Стихотворение месяца-56 - Обзор Гольгертса
Четырёхстопный дактиль на мужской рифме редко рифмуют зеркально АВВА,
в этом случае рифма "А" слишком удалена для восприятия, особенно если эта
рифма с замещением "дымкоМ /покоЙ".
По контексту любопытно, пожалуй, только финальная строфа.
Учитывая "сражение меж одеял" слово "фиал" приобретает сразу множество значений.
"момент заполнят (стеклянный сосуд с узким горлом)"
"момент заполняет(ся) (поступками порока - в исламе-)"
"момент заполняет(ся) (полной неудачей, отказом - в неверной англ. транскрипции fial -)"
4/4
2. "Где мои семнадцать лет..."
Вообще-то "Хрустальных зеркал" в природе не существует. Есть магические хрустальные шары,
но предполагая, что они могут быть, некоторые ищут их по всему миру, но безрезультатно.
А тут вот где оно оказывается, не в древнем монастыре, а "В доме с печкой изразцовой..."
И тогда термином "Хрустальное зеркало" обозначают некоторые энергетические методики,
в том числе косметические.
Впрочем, понятно, что автор просто подобрал прилагательное по приблизительному
сходству качества. И я бы благополучно пропустил этот момент, когда бы не нужно было
рассматривать пристально это простейшее стихотворение, дабы что-то о нём сказать.
А тут ещё "Где мой чёрный пистолет" Высоцкого во время прочтения постоянно всплывает.
Женские рифмы ассонансные, но крайне бедные, особенно: "изразцОвой / пОла"
3/4
3. "Какая жуткая стоит жара..."
Вот интересен мне один вопрос, что же желает услышать автор о своём стихотворении,
когда на конкурс с предполагаемым аналитическим разбором присылает простейшую зарисовку?
Смежный пятистопный ямб, простые рифмы, общий посыл: "Солнышко выходит, людям жарко, жарко".
Для кого-то это уже хорошо, но объективно - не больше, чем удовлетворительно,
потому что нет существенных ляпов.
3/4
4. "* * *"
Н-да... хочется изречь веское: "Пьянству - бой!" А вот кот Бегемот, помнится, коньяк предпочитал.
Ох уж эта "авторская разбивка" строф при записи. Ну ладно бы придумали что-то своё,
но классический четырёхстопный ямб, ЧЕМ так многим помешал?
Ну нужно делать из читателя "глухого". Расставит цезуры(паузы) он самостоятельно,
без "подсказок" авторских.
4/4
5. "Лестница жизни"
Поскольку ничего нового о технике пятистопного ямба сказать нельзя, скажу немного
о "художественности", хотя делаю это, крайне редко. Тем более, что аналогии здесь есть.
Вторичными (банальными) могут быть не только рифмы, но так же и художественные Тропы,
а это ну никак не идёт в плюс стихотворению, например:
По жизни как по каменным ступеням
Жизнь широка и глубока как море,
Длина как полноводная река.
Ну а завершение первой строфы способно ввести современного читателя в ступор.
Я, конечно, понимаю, что автор ничего "такого" не имел в виду.
Но, думаю, он неприятно удивится, если узнает значение термина "золотой дождь"
в нынешних интимных играх молодёжи. К тому же инверсия там, мягко сказать,
не слишком удачная. Да и вторая часть стихотворения более, чем спорная.
С чего бы это такое поклонение именно Афродите?
"Нам без неё не жить на этом свете."
А вот история гласит, что многим "не жить" как раз с ней, причём в прямом,
а не в переносном смысле:
.
Она была причиной смерти Ипполита и Нарцисса, внушила противоестественную любовь Пасифае и Мирре и наделила отвратительным запахом женщин с Лемноса (см. Гипсипила). Афродита жестоко наказала Аталанту, которая хотела оставаться девственницей, а Главк по воле Афродиты был разорван своими конями за то, что он запретил им покрывать своих кобылиц.
.
Хотя, понятно, что в данном контексте это просто символ "любви". Я просто показываю,
ЧТО можно разглядеть, рассматривая текст "под лупой".
