О моей музе, вернее о моём Музе

"Архитектору Муза нужна, трудно архитектору без Музы..."
к/ф "Питер ФМ"
 
   Когда Вас просят представить свою музу, кого Вы видите? Легкокрылую мечтательную девушку с развевающимися волосами, арфой в руках и крылышками на босоножках – образ так карикатурно изображённый в любимом мной мультике «Фильм, фильм, фильм». Для меня это скорее выражение состояния вдохновения, а вот муза – это вполне реальный человек. Без этой реально существующей музы моё творчество невозможно, так как почти все мои стихи направлены на диалог с адресатом, к которому я обращаюсь. А через него я уже обращаюсь к миру.
   Конечно, в течении моей довольно долгой творческой жизни (а пишу я более или менее постоянно с девяти лет) мои Музы менялись. В школе это были мимолётные, а иногда и довольно продолжительные влюблённости. Потом на долгое время моим главным адресатом стал реальный, но очень далёкий от меня человек. Из того, что написано этому человеку очень немногое дошло до моего сегодняшнего читателя. Но именно этой Музе я благодарна за постоянное вдохновение, за настоящую «пробу пера» и осознание своего творческого я, так как с её приходом, я поняла, что поэзия – это суть моей жизни и (Дай Бог) она будет со мной всегда. Потом был недолгий, но важный в моём творчестве период, когда я искала образ той своей музы в более близких и доступных для меня людях. Именно тогда, появилось много посвящений и я стала публиковать и представлять свои стихи на публику. А потом на довольно долгое время моей музой стал мой гражданский муж. Это была самая настоящая взаимная любовь, хотя отношения складывались трудно и их конец стал для меня настоящей трагедией. Стихи получались довольно неоднозначные от самых искренних признаний («Люблю», «Единственному», «Когда придёт последняя печаль» и др.), до понимания полной несостоятельности этого «брака» («Неверному», «Переиначу всю твою печаль» и др.). В то время стихи были для меня, прежде всего «душевной терапией», способом примирить романтические мечты с реальностью отношений, но всё равно большая их половина увидела свет. О терапевтическом эффекте творчества писали многие авторы, художники, музыканты, например, мой любимый писатель Грэм Грин признавался: "…мне не понятно, как спасаются от безумия, тоски и панического страха, которые подстерегают человека на каждом шагу, те, кто не пишет книг, не сочиняет музыки, не рисует картин". Трагедию нашего окончательного разрыва я «перемолола» в своих стихах. Именно творчество не дало мне тогда сломаться и упасть, а ещё конечно, поддержка близких и неожиданное появления моего главного Муза, о котором я и собираюсь рассказать.
   Он появился в моей жизни довольно давно, и уже во вторую нашу встречу  взаимное притяжение было очень сильным, как, наверное и в первую, но тогда я не смогла этого осознать. Однако, между нами никогда не было «отношений» в общепринятом смысле этого слова: мы не любовники и не друзья, мы даже редко общаемся, хотя и искренни друг с другом. Нас разделяет и расстояние, и время, и вообще мы очень разные люди, хотя в глубине души, как мне кажется - сильно похожи, просто то, что он считает слабостями я сделала сильной стороной своего характера, а то, чем он «закрывается от мира» я спрятала глубоко в себе. В случае же нашей полной противоположности мы бы не смогли найти темы для разговоров, не знали бы над чем посмеяться и вообще сильно бы раздражали друг друга, а нам довольно легко и приятно общаться: мы можем часами разговаривать на отвлечённые темы, смеяться и я прислушиваюсь к советам, которые он очень редко, но всё-таки даёт и кажется, они действительно работают. Но мы не хотим играть в «отношения», мы очень ценим свободу и независимость друг друга, хотя, когда мы встречаемся, то всё остальное становится неважно, даже наша хвалёная независимость. И по какой-то странной иронии судьбы, он появляется в моей жизни именно тогда, когда в ней наступает очередной кризис, когда мне просто необходимо, чтобы всё плохое ушло на задний план. Но мы не ищем друг с другом встреч специально - я примирилась с судьбой и решила, что если ей будет нужно, то она обязательно сведёт нас друг с другом, как уже не раз сводила.
   Именно этот «тёмный ангел вдохновения» стал моей настоящей Музой, той через которую я общаюсь с миром, когда вижу, а потом представляю его глаза напротив. С нашей знаковой встречи и до сегодняшнего дня я неизменно, пишу ему стихи, и неважно видимся мы или нет. В нашем общении был перерыв в несколько лет, но это не помешало мне написать такие знаковые стихи, как «Кукольное», «Зимние картины», «Венецианский карнавал», «Бездарный поэт», цикл «Любимцу Муз» и мн. др. Но уж если мы встречаемся, то после мою плотину молчания, просто «прорывает» потоком новых стихов. Так в ноябре у меня появился цикл «С нежные стихи», а после нашей последней встречи в конце июня я села работать над циклом «Несносное вдохновение», который возможно, станет основой будущего сборника стихов. Моя Муза появляется не только в стихах. Его черты в разной степени насыщенности достались и многим героям мой прозы - самый яркий пример рассказ "Хранитель". Конечно, образ, сотворённый и выведенный мной в стихах и прозе, уже не на сто процентов совпадает с реальным прототипом из жизни. Недаром, в последнюю нашу встречу он не раз называл меня "Выдумщицей" и был прав. Но ведь и я сама, как во время наших встреч, так и на страницах, посвящённых ему, не очень похожа на себя в реальности. Не то, что бы я начинала играть какую-то роль, наоборот, с ним некоторые черты моего «я», смягчённые действительностью, становятся более сильными и чёткими.  Это обоюдное изменение, его образ и характер привели в моё творчество такие идеи, как примирение добра и зла, любовь к тому, что отталкивает, обращение к душе через телесное и материальное и конечно, основную тему - что далеко не всё в мире такое, каким кажется на первый взгляд.
Иногда мне кажется, что в этом человеке есть что-то «демоническое», но я его не боюсь, скорее это приводит меня в смятение – тоже неотъемлемое состояние моего творчества. Когда кажется, что тебя огрели обухом по голове, но тебе не больно, а ты просто ничего не чувствуешь, только руки опускаются, а через время вместо них вырастают крылья. Отчасти по этой причине о существовании такого персонажа в моей жизни знали очень немногие, и если я кому-то о нём рассказывала, то всегда с опасением. Сейчас он чаще стал появляться в моих разговорах и размышлениях вслух, но я вижу, что мало кто понимает эту странную связь между нами и не всем близко объяснение, что это Моя Муза и у неё свои законы жизни и отношений с творцом.
Конечно, это прекрасно, когда Муза рядом и от неё всегда можно получить вдохновение, но если Муза настоящая вдохновение будет обеспечено в любом случае.

   Наверное, это больше похоже на размышления для дневника, но я решила сделать из своих мыслей отдельную статью, чтобы она не потерялась. Может быть, кто-то (так же как и я, долгое время), не понимает - повезло ли ему в жизни с Музой или стоит её искать в чем-то/кто-то другом. Наверное, стоит, да только возможно ли это? Я к своей странной Музе отношусь с большой благодарностью, не смотря на всю его противоречивость, ведь именно он вдохновил меня и тем самым подарил моим читателям много замечательных стихов, которых бы просто могло не быть.

7 октября 2017 г.

На фото я и Мой Муз в нашу последнюю встречу.
Фотограф: Татьяна Май


Рецензии