Павлодар встречает снегопадом внука из Москвы

Павлодар встречает снегопадом …
Внук к сестре на свадьбу прибыл из Москвы !
Бабушке любимой сердцем Радость
Роду Древа Жизни Истина Награда
А грибы поди накрылися сейгод – Увы ((()))


Встретил внука Игоря  с Москвы под снегопад
Сбор на 7 октября 2017 в 17 свадьба у внучки
Вот она взаимовыгода - Жизнь продолжается ! )))))))
Свет и Любовь молодым
Мудрости Радость предкам
Счастье в звенящем колокольчике души детей здоровых и благополучных
Всем благодарение за посылы нежности в сокровенное лелеяние гармоничных отношений для молодожёнов всей Земли
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались !
Благодарю всех кто откликается по темам с указанием достоверных источников а не их интерпретаций через седьмая вода на киселе ...субъективизма )
Давно пришла пора объединения конгруэтно и растворения всех разночтений мнений видения с разного угла самопупства ( (heart) )))


***

ОБЫЧАИ НАРОДОВ НАДО ЧТИТЬ !

О самом главном
2285 ПРОСМОТРОВ
2
 
ЕРМЕК ТУРСУНОВ
Четверг, 05 Окт 2017, 09:00
 
Казахи не начинают никакое важное дело, не совершив обязательный обряд. Все эти обряды сопровождают нас потом до самого конца
Читайте предыдущую статью Ермека ТУРСУНОВА «Трусы мужские – ;ор;а;тар еркек».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
 
О чапанах
В последние годы всё чаще я слышу разговоры о национальном возрождении. Люди стараются возвратиться к своим корням. Вспоминают традиции. Пытаются вернуться к языку. Дело это во всех отношениях важное и полезное. И, конечно же, это не может не радовать. Забывать свое прошлое нельзя.
Но что еще важно: делать это следует без перегибов. Часто те или иные ритуалы, те или иные устоявшиеся понятия переиначивают на современный манер, и они смотрятся вычурно. Искусственно. Натянуто.
Взять хотя бы, во что превратились наши сегодняшние свадьбы. Или похороны. То и другое стало напоминать турнир по определению победителя на звание самого крупного понтореза страны. Не думаю, что это хорошо.
В этой связи, мне думается, не будет лишним напомнить о том, что стоит за тем или иным обычаем и как он вообще возник. Ведь за всем был свой смысл.
В первую очередь надо, пожалуй, сказать о том, что у нас, у казахов, свой взгляд на мироздание. Свое понимание природы вещей. Оно вырабатывалось сотнями лет. И за всем этим стоит практический опыт кочевой жизни. Как у любого другого народа, впрочем.
С тех пор, когда мы сошли со своих коней, многое поменялось. Но многое и осталось в народной памяти.
Поговорим о некоторых традициях.
Мы говорим: «;аза; ырымшыл халы;». Что в переводе означает – «казахи - народ суеверный».
Да, мы верим во всякие приметы. Знаки. Послания...
Такая национальная особенность также берет начало из глубины веков. Мы не начинаем никакое важное дело, не совершив обязательный обряд. Пусть даже и внутренне. И, надо сказать, все эти обряды сопровождают нас потом до самого конца. И даже сам наш конец проводится в форме обряда.
***
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
 