4/3
6. "Предубеждение"
С одной стороны понятна схема рифмовки пятистиший: АВААВ,
но каким боком здесь вторая усечённая строфа? Кроме того, продираться сквозь это
наслоение сложноподчинений, крайне напряжно.
Что это за "готов пребудет (что-либо сделать?)". Реально думаете, что кто-нибудь так может сказать?
Я уже не говорю о крайней спорности выводов, которые напрашиваются из контекста.
4/3
7. "Гавань"
Вот для чего нам дан в помощь "Младший братец Гугл" (как говорит футбольный комментатр
Василий Уткин), когда ему задают очевидные вопросы?
Как можно в этой ритмической схеме ставить под ударение: "заегОзили?"
Вообще всё стихотворение - ода банальности!
3/3
8. "Беги, Дженни!"
Итак, тоническое стихосложение. Но что любопытно один ритмический рисунок,
а именно: ( ! - - ! - ! - - ! - !) преобладает в 80% текста. И тогда при определении
возникает вопрос, так что же это всё-таки: тоника или "грязная" силлабо-тоника?
Что характерно, если этот вопрос задать автору то, зачастую, получишь ответ:
"А я вообще не парился над этим, я доверяю СВОЕМУ слуху, читаю так и мне хорошо!"
Единственное о чём хочу сказать, в лучших образцах тонического стихосложения
в рифме качественные приоритеты в разы выше, чем в силлабо-тонике (Маяковский, Бродский)
Так что "беды/воды" или "света/лето" для этой формы - слабовато будет.
4/4
9. "завтра снова дожди"
Недавно я "закусился" с ведущими известной площадки Литературный Фестиваль Рунета,
как раз на предмет "авторской" записи без заглавных. Правда в том случае пошли дальше,
запись не только без заглавных, но и вообще без пунктуации, да ещё с вольной разбивкой строк.
Пояснения автора: ""мы видим мир чёрт знает каким", "не я один", "это общая тенденция",
"потому что всё неопределённо у нас." - лично меня не убеждают абсолютно.
А напоследок "убийственный" аргумент. В общепринятой записи я не могу передать, то что хочу.
Я не ретроград и не упёртый адепт классицизма.
У меня у самого полно редких (а иногда уникальных) форм стихосложения, прежде всего графических.
Но я категорически против соревнования таких форм (на одном поле) с классической записью.
Впрочем, в данном случае (слава поэтическому богу), хотя бы пунктуация сохранена.
Правда местами спорная:
"проходи. раздевайся. я рада тебе. привет."
По логике цезур, обозначенных точками, это и вовсе нужно было записать в столбик
и очень большой вопрос, а требует ли этого контекст?
4/4
10. "Прошла"
И опять же тут же напелось известное: "Она прошла как королева по волнам... "
Ну как же всё вторично и по образам и рифмам. Ну, можно, конечно, разбирая это
стихотворение, что-то "высасывать из пальца", выдумывать нечто, чего там нет,
да только нужно ли?
4/4
11. "Не летает последний из мух"
А вот здесь мне могут сказать: "Ты ругал вторичность, банальность, хотел чего-то
нетипичного, ну вот, получи - распишись!" Однако не всё так просто.
Смежная дактилическая рифма - хорошо, неологизмы - принимается.
Но ЧТО сотворено в двух финальных строфах?
Допустим вводится перекрестная рифма "крыльями/укрытыми" (кстати неплохая),
но тогда "шустрыми/прыгать" - это что?
Финальная строфа похожа на то, как если бы автор "сдулся" к финишу, перейдя
совсем в другую "оперу".
Понимаете, любое нарушение должно быть продиктовано какой-либо закономерностью,
логикой гармонии, если угодно. А нем что "автор ТАК захотел".
Потому что вероятность того, что ТАК же "захочет" читатель минимальна.
Отсюда сложится и это пресловутое "общее впечатление" по которому, собственно,
подавляющее большинство и судит.
А от строчки: " печная не топится кровь" могут заплестись мозговые извилины
и даже никакой "Гугл" не помог (я пытался).
4/3
12. "Сентябрь"
Есть такое "золотое" ритмическое правило стихосложения.
В трёхсложных размерах сверхсхемное ударение, крайне нежелательно ПЕРЕД
схемным ударением, например, в данном случае: "под стУк дЯтла" или "засОл/ки гРуздь в чАще".
