Декадентская Мадонна. Часть 1

     Помню, как студенткой, впервые увидев репродукцию картины итальянского художника Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», настолько восхитилась дивной  прелестью богини любви и красоты, что, наверное, минут  тридцать не могла отвести глаз от нее. Это случилось в далеком 1969 году в Абакане, когда я училась в пединституте на третьем курсе факультета иностранных языков.

    Все в той картине для меня было необычно, загадочно, таинственно. Богиня, совершенно обнаженная, подплывала к берегу из пены моря в перламутровой раковине.  Изящные покатые плечи. Длинная лебединая шея. Маленькая головка с роскошными длинными золотистыми волосами. Взгляд кроткой, целомудренной, нежной женщины. Образ Венеры сочетал в себе одновременно и внешнюю восхитительную красоту богини, и внутреннюю красоту Мадонн, воспеваемых поэтами и художниками.

    Однажды, когда я пришла в гости к своему другу Валерию Майнашеву, студенту литературного факультета,( через несколько лет ставшего известным поэтом Хакасии) и с упоением вновь начала восхвалять картину Баттичелли, он вдруг достал с полки какую-то книгу и прочел: «Высокая стройная блондинка с длинными золотистыми волосами, изумрудными глазами русалки, в очень шедшем к ней голубом  платье, она бросалась в глаза своей наружностью.Эту наружность несколько лет спустя я назвал бы боттичеллиевской.

    Весь Петербург ее знал, благодаря этой внешности и благодаря частым ее выступлениям на литературных вечерах, где она читала свои столь преступные стихи с явной бравадой».

    Так в тот вечер я впервые услышала о декадентской мадонне Зинаиде Гиппиус и познакомилась с ее стихами. Богохульством веяло от ее «Посвящения» 1894 года:
« Беспощадна моя дорога.
Она меня к смерти ведет.
Но люблю я себя, как Бога, -
Любовь мою душу спасет»

     Тогда  Валерий объяснил мне, что это впечатление о Гиппиус написал один из первых символистских издателей Петр Петрович Перцов. Возможно, он написал это в своих « Литературных  воспоминаниях», впервые вышедших  в свет в издательстве Академия в 1934 году малым тиражом в 2300 экземпляров.

    В наше время о Зинаиде Николаевне Гиппиус  написано великое множество статей разного характера, а в те годы мы практически по крупицам собирали сведения о  ее биографии, находили ее стихи. Вот что написала она в 1893 году в ««Бессилии».
« Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить…
Мне близок бог  -  но не могу молиться,
Хочу любви  -  и не могу любить».

   Множество сплетен, слухов и кривотолков  поддерживали интерес к этой поэтессе, сочетающей в себе не только боттичеллиевскую чистоту, но и демоническое взрывное начало, дерзкое богохульство, вызов покою, вызов духовной покорности и смирению.
«Жизнь и мой разум, огненно-ясный!
Вы двое  -  ко мне беспощадней всего,
С  корнем вы рвете то, что прекрасно,
В душе после вас  -  ничего, ничего!», признается она читателям в стихотворении  "Ничего», написанном в 1903 году.

   Образ « Зинаиды Прекрасной» поражал, отталкивал и притягивал не только поэтов, творивших с ней в одно время: А. Блока, А. Белого, В. Розанова В. Брюсова, но и нас, студентов, живших  ровно через сто лет после ее рождения.

   В жизни и творчестве Зинаиды Гиппиус было много всего запретного и  безнравственного с точки зрения людей, общавшихся с ней в то далекое время,  но такого притягательного, разжигающего наше воображение и интерес  к ней.  Зинаида сама о своей душе писала очень откровенно и безжалостно в стихотворении « Она» в 1905 году.
«В своей бессовестной и жалкой низости
Она, как пыль сера, как прах земной.
И умираю я от этой близости.
От неразрывности ее со мной.
…………………………………………………..
Своими кольцами она упорная,
Ко мне ласкается меня душа.
И эта мертвая, и эта черная,
И эта страшная моя душа!»

     Прошли годы. Однажды в отзыве на мою статью « Разве можно забыть» о поэтессе Елизавете Юрьевне Кузьминой-Караваевой автор Нина Антюшкина упомянула о сборнике  « Царицы муз» В. В. Ученовой.