Беспроигрышный способ отскочить от свадьбы
Но лучше всего, наверное, стоит начать с приятных вещей. Вернее, с самого начала. С появления человека. Он ведь тоже появляется не только по воле своих родителей. Его появление связано с космосом. С законами Вселенной. С благословлением Неба и самого господа бога.
Как только невестка в доме почувствует беременность, она говорит об этом своей ене, то есть свекрови. Та сообщает эту радостную весть всем своим домочадцам. Но делается это очень осторожно. Негромко. Потому что «к;з тиеді» – сглазят, «т;сік тастап ;ояды» – может случиться выкидыш или «ібіліс іліп ;кетеді» – черти услышат, дьявол с собой заберет. Поэтому по возможности старались держать эту новость в тайне.
С этого дня нельзя было смотреть женщине пристально в лицо. Или на ее живот. Считалось, что это не к добру.
Нельзя было с ней разговаривать невнимательно. Заставлять ее выполнять тяжелую работу. Нельзя было ее злить. Обижать.
Нельзя было давать ей в руки нож, меч, саблю, ножницы... Любое другое колющее и режущее оружие.
Нельзя было устраивать на ночь постирушки.
Нельзя было выносить на ночь глядя золу. Или же наступать на нее.
Нельзя было ночью ходить за водой.
Много еще чего нельзя было делать...
Всем этим предосторожностям есть простое объяснение. Высокая детская смертность. Попробуй в голой степи выносить, родить и вырастить здорового ребенка. Женских консультаций не было, и гинекологических клиник тоже. Поэтому и рожали помногу. Надеялись, что кто-нибудь да выживет...
Вообще, по-казахски о беременной женщине говорят: «ая;ы ауыр». В буквальном смысле – «ноги потяжелели». Или же – «ж;кті болды». То есть «стала груженой», «нагрузилась». Забавно звучит для русского уха, не правда ли?
Но в далеком тюркском понимании слово «ж;к» означало не груз, а – «сокровище, богатство, состояние». Следовательно, беременная в доме становилась носителем самого главного, самого дорогого на свете. И это – логично. Что может быть дороже детей? И следовательно, обращаться с носителем такого состояния следовало очень бережно. Что и происходило на практике.
Женщину, которая понесла, тут же окружали заботой и вниманием. Следили за тем, как она ест, что она ест. Как она спит и вообще – какое у ней настроение. Потому что: «Екі;абат ;йел жыласа, оны; баласы жасы; болып туады». То есть, если беременная будет плаксивой, то ребенок у ней родится слабым (робким, нерешительным).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
 
Как Асанали Ашимов в возрасте под 70 сватался
Одним словом, за этим очень следили. Старались ей всячески угодить и выполнить любое ее желание. А, как известно, беременные женщины становятся весьма капризными. (Некоторые, впрочем, такими становятся и без беременности.)
Вообще, если уж говорить о смысле жизни, то есть о вопросе, на который не смогли ответить все философы мира, то у нас, у казахов, он определяется весьма просто и конкретно. Человек живет ради потомков. Ради продления своего рода. Своего имени. Иногда так и говорят: «;рпа;ы; барда аты; еш;ашан ;шпейді» – пока живы твои потомки, имя твое не погаснет. А еще говорят: «Мен к;рмегенді к;рсін,мен ішіп-жемегенді жесін». То есть – пусть мои дети увидят и вкусят то, чего не довелось повидать и вкусить мне.
Теперь что касается наших любимых тоев, праздников, торжеств и посиделок.
После того, как молодуха переживет все прелести токсикоза и почувствует, наконец, некоторое облегчение, домочадцы устраивали небольшое застолье. Оно называется «Шашырат;ы». Или же – «;;рса; шашу».
На него собирались только женщины. Причем из ближнего круга. (Мужчинам там нет места.) И это не той. Не торжество. А так себе – маленькое бабское заседание, если уж говорить прямо.
Смысл его в том, что опытные женщины делились на нем с будущей мамашей своим опытом. Всячески старались настроить ее на безболезненные роды. Давали ценные советы и указания. Высказывали добрые пожелания.
Также в этом застолье могли принять участие и те, кто надеялся забеременеть. Женщины, вышедшие замуж.
Далее уже, вычислив примерные сроки приближающихся родов, ближайшие родственники устраивали так называемый «Жарыс;азан». Буквально – соревнование котлов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
 
Про Кумис-апа
Будущих родителей, то есть жену с мужем, приглашали в гости. По очереди. Обычно все те, кто принимал участие в Шашырат;ы. При этом не обязательно нужно было готовить обильное угощение. Готовилась легкая еда. Потому что тяжелая пища могла сослужить будущей матери плохую службу. А в некоторых случаях, когда беременная не могла уже больше смотреть на еду, ей позволялось символически «укусить казан за ухо». Это означало, что она вкусила пищу и в этом доме.
Делалось это еще и потому, что на последних месяцах беременности женщине нужно было побольше двигаться. Больше ходить. Пусть ей и тяжело приходилось. Зато легче будет потом, во время родов.
Фактически это было уже последним таким небольшим торжеством перед родами, и после него оставалось только ждать. И надеяться на лучшее.
Фото: tengrinews.kz.