Имеет ли автор на это "право?" Да хоть "сто порций" Но здесь говорят об общепринятом
слуховом читательском восприятии, если автору это интересно.
По рифме стихотворение, крайне неоднородно. Грамматическая вторая строфа,
и разнородная третья. Хотя, кто из авторов об этом думает при написании?
4/3
13. "Не прошло и года"
Дактиль с усечением последней стопы в чётных строчках, создаёт оригинальный
ритмический рисунок, который выдерживается по всему тексту. И вот здесь, я хотя бы
понимаю логику авторской разбивки в финале. Отличу! Тем более, что и рифмы по большей
части достойны, разнородны и точны (опустим "кафель/на фиг", как исключение).
5/4
14. "Испанское"
И опять ударения.
"В произношении слова «хвоя» часто допускают ошибку. Чтобы избежать этого,
нужно чётко запомнить, что ударении во всех формах слова ставится только на первый..."
Заявленный логаэд: ! - ! - - ! - ! -
местами не выдержан (добавляются слоги), автору это может быть незаметно,
но только не чуткому уху. И как бы кто не ругал графические ритмические схемы,
именно в таких случаях они крайне необходимы для самоконтроля.
4/4
15. "Мотив влюблённых"
Двойственное чувство от этого стихотворения. Вроде бы всё на месте в этом
четырёхстопном анапесте и поётся легко - нечто вроде романса городского,
но опять же ощущение некой вторичности не покидает.
Другое дело, что для кого-то это никакой не минус, а наоборот - плюс.
"Узнавание" никто не отменял, никакое "новое" не заменит "хорошо забытого старого".
4/4
16. "Внесите в словари!"
Пожалуй, именно такие стихи пользуются наибольшей популярностью на Стихире.
Из тех, что "ближе к народу". Всё здесь просто, доступно и понятно, и по форме и по содержанию.
Вот только лично мне, как "поэтическому гурману" в них нечего делать.
Таким стихам, думается, даже никакой аналитический разбор и не нужен.
4/4
17. "Где дом моего врага..."
Возможно и существую шедевры среди стихотворений, в которых 80% строк начинаются
с местоимений и союзов... возможно. Но всё-таки здесь явно не тот случай, тем более
в простейшей, порой грамматической смежной схеме рифмовки.
По сути - начальный уровень стихосложения.
3/4
18. "На теплоходе катаюсь по рекам Москвы"
Нечто а-ля:
На теплоходе музыка играет,
А я одна стою на берегу
Рубленные (обрубленные) фразы уложенные в размер (причём не всегда удачно),
как-то не ассоциируются у меня с поэтической речью.
Скорее, с подписями под теми самыми "фото на память".
3/3
19. "Уходи"
Ох. что-то мне подсказывает, что это стихотворение написано в "пику" мне.
(А может это я такого "высокого" мнения о себе?)
Типа "ну и что, и я так могу (если надо)".
Разнословная гипердактилическая рифма? - пожалуйста!
Для тех, кто не в курсе.
Составная рифма в стихосложении считается приоритетной, а разнословная, тем более
гипердактилическая, - "высшим пилотажем". Особенно, когда она используется не фрагментарно,
но на протяжении всего текста в строгой закономерности применения.
Но, главное, не в каком-то там стёбном каламбуре с игрой слов, а во вполне себе лирическом
и даже философском стихотворении. Остаётся только определить высоту самого пилотажа.
Созвучие - оно и в "Африке" созвучие. И если уж сравнивать, то прежде всего максимальную
фонетическую точность. Достижение при этом ещё и максимальной смысловой нагрузки -
это и есть основная трудно выполнимая задача. Разберём несколько рифм.
Гипердактилическая рифма предполагает ТРИ безударных слога после ударного.
В идеале ВСЕ они должны быть зарифмованы максимально точно.
В условиях разнословной рифмы обязательно точно рифмуются ударные слоги: ! - - (!)
а вот второй и третий, что называется "как пойдёт".
Например, в рифме: "при - ДИр - чИ - вОСТИ / ухоДИ И прОСТИ" - зарифмованы все слоги,
а вот в "илЛЮ(зия) - МИ / любЛЮ (светлый) Мир" - второй и третий слоги не зарифмованы вообще.