     Я взяла этот сборник о русских поэтессах 19 - начала 20 веков в библиотеке и неожиданно увидела краткую статью и несколько стихов Зинаиды Николаевны Гиппиус. Так снова у меня вспыхнул интерес к ней. Перечитала все, что о ней написано в интернете, и решила написать свои размышления о жизни и творчестве Гиппиус уже с позиции женщины, пожившей на свете и повидавшей всякого за свою жизнь.
 
    Зинаида Николаевна Гиппиус родилась (8)20 ноября 1869 года в городе Белев Тульской губернии. Отец, выходец из обрусевшей немецкой семьи, Николай Романович Гиппиус, юрист,служил некоторое время обер-прокурором  в Сенате.

    Мать, Анастасия Васильевна, урожденная Степанова, дочь обер-полицмейстера  из  Екатеринбурга.

     Семья часто переезжала с одного места на другое, поэтому школу Зинаида посещала урывками, к экзаменам готовилась с гувернантками. С  детства Зинаида  сочиняла стихи и вела дневники. Девочка была необыкновенно умна и талантлива.  Она обожала стихи Лермонтова, знала наизусть многие из них.

     Ее секретарь, Владимир Ананьевич Злобин так охарактеризовал Зинаиду Николаевну  в  « Тяжелой душе»: «Все, что она знает и чувствует в 70 лет, она уже знала и чувствовала в 7, не умея  это выразить».

   Девочкой Зина чувствовала глубокую привязанность к своему отцу. К несчастью, отец заболел туберкулезом и умер в 1881 году в Нежине Черниговской губернии, когда Зине было всего 11 лет. Зина испытала огромное потрясение от смерти любимого отца.

     Семья осталась без средств существования. Сначала переехали в Москву.
Затем были переезды в Ялту, в Тифлис к дяде. Зинаида часто болела: возвратный тиф, бесконечные ангины и  ларингиты. Дяде пришлось снять для племянницы дачу в Боржоме.

     Именно на этой даче « в вихре веселья, танцев,  поэтических состязаний, скачек» ей, наконец, удалось оправиться от потрясшей ее смерти отца.

     В 1888 году на даче в Боржоме 18-летняя Зинаида знакомится с поэтом
Дмитрием Сергеевичем Мережковским, ощутив мгновенную духовную и интеллектуальную близость. Они обвенчались в 1889 году и прожили вместе 52 года.

      Странный был этот брак. Без детей. Без настоящей семейной жизни.
Скорее это был только духовный и интеллектуальный союз. Дмитрий Сергеевич полностью отрицал телесную сторону супружества, отрицал интимные отношения с женой.  А она любила его по-настоящему. И страдала, не желая признаться в этом  даже себе. Свои чувства она выразила в « Любви» в 1900 году.
« В моей душе нет места для страдания:
Моя душа – любовь.
Она разрушила свои желанья,
Чтоб воскресить их вновь».

       Но уже совсем другие мысли о любви звучат в ее стихотворении  в 1901 году.
« Сегодня заря встает из-за туч.
Пологом туч от меня спрятана.
Не свет и не мгла… И темен сургуч,
Которым  » Любовь» моя запечатана...


И хочется мне печати сломать…
Но воля моя смирением связана.
Пусть вечно закрытой лежит тетрадь,
Пусть будет Любовь моя - недосказана».

      А,  уже в  « Узле», написанном в 1905 году , чувства ее совершенно иные:
«Сожму я в узел нить
Меж сердцем и сознаньем.
Хочу разъединить
Себя с моим страданьем».

     Это же подтверждает и ее секретарь, поэт В. Злобин, написавший в 1958 году: « … Немногие в жизни страдали от любви так, как страдала она… Она не только ничего не приобрела, но все потеряла…»
 Продолжение  следует.

 



 


Рецензии
очень интересно написана статья, большой труд вы проделали, многих моментов из её жизни я не знала, прочла с удовольствием, очень понравилось. всего доброго желаю и творческих успехов,

Наталья Близнецова   29.05.2024 19:42     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Наталья, за такой интерес к судьбе и творчеству Зинаиды Гиппиус. Так мой студенческий интерес к Зинаиде через много лет превратился в желание написать труд про её гениальное творчество и драматическую судьбу. Не зря говорят, что за дарованные способности приходится порой платить потерей счастья всей жизни. Несколько дней назад прочла, что мы за всё платим в своей жизни. За действие 1 раз, а за бездействие в 10 раз больше.
С благодарностью. Галина.

Галина Гостева 2   30.05.2024 09:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.