Отношения в семье у казахов

К вопросу о традиционных отношениях в казахской семье Автор: Жаксыбеков Дархан Сейдуллаевич Рубрика: Психология и социология Опубликовано в Молодой учёный №5 (5) май 2009 г. Статья просмотрена: 252 раза Скачать электронную версию Библиографическое описание: Жаксыбеков Д. С. К вопросу о традиционных отношениях в казахской семье // Молодой ученый. — 2009. — №5. — С. 144-148. Известно, что вплоть до начала ХХ в.  семейные   отношения у казахов сохраняли много традиционных патриархальных черт. Это проявлялось и в межполовом разделении труда, и в имущественных правах членов семьи, и в их лич­ных взаимоотношениях. Мужчины были заняты преимущественно в основной, наиболее престижной скотоводческой или земледельческой сфере труда, женщины главным образом - во второстепенной сфере домашнего хозяйства. Ясно, что при этих обстоятельствах мужчины счи­тались кормильцами, а женщины – зависимыми от них. Соответственным образом различались имущественные права тех и других. По обычному праву (адату), особенно в кочевых в прошлом регионах Казахстана, женщине, сколько бы она ни про­работала в семье, принадлежало только ее приданое, а также вручавшаяся ей часть брачного вы­купа, равно как  и ее обеспечение на случай вдовства или развода. Однако, даже и владея каким-то имуществом, женщина была не вправе самостоятельно им распоряжаться. Ни нормы адата, ни шариата не признавали ее правоспособности, ставили ее в зависимость от отца, брата, мужа, даже сы­на. По адату, женщины вообще не наследовали имущества; по шариату, как это было в оседло-земледельческих регионах Казахстана - наследовали, но только половину доли мужчин. Это, ра­зумеется, не означает, что женщинам грозили лишения. Мать оставалась на попечении младшего сына, сестры - на попечении братьев, которым вменялось в обязанность наделить их приданым. Если обратиться к имущественным правам мужчин, то они в зависимости от возраста и социального положения в обществе также были не равны. Как в большой, так и в малой семье ее глава был фактическим хозяином всего семейного иму­щества, полновластно распоряжавшимся скотом и землей, решавшим, что продать и купить, ведавшим семейным бюджетом. Все добытое трудом других членов семьи, в том числе сторонние заработки взрослых сыновей, поступало в распоряжение главы семьи. Традиционную казахскую семью почти всегда возглавлял мужчина,  как прави­ло, старший  по возрасту, хотя  с  проникновением капиталистических отношений бывало, что он так или иначе делил свою власть с тем, кто становился основным добытчиком средств к существованию. При этом могло происходить как бы разделение власти: за одним признавалось формальное лидерство, а другой становился фактическим лиде­ром, отвечавшим за хозяйственные работы. Бывало, что после смерти мужа старшая жена-вдова, как мать семейства, станови­лась во главе домохозяйства, удерживая его от раздела. Вместе с тем, даже в таких случаях перед властями, родоправителями и соседями семью обычно представлял ее старший сын, официально участвовав­ший от их имени в различных общесемейных и общественно-родовых мероприятиях и т. п.  К семейному законодательству Российской империи, предоставлявшему женщинам и взрослым сыновьям определенные самостоятельные  права,  если   и  прибегали,  то  только в высших слоях или в среде образованной части населения (1). С установлением Советской власти закон предоставил всем взрослым членам семьи равные имущественные права, а широкое вовлечение женщин и молодежи в производство позволило им эти  права реализовать в повседневной жизни. Однако в отличие от европейских женщин вовлечение казахских женщин в производство происходило далеко не сразу. Перелом произошел только с началом Великой Отечественной войны, когда множеству женщин пришлось заменить на производстве и в хозяйстве ушедших на фронт мужчин. К тому же, как известно, массовое приобщение женщин к труду за пределами дома имело и свои определенные недостатки, так как на их хрупкие плечи легло двойное бремя: участие в общественном про­изводстве и обеспечение полнокровного функционирования семьи, домохозяйства. Указанное противоречие в положении казахских женщин наблюдается и в наши дни, сохраняя последствия традиционного межполового разделения труда. Значительная загруженность женщин отрицательным образом отражается на мужьях, не говоря уже о воспитании детей. В последующие периоды, особенно с 1950-х годов имущество семьи не только юридически, но и, как правило, фактически начали принадлежать всем взрослым членам семьи. При этом распоряжение семейным бюджетом опре­делялось не столько старой или новой традицией, сколько особенностями семьи, занятостью ее отдельных членов, их индивидуальными психологическими чертами и т. д. Распоряжение личными доходами работающих сыновей или дочерей также по боль­шей части  начало  зависеть    от особенностей    отдельных  семей.  