монашек-то оказался не прост: под шумок он выгнал из города наследников почившего Лоренцо и сосредоточил власть в своих руках.
И что же принёс люду флорентийскому этот праведник?
- Страх и смятение в сердца людей. Упадок промышленности и торговли. Разруху. Голод.
В городе начались волнения.
Говоря о тирании Медичи и осуждая её, хулителям не стоит забывать, что при Лоренцо город процветал и жил в мире. У людей была работа, а значит – хлеб насущный. Развивались ремёсла, торговля. Пышным цветом расцвели искусства.
Теперь же, при новом правителе,  всё пришло в упадок.
Пора было опомниться...
Наслушавшись речей Савонаролы, избавившись от предметов искусства и роскоши, набив шишек на лбу о церковный пол и раздав деньги нищим,  народ стал приходить в себя.
Разумеется, не все добровольно сложили к ногам Савонаролы свои богатства, не все швыряли в огонь книги, картины, жемчуга, бархат и шелка.
Недовольство зрело не только среди горожан. Сам римский папа, которого праведник неустанно клеймил в своих речах, сделался его злейшим врагом.
И вот  уже многие приверженцы насаждаемого Савонаролой образа жизни стали сомневаться в своём духовном пастыре.
Чтобы убедится в том, что Савонарола действительно является праведником, ему решили устроить испытание огнём: праведник, взойдя на костёр, не должен был сгореть.
Разумеется, Савонарола в огонь вступить не захотел. Народ негодовал.
Пророку пришлось укрыться за монастырскими стенами, и тут случилось то, что должно было случиться - толпа бросилась к монастырю, выволокла своего недавнего кумира и сдала властям Флоренции.
Вот так легко и просто флорентийский люд обрёк на смерть того, чьим проповедям внимал со слезьми и молитвами.
Савонаролу жестоко пытали, заставляя отречься от дерзких мыслей и пророчеств, а затем при большом стечении народа сначала повесили,  потом сожгли и прах развеяли по ветру....
Sic transit gloria mundi…
Да, не вписалась  эта средневековая фигура в Ренессанс...


Рецензии