Гениальный Чёрный квадрат великого Малевича
В 2015 году в Москве была опубликована вторая книга из серии «Мост через бездну», посвящённой знаменитым произведениям искусства. Автор – известный российский искусствовед Паола Дмитриевна Волкова (1930 – 2013). Открыв книгу, я неожиданно для себя обнаружил, что в ней напечатано моё стихотворение. Одна из глав посвящена «Чёрному квадрату». Что собой представляет эта картина? Просто чёрный квадрат. То есть квадрат, закрашенный чёрной краской. И, несмотря на это, он будоражит умы уже не одного поколения людей. Так получилось, что я тоже про него написал афористишие. Вот это стихотворение Паола Волкова и опубликовала, не забыв указать моё авторство:
«В священном восторге потомки глядят,
Умильно сверкая слезами,
На шутку Малевича “Чёрный квадрат”,
Подвесив его вверх ногами.
Константин Ефетов».
Четверостишие впервые увидело свет в 2009 году в моей книге «Чёрно-белый квадрат». Я думал, что этот стишок – шутка. Нет, у Волковой оно приведено вполне всерьёз с комментарием, что «Чёрный квадрат» вызывает много споров, толкований, догадок и… восхищения. И дальше Паола Дмитриевна пишет немало очень интересных вещей. Сразу скажу, что она считает Малевича гениальным художником, а «Чёрный квадрат» – великим произведением искусства, а не издевательством над нами.
Давайте вместе почитаем выдержки из книги. Паола Волкова сообщает следующее:
«В 1913 году возникает идея постановки футуристической оперы с очень броским плакатным названием “Победа над солнцем”. Ну естественно, что если победа, то только над солнцем».
Казимир Малевич позже, в 1917 году, в своей статье «Театр» написал об этом: «В тысяча девятьсот тринадцатом году в Петрограде в театре Луна-Парк была поставлена футуристами первая опера “Победа над Солнцем” Михаила Матюшина, слова А. Кручёных, декорации мои. Был сделан первый шаг нового пути на смертельно тоскливом, дряхлом искусстве сцены. За тысячу лет подмостки впервые почувствовали падение живых зёрен… Завеса разорвалась, разорвав одновременно вопль сознания старого мозга, раскрыла перед глазами дикой толпы новые дороги, торчащие и в землю, и в небо. Мы открыли новую дорогу театру и ждём апостолов нового». Вот так. Ни меньше, ни больше.
Но вернёмся к книге Волковой:
«Особенно интересна была декорация второго действия второго акта. Малевич написал задник, и на этом заднике были нарисованы разные фигуры, в том числе был большой чёрный квадрат. Что-то щёлкнуло внутри Малевича, что-то очень потрясло его, когда он увидел это. Он снял этот задник. То, что было нарисовано на нём, Малевич закрасил белым: получилось, что на фоне этого огромного белого полотнища – большой чёрный квадрат. Малевич был глубоко потрясён собственной работой, как он сказал – интуитивной. От возбуждения, от осознания того, что он сделал, от осознания этой работы, от осознания того, что ОН сделал эту работу, Казимир Малевич заболел. У него было такое потрясение нервное, что началась лихорадка, была высокая температура. Он несколько дней не мог ни пить, ни есть, ни спать, он находился в лихорадочном состоянии, будучи абсолютно адекватным и стабильным психически человеком. Вот это своё искусство Казимир Малевич назовёт супрематизмом. Что значит супрематизм, почему это так называется? Супрематизм – это доминантное искусство, supre – доминанта. Супрематизм – доминанта, но доминанта чего? Доминанта цветовая… У Малевича цвет теряет связь с формой».
А дальше начинается ещё более интересная информация: «Малевич сделал сам три или, по другим подсчётам, четыре копии “Чёрного квадрата”».
Представляете, какое умение нужно для этого! А дальше вообще потрясающе: «И ни один раз он не мог повторить той энергетической мощи, которая была в первом случае. Ну не смог, не получилось».
У меня про это тоже есть стихотворение-жэзээлик (слово «жэзээлик» происходит от аббревиатуры «ЖЗЛ» – жизнь замечательных людей):
Три неудачных попытки
Конечно, копию шедевра
создать Малевич был бы рад,
но повторить не смог он свой же
квадрат.
Главный «Чёрный квадрат» (1915 год, полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров), который Малевич написал первым, находится в Третьяковской галерее в Москве. Первоначальным названием этого произведения, под которым оно значилось в каталоге выставки, было «Четырёхугольник». Так как у фигуры нет точных прямых углов, с точки зрения геометрии он действительно не является идеальным квадратом.