По большей части деньги, предназначенные на текущие семейные расходы, нахо­дились на хранении жены и матери. Вместе с тем во многих семьях, в особенности сель­ских, традиция главенства старшего мужчины и старшей женщины сказывалось в том, что с ними принято было согласо­вывать или по крайней мере обсуждать все сколько-ни­будь значительные приобретения или покупки. Имущественные отно­шения, возникавшие при выделах, разделах и наследо­вании, почти всегда реализовались и регулировались не только с уче­том действующего  законодательства, но и исходя из желания всех равноправных членов семьи.    При    этом  в  силу уважения к родственным узам конфликты и спорные моменты возникали сравнительно редко, и связанные с подобного рода отношениями де­ла обычно улаживались мирным путем. С 1950-1960-х годов стали появляться семьи, возглавляемые женатыми сыновьями при отце - чаще тогда, когда такой сын много зарабатывал, имел престижную профессию, заметное положение на производстве и обществе и т. д. Участились случаи главенства в семье женщин. Они, как правило, наблюдались в усложненных малых семьях, где мать могла возглавлять семью живущего с ней совместно женатого сына. Такое происходило и в несложных малых семьях, где жена могла значиться главой, например, если муж - инвалид. Однако по большей части женщины возглавляли только неполные семьи. В большинстве случаев и в настоящее время главой полной семьи, как правило, является старший мужчина, хотя и бывают  исключения из этого правила. На него указали в своих ответах свыше 50% опрошенных респондентов-казахов в сельских районах Жамбылской (1989 г.) и Южно-Казахстанской (1998 г.) областей. Затрагиваемое главенство может не всегда совпадать с фактическим лидерством мужа-отца. В будничной жизни супруга, взрослые дети, другие члены семьи могут признавать это главенство, но в реальности прислушиваться к тому, кто наиболее авторитетен - не обяза­тельно к мужчине и не обязательно к старшему. С другой стороны, такое формальное главенство или фактическое лидерство, или даже совпадение того и другого в одном лице теперь далеко не всегда могут совпадать с авторитарной властью главы семьи. Так, например, по данным того же этносоциологического опроса сельского населения названных областей, от 24,2 до 35,4 % казахских семей важнейшие внутри­семейные вопросы решали сообща, учитывающим мнение всех ее взрослых членов. Приведенные тенденции отмечены специалистами и в ряде сельских районов других регионов Казахстана (2). Указанные процессы демократизации затронули и другие стороны личных отношений в казахских семьях. Сейчас редко наблюдается прежнее беспрекословное  повиновение  взрослых  детей  родителям, сестер - братьям, младших братьев или сестер - старшим, а в сложных или неразделенных семьях невесток - перед взрослыми членами семьи. Очень часто отношения между ними все больше определяются не столько их местом в семейной иерархии, сколько их личными качествами, включая  сюда образова­тельно-профессиональный уровень, положение в обществе, приносимый в семью доход или заработок. Вместе с тем многие традиционные представления по-прежнему стойко сохраняются. Так, например, как показали наши этно­графические наблюдения, среди южных казахов, в семье стремятся выделить старших сыновей в отдельное домовладение, а младшего оставить у себя, так как он является хранителем отцовского очага. В то же время старшие братья и сестры, живущие самостоятельной семьей, пользуются большим авторитетом перед младшими. Обычно их влияние на других братьев и се­стер сохраняется на протяжении всей жизни. Представителями старшего поколения также культивируется