Разумеется, и в обычной рифме существуют ассонансы, корневые рифмы, но как раз от закономерности
их применения и складывается общее благозвучие.
Что же касается контекста, рассматривают его обычно вне техники. Больше того, какие-либо
нестыковки, порой опущенные логические связи, отчего-то критики "уничтожают" с особой яростью
и пристрастием, как будто им наступают на "больную мозоль".
"Я так не умею" - и другим нечего тут. Ну а по существу, насторожила первая же строчка:
"Ты меня не заслуживаешь" (как бы я и не "собачка" в цирке - служить за конфетку)
5/4
20. "Сказка"
По сути семь двустиший пятистопного дактиля. Простые рифмы без ритмических сбоев.
И вот как тут оценивать технику? По какой шкале приоритетов? В сравнении с чем?
Может быть для третьего стихотворения в жизни - это отлично. А для трёхсотого?
Может быть какие-то особые средства художественной выразительности использованы,
нетипичные образы, опять же художественные Тропы (метафоры, антитезы) - так ведь нет же.
Исходя из этого, любая оценка будет субъективной, в зависимости от высоты планки.
3/4
21. "* * *"
А вот здесь смотрите как интересно. Любопытно, кто нибудь из арбитров пытался определить размер?
А ведь тут, фактически, два двухстопных дактиля через цезуру:
Капля по капле ! - - ! -
каплет на темя... ! - - ! -
что выдержано по всему тексту, кроме финальной строки.
И тогда в этой схеме в четвёртой строке "вечно готово(е), как барракуда," - лишний слог.
А вот рифмы интересные. В данном случае - это тот ассонанс, какой нужен ассонанс (не путать с бедностью),
плюс неравносложность в последней рифме.
4/4
22. "Рутинное"
Что-то много дактиля в этой подборке образовалось, на самом деле не такой уж популярный размерчик.
Знаю, как непросто соблюдать максимальную точность рифмы ТРЁХ слов.
В некоторых случаях, как, например, с "кожа", автору это удалось.
А вот: "болезни/прежде/если" - явно слабое звено.
4\4
23. "Цунами"
И снова авторская разбивка пятистопного ямба (ну чем он вам так "насолил?")
Ну ладно в финале (оправдать лишнюю стопу), а предпоследняя строфа?
"холоднО" с ударением на последнем слоге, если и возможно, то лишь, как просторечие или диалект,
а использование его в стихотворной форме под рифмой, вам скажут, что именно ДЛЯ орифмы
это и было сделано.
4/4
24. "Осеннее"
Любопытно, что если в некоторых строфах поменять строчки местами, то получится
идеальная схема английского сонета с финальным двустишием (ключом),
да и смысл, практически, не измениться.
И даже рифмы здесь "сонетные" максимально допустимо точные.
Больше того, даже схема положенной сонету версификации: тезис - антитезис - развязка - вывод"
примерно совпадает. Интересно, знает ли об этом автор?
4\4
25. "Стучат колёса"
И здесь тот же самый приём совмещения двух размеров в строке через цезуру.
В данном случае ямб. Но при записи в одну строку:
"Стучат колёса, стучат колёса" - ! - ! - - ! - ! - можно напридумывать какой угодно логаэд.
Хотя, по всему тексту цезура выдержана, как:
Стучат колёса, - ! - ! -
стучат колёса, - ! - ! -
Некоторые рифмы уж очень бедны. Нужно иметь в виду, когда заударные слоги в рифме
абсолютно не созвучны (не совпадают), то опорный согласный звук в ударном слоге,
должен совпадать обязательно. Вот у вас: "мельКают / чуЖая"
Фактически, всё созвучие держится только на одной ударной "А" - маловато будет.
Например, хотя бы: "мельКАют / таКАя" - а вот контекстом уже руководить, исходя
из этого, такова она авторская доля.
4/4
Если кто-то заинтересован в более глубоком аналитическом разборе -
я к вашим услугам. Только с конкретным вопросом - что именно вас интересует?
С уважением, Олег.
Свидетельство о публикации №117100803478
Ольга Малышева15 08.10.2017 21:16 Заявить о нарушении