Есть ещё три авторские копии: одна – также в Третьяковке (написана в 1929 году, 79,5 на 79,5 см), две – в Санкт-Петербурге: в Русском музее (1923 год, 106 на 106 см) и Эрмитаже (предположительно 1932 год, 53,5 на 53,5 см). О последней картине стало известно только в 1993 году, её принёс в Самарское отделение Инкомбанка человек (чьё имя засекречено и известно только банку) в качестве залога за кредит. Так как владелец не востребовал «произведение искусства», оно стало собственностью банка, после разорения которого этот «Чёрный квадрат», по договорённости с правительством России, был куплен в 2002 году российским миллиардером Владимиром Потаниным за один миллион долларов США, а затем был передан им на хранение в Эрмитаж.
Тут уместно вспомнить ещё одну историю. У нас в Крыму есть художник Исмет Шейх-Заде, личность неординарная. Он очень любит эпатировать. Как известно, художник имеет право подать заявку на копирование произведений искусства в Третьяковской галерее. И вот Шейх-Заде подал заявку, чтобы ему разрешили скопировать «Чёрный квадрат» Малевича. Но ему запретили…
О квадрате Малевича в своё время высказался и Максим Горький. Вот что пишет в эссе «Квадрат Малевича за пять минут» Виталий Овчинников:
«Что же это такое квадрат Малевича, и откуда он взялся в истории нашей Российской и мировой культуры? Есть такая точка зрения, которую высказал Горький в одном из своих писем Леониду Андрееву в начале 20-го века. Горький сказал, что квадрат Малевича – это злая шутка нетрезвого Малевича, сделанная им на спор со своими товарищами в одном из ресторанов тогдашнего Петрограда. Малевич, находясь в большом подпитии, заявил, что он может поставить свою подпись на любой чепухе, запечатлённой на холсте, хоть на чёрном квадрате, и обыватели всё равно будут восхищаться и восхвалять его картины. Компания тут же поехала в мастерскую, где Малевич на одном из холстов, закреплённом на подрамнике и готовом к живописи, тут же, в течение каких-то пяти минут, написал квадрат и поставил свою подпись… И ещё одни слова Горького про квадрат Малевича примерно тех же лет. Квадрат Малевича – это вызов, это плевок в лицо прогнившего буржуазного общества, совсем потерявшего ориентиры прекрасного… Никто ещё за всю историю существования человечества не говорил этому человечеству так ярко и так открыто о его пустоте и ничтожестве».
А вот выдержка из эссе другого автора, Александра Оноприенко, которое называется «Малевич и жуть “супрематического квадрата”»:
«Малевич, несомненно, понимал, что секрет успеха подобных картин таится не в самом изображении, а в его обосновании. Поэтому не выставлял “Квадрат”, пока не написал в 1915 году свой знаменитый манифест “От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм”.
Однако этого оказалось недостаточно. Выставка прошла довольно вяло, поскольку различных “супрематистов”, “кубистов”, “футуристов”, “дадаистов” “концептуалистов” и “минималистов” к тому времени в Москве развелось довольно много, и они уже порядком надоели публике.
Настоящий успех пришёл к Малевичу лишь после того, как в 1929 г. Луначарский назначил его “народным комиссаром ИЗО Наркомпроса”. В рамках этой должности Малевич повёз свой “Чёрный квадрат” и другие работы на выставку “Абстрактная и сюрреалистическая живопись и пластика” в Цюрихе. Затем прошли его персональные выставки в Варшаве, в Берлине и в Мюнхене, где также была опубликована его книга “Мир как беспредметность”. И слава о “Чёрном квадрате” пошла по всей Европе.
От московских коллег не укрылся факт, что Малевич использовал должность не столько для международной пропаганды советского искусства, сколько для пропаганды своего собственного творчества. Их ответ не заставил себя долго ждать: по возвращении из-за границы осенью 1930 года Малевич по доносу “добрых людей” был арестован НКВД как “германский шпион”. Впрочем, в тюрьме, благодаря заступничеству Луначарского, он провёл всего лишь четыре месяца, хотя и навсегда расстался с должностью “народного комиссара изобразительных искусств”».
«Чёрный квадрат» 1915 года и другие супрематические работы Малевича были впервые выставлены на итоговой футуристической выставке «0,10», которая открылась в Петербурге на набережной Мойки в Художественном бюро Надежды Добычиной 19 декабря 1915 года (1 января 1916 года). Тридцать девять супрематических картин занимали отдельный зал. «Чёрный квадрат» висел в «красном углу», где в домах принято вешать иконы. Кроме квадрата в качестве эталонных супрематических форм были представлены круг и крест.