и представление об их обязанности заботиться о своих младших братьях и сестрах. Определенное влияние на характер внутрисемейных отношений оказывает также традиционный этикет общения. Основным его содержанием является подчеркнутое ува­жение к старшим. В Южном Казахстане проявление  знаков уважения  более заметно там, где выше социальный и возрастной статус ее объекта. Так, в присутствии главы семьи или представителей старшего поколения младшие члены семьи, включая даже женатых сыновей до сих пор  соблюдают ряд этикетных запретов. Например, они не могут себе позволить сидеть и тем более  лежать, стоять облокотясь,  держать руки в карманах,  поворачиваться к ним спиной, перебивать их речь, вести разговоры на отвлеченные темы,  курить, пить, проходить впереди них,  пересекать им   дорогу и т. д. Также желательно, чтобы даже стоя при старшем,  соблюдать дистанцию, а если уж приходится сидеть, то только, по его настоятельной просьбе, также с соблюдением дистан­ции, желательно на более низком сидении, ни в коем случае не небрежно, вразвалку. Уважение к старшим демонстрируется и такими символическими услугами, как помощь при мытье рук, при рассаживании и вставании,   при проводе  их  до  двери или до калитки. Эти знаки уважения оказываются ко всем старшим, если, разумеется, разница в годах не является ничтожной. Идентичные правила этикета, демонстрирующие иерар­хию старшинства, наблюдаются и среди женщин. Другой важнейшей чертой семейного этикета в изучаемом нами регионе является выраженное уважительное отношение женщин к мужчинам. В трех-четырех поколенных семьях женщины предпочитают есть после мужчин и об­служивать их за столом; исключение составляют бабушки или другие пожилые женщины, на которых не распространяется данное предписание. В малых семьях в присутствии гостей женщины также обслуживают за столом мужчин и лишь в узком домаш­нем кругу могут составить им компанию. Спать женщины ложатся только после того, как улеглись мужчины. Женщины не должны поворачи­ваться спиной к старшим мужчинам, из-за чего они даже покидают комнату пятясь. В то же время и мужчины оказывают противоположному по­лу положенные знаки внимания. В полной мере относится это к матери и к любой женщине пожилого возраста.   В последние десятилетия традиционный семейный этикет в ряде своих проявле­ний имеет тенденцию к постепенному упрощению. Это в первую очередь относится к уменьшению состава участников этикетного общения. Например, представители младшего поколения сохраняют предписываемые правила в основном по отношению к деду, отцу, немолодому старшему брату, но не по отно­шению к брату немногим старше его; невестка - по отно­шению к свекрови, но не к сестре мужа и т. д. На указанную тенденцию оказывают влияние также такие этикетные ситуации, как наличие или отсутствие при общении особо уважаемых людей - престарелых членов семьи, родственников, по­сторонних людей. Все это  приводит к увеличению разрыва между действующим только в определенных случаях и повседневным этикетом. Отметим, что в семьях, имеющих представителей старшего поколения,  повседневное поведение скованнее, а в семьях молодого и среднего возрастов - свободнее. Намного упростилось общение старших и младших братьев и сестер. В ситуациях, связанных с проведением свадебной или похоронно-поминальной обрядности, а также календарно-религиозных праздников (Наурыз, ораза и курбан айт) - наблюдается как бы оживле­ние ряда основных элементов традиционного этикета: мужчины и женщины сидят за разными столами, при всех действиях подчеркиваются привилегии старшинства. Вместе с тем семей, в которых супруге предписывается вставать раньше, а ложиться позже му­жа, обслуживать его во время трапезы, спрашивать позволения пойти в гости или наоборот, пригласить домой своих близких, пока нередко. Во внутрисемейных отношениях казахов исследуемого региона все еще сохраняются некоторые традиционные запреты и обычаи избегания, которые условно подразделяются две основные аспекты. Основу одной составляет пред­мет избегания: запреты находиться вместе, совместно при­нимать пищу, разговаривать друг с другом, произносить личные имена  и т. д. Вторая различает избегаемые лица: избегание между невесткой-женой и родственни­ками мужа, между зятем-мужем и родственниками жены и т.п. Указанные избегания и запреты в отношении ряда свойственников были строже и дольше, в отношении других – мягче и короче. Не все молодые родители все еще могут в присутствии посторонних, в особенности старших родственников открыто проявлять взаимные чувства, обнимать или приласкать своего маленького ре­бенка, что позволительно лишь в узком домашнем кругу. Избегание  между женой  и стар­шими  родственниками  мужа,  особенно   мужчинами  обычно длится до первых родов или на протяжении ряда лет. С течением времени действия ряда запретов снимаются или ослабевают, но некоторые из них в том или ином виде сохраняются пожизненно. К ним можно отнести, на­пример,  запрет  смотреть  свекру в  лицо,  громко разговаривать в присутствии свекра или свек­рови, произносить их имена. Даже и после окончания предписываемых запретов невестке полага­ется вести себя с названными родственниками мужа крайне сдержанно. В то же время следует констатировать то обстоятельство, что отношение к избеганию тем отрицательнее, чем моложе супруги и чем выше их социально-профес­сиональный статус. Не все из них придержи­ваются этих обычаев по отношению к мужу или жене, не­сколько большее количество - по отношению к свекрови или теще, и сравнительно значительное - по отношению к главным традиционным объектам избегания - старшим родственникам-мужчинам, включая сюда свекра и тестя. При этом необходимо учитывать и наличие различных компромиссных форм следования старым обычаям, что напрямую сказывается в  сокращении сроков их соблюдения. Таким образом, демократизация и сущность внутрисемейных отношений в семье во мно­гом определяются типом и составом семьи. В сложных малых и расширенных неразделенных семьях с наличием представителей трех-четырех поколений семьи, в том числе  одного или обеих престарелых родителей супруга, сильно влияние традиционных начал. Другие члены семьи нередко учитывают их мнение или просто не хотят обидеть их пренебрежительным отно­шением к привычным для тех порядкам. Там, где представители стар­шего поколения неуклонно следуют установкам прошлого, большей частью преобладают традиционные стереотипы. Но бывает и так, что люди среднего возраста, придерживаясь традиционных норм и правил поведения по отношению к старшим, не требуют того же от младших по отношению к себе. Наибольшие изменения во внутрисемейных взаимоотношениях характерны для молодого и среднего поколений. И отношения в них, и повседневное общение, как правило, демократичнее. В этом заключается одна из причин того, что со временем указанные инновации распространятся и на другие возрастные группы сельского населения, а это в свою очередь приведет к тому, что сельские семьи в своей основной массе будут ближе к городским. Предписываемая традицией и фактическая повседневная форма отношений в современной казахской сельской семье меняются параллельно, но не одинаковыми темпами. В большинстве случаев содержание опережает форму: ведь оно более значимо для практической жизни. Одна­ко это обстоятельство – не единственное. Другая особенность состоит в том, что определенная часть казахского населения изучаемого нами региона сознательно придерживается ряда традиционных элементов, обрядов и обычаев не толь­ко в качестве наследия предков, но и как важнейший показатель этниче­ской принадлежности, этнического маркера. Поэтому перестройка семейных отношений у казахов, как и у других контактирующих с ним этносов, еще более свидетельствуют о сдвигах в бы­ту семьи, чем изменения в самих этих отношениях.     -------------------------------- 1. ЖакиповаА. Развитие семейно-брачных отношений в Казахстане. -Алма-Ата, 1971;     Аргынбаев Х.А. Семья и брак у казахов (историко-этнографический очерк). –Алма-Ата, 1973. 2. Наумова О.Б. Новое и традиционное в структуре современной казахской семьи // Полевые исследования Института этнографии. 1980-1981. Сборник статей. – М., 1984. – С.71-78; Калышев А.Б. Состав семьи и структура внутрисемейных отношений современного сельского населения Семиречья // Вестник КазГУ. Серия историческая. – 1996. - №3. – С.144-151. 

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Жаксыбеков Д. С. К вопросу о традиционных отношениях в казахской семье // Молодой ученый. — 2009. — №5. — С. 144-148.


Рецензии