То есть к первой выставке, а потом и после неё кроме «Чёрного квадрата» Малевич создал ещё много супрематических шедевров. Назову некоторые из них: «Красный квадрат» (1915), «Четыре квадрата» (1915, напоминает четыре клетки шахматной доски), «Чёрный крест» (1915), «Чёрный круг» (1915), «Белое на белом» (1918, по сути это белый квадрат), «Белый крест» (1920 – 1927) и т. д.
А теперь несколько слов о последних исследованиях, которые осуществили искусствоведы, изучая в Третьяковской галерее главный «Чёрный квадрат» Малевича 1915 года. На оригинале со временем появились трещинки- кракелюры, сквозь которые стали видны разноцветные краски! Шедевр исследовали рентгеновскими и инфракрасными лучами, а также с помощью микроскопа. Результаты были опубликованы осенью 2015 года. Их без преувеличения можно назвать открытием. Но о нём чуть позже, потому что вначале необходимо рассказать об одном замечательном французе, которого звали Альфонс Алле.
Альфонс Алле (1854 – 1905) был журналистом, писателем, поэтом, но главное – он обожал юмор. И вот однажды Алле решил пошутить. В 1882 году (за 33 года до Малевича!) он взял и чёрной краской закрасил прямоугольник. Ну, нарисовал и нарисовал. Посмеялся и посмеялся. Но как-то он сидел и выпивал со своим лучшим другом-собутыльником, писателем-юмористом, которого звали Поль Бийо (1854 – 1933). Альфонс показал Полю свой шедевр со словами: «Слушай, Поль, ты меня уважаешь?» «Уважаю!» «Я тут нарисовал чёрный прямоугольник. Как ты считаешь, это произведение искусства?» «Ну конечно, это произведение искусства!» И вот Поль Бийо выпросил у Алле его прямоугольник, вставил в позолоченную раму и вывесил в Париже в Галерее Вивьен на выставке «Бессвязного искусства». Картина называлась «Битва негров в туннеле». Вокруг этого шедевра ходили искусствоведы, удивлялись, смотрели, цокали языком. И тогда Алле решил «создать» ещё одну картину. Он просто повесил белый лист бумаги. И назвал так: «Первое причастие малокровных девушек в снежную пору». Это произведение появилось в 1883 году. А потом он нарисовал красный прямоугольник и назвал его, знаете как? «Уборка урожая помидоров апоплексическими кардиналами на берегу Красного моря». Это был 1884 год. И наконец, в 1897 году Алле издаёт книгу «Первоапрельский альбом». В ней помещены изображения уже семи прямоугольников: к чёрному, белому и красному были добавлены синий, зелёный, жёлтый и серый, причём с не менее оригинальным названиями. Например, серый получил имя «В дым пьяные в тумане». Кстати, Алле удлинил подпись к чёрному прямоугольнику – «Битва негров в пещере ночью». Я ещё раз хочу повторить, что Альфонс Алле и Поль Бийо были сатириками, которые любили выпить и по пьяному делу дурачиться. И у них получались вот такие шутки.
Тут уместно будет упомянуть, что Альфонс Алле также писал «музыку». В 1897 году он «сочинил», «исполнил» и опубликовал в специальном альбоме издательства Оллендорф «Траурный марш для похорон великого глухого», в котором не было ни одной ноты. Таким образом, он на 55 лет предвосхитил известную минималистическую музыкальную пьесу «для вольного состава инструментов» под названием «4'33''» американского композитора Джона Кейджа (1912 – 1992), представляющую собой 4 минуты и 33 секунды молчания. Впервые пьеса была представлена в 1952 году. Вот её описание: «Произведение состоит из трёх частей: вступление – 30 секунд тишины, основная часть – 2 минуты 23 секунды тишины и заключение – 40 секунд ещё большей тишины». На всём протяжении исполнения сочинения участники ансамбля не извлекают звуков из своих инструментов. По задумке автора содержанием каждого из трёх фрагментов являются те звуки окружающей среды, которые будут услышаны во время прослушивания композиции. Видеоролики исполнения этого произведения выложены в Интернете. Особенно трогают бурные аплодисменты, которыми зрители награждают музыкантов после исполнения «шедевра».
Как тут не вспомнить роман «Козлёнок в молоке» замечательного российского писателя Юрия Михайловича Полякова, опубликованный в 1995 году. Главный герой этого сатирического произведения получает престижную международную литературную премию за книгу, в которой ничего не написано.
Но вернёмся к «Чёрному квадрату». Паола Волкова вообще не упоминает Альфонса Алле в своей книге. А знал ли сам Малевич о живописных «нетленках» Алле? Ну вот, теперь можно рассказать о результатах исследования «Чёрного квадрата». Рентгеноскопия обнаружила под квадратом 1915 года два других изображения: кубофутуристическую и протосупрематическую композиции. Но (и это самое важное!) учёные расшифровали надпись на картине, выполненную рукой Малевича чёрным карандашом, которая позже была стёрта. И как вы думаете, что написал великий Казимир? Всего 5 слов: «Битва негров в тёмной пещере». А куда же делось «ночью»? Наверное, гению было лень писать такую длинную фразу. То есть Малевич просто повторил картину Алле и сделал практически ту же подпись. Только прямоугольник превратился в квадрат. Вот и всё. Но что поразительно: надпись Малевича на картине, висящей в Третьяковке, находится сверху квадрата и перевёрнута. То есть «Чёрный квадрат» действительно висит в галерее вверх ногами!!! Значит, афористишие, которое я сочинил 29 декабря 2008 года, предвосхитило научное открытие, сделанное только в 2015 году!
Теперь «Чёрный квадрат» считается великим произведением искусства, которое не только у нас в стране, но и за рубежом признаётся вершиной живописи. Сейчас это одна из самых знаменитых и популярных картин.
Так получилось, что великое произведение Малевича меня тоже очень волнует. Неспроста, наверное, я посвятил ему целых пять стихотворений. Два уже упомянуты выше, а перед тем как привести остальные, позвольте сказать несколько слов о… Конфуции, Гуньсунь Луне и Эйнштейне.
Конфуций (Кун Цю, Кун-Цзы, Кун Фу-Цзы) (ок. 551 – 479 до н. э.) – китайский философ. Широкую известность получил его афоризм: «Трудно найти чёрного кота в тёмной комнате, особенно если его там нет».
Гунсунь Лун (IV – III вв. до н. э.) – древнекитайский философ, некоторые из его высказываний напоминают апории Зенона. Гунсунь Лун прославился как искусный спорщик. Широкую известность получил рассуждением о том, что «белая лошадь – не лошадь»: так как не каждая лошадь является белой, то и белую лошадь нельзя назвать лошадью.
Альберт Эйнштейн (1879 – 1955) – немецко-швейцарско-американский физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Он разработал несколько физических теорий, в том числе специальную теорию относительности (1905), а в её рамках открыл закон взаимосвязи массы (m), скорости света (c) и энергии: E = mc2 (энергия равна эм це квадрат).
Вот эти три жэзээлика:
Конфуций
Конфуций учит Казимира:
«Кота, как смысл, на первый взгляд,
скрывает комнатушки чёрной
квадрат».
Письмо Эйнштейна Малевичу
Малевич получил записку:
«Ты, видно, часто пил портвейн.
Квадрат без эм и це бессмыслен.
Эйнштейн».
Ответ Эйнштейну
Ответ пришёл немного странный:
«Вот я – не белый, хоть и Лун(ь).
Квадрат же – не квадрат, коль чёрный.
Гунсунь».
А теперь открою ещё одну тайну. За одиннадцать лет до Алле, в 1882 году, другой художник, Пол Билход, нарисовал чёрный вертикально расположенный прямоугольник. И знаете, как он его назвал? Не поверите! «Ночная драка негров в подвале». Но и это не всё. Ещё в 1617 году Робертом Фладдом был создан чёрный квадрат под названием «Великая тьма».
Напомню знаменитый афоризм Фридриха Ницше: «Если долго всматриваться в бездну, то бездна начинает всматриваться в тебя».
Ну и теперь самое время привести заключительные фразы главы «Чёрный квадрат» из книги Паолы Дмитриевны Волковой «Мост через бездну»:
«Малевич был человеком, предложившим новый язык для абсолютно новой цивилизации. Мы бы сказали пышно так: Малевич гениальный, гениальная личность абсолютно, а то, что мы не ценили его и не ценим сейчас, – это наша беда, это у нас ментальность такая».
Свидетельство о публикации №117100810404
"Мазня" порой бывает плоской.
Пример - Малевича квадрат,
что в галерее Третьяковской.
Что Каземир имел ввиду,
квадрат рисуя чёрным цветом?
В каком угаре и в бреду,
он находился сам при этом?
Мне мысль приходит невпопад.
И от конфуза я зарделся...
Быть может это негра зад,
что в тёмной комнате разделся?
А может это вход в подвал,
где чёрный антрацит хранится?
Малевич , видно сам не знал
на понт всех взял, как говорится.
Он оправдал идиотизм,
и для особого престижу
Сказал: "Ну это же " Кубизм "
Ведь я художник...Я так вижу!!! ...
Артём Михеев2 08.08.2023 18:26 Заявить о нарушении
:)))
Константин Ефетов 09.08.2023 21:17 Заявить о нарушении