Дети Царской России

       "Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе
        ту Россию, в которой мы когда–то жили, которую мы не ценили,
        не понимали, – всю эту мощь, сложность, богатство, счастье...".
                И.А.Бунин "Окаянные дни", 1920 год.

Кровью снег оросили в роковые года
Дети Царской России, что ушли в никуда –
На века, безвозвратно, в серый мрак пустоты.
Но приходят обратно их былые черты,
Оживая на фото, пробуждаясь в душе...
Может статься, кого–то мы встречаем уже.
И не кадр фото–плёнки нам Россию вернёт, –
Взгляд обычной девчонки
Прежним светом мелькнёт.
 ________________

Михаил КАЗИНИК
из книги "Тайны гениев"

Это было в 1913 году. Одиннадцатилетняя девочка, пансионерка Московской Ржевской гимназии приставала к своему дядюшке с просьбой показать, что у него написано на медальоне, который тот всегда носил с собой на груди.

Дядюшка снял медальон и протянул девочке. Девочка открыла крышку, а там ничего не написано. Кроме 5 нотных линеек и четырёх нот: соль–диез – си – фа–диез – ми. Девочка помедлила мгновенье, а затем весело закричала: – Дядюшка. я знаю, что здесь написано. Ноты на медальоне означают: ” Я люблю Вас.”

И вот здесь возникает вопрос.

Вы представляете себе, как учили эту девочку, если она, увидав четыре ноты, пропела их про себя, а пропев, узнала начало ариозо Ленского из оперы Чайковского “Евгений Онегин”. Оказалось, что этот медальон – столь оригинальное признание в любви, когда-то получен девочкиным дядюшкой в подарок от своей невесты перед их свадьбой. Но вы подумайте, ведь девочке только 11 лет!

Каким же образом её успели так научить. И не в специальной музыкальной школе и не в музыкальном колледже, а в нормальной русской гимназии, да еще в начальных классах.

Вопрос: как учили эту девочку? – я уже задал, теперь задам ещё один вопрос, ответ на который выходит за рамки рассуждений об уровне образования только, а касается вопросов генофонда. Как нужно научить мальчика, чтобы он когда-нибудь подошёл к такой девочке и заговорил с ней, заинтересовал её как достойный собеседник, как личность, а со временем завоевал её сердце? Обучив девочку на таком уровне, ей как бы сделали прививку от бездуховности, от того потока примитивного однообразия, которое я условно называю “дискотечностью”.

К этой девочке лишь бы какой мальчик не подойдёт. Но если даже подойдёт, то вряд ли найдет взаимопонимание…

Таким образом, речь идет об уровне контакта, уровне духовного, культурного соответствия. Следовательно, обучая девочку искусству, музыке, поэзии, уже в младших классах русской гимназии воспитывая (или, лучше сказать, формируя) духовную потребность, думали о генофонде, об интеллектуальном обществе будущего.

Но существовал ли в русском обществе мальчик – достойный партнёр нашей маленькой гимназистки? Конечно, да! Вы не задумывались, почему все офицеры Царской армии учились играть на рояле? Так ли это необходимо для боевой подготовки? Для боевой, быть может, и нет, а вот для генофонда – конечно же, да!!!

Вдумайтесь, что это за образ – офицер, играющий на рояле? Да это же – символ мужской гармонии – сочетание офицерства и музыки. С одной стороны, офицер – защитник, воин, а с другой – тонкий интерпретатор музыки Чайковского и Шопена…

Высокое качество гуманитарного образования в России, начиная с 20–х годов XIX века и до начала 20–х годов века XX, породило невероятную потребность в культуре и подготовило культурный взрыв, подобно которому, думаю, история человечества до сих пор еще не знала…
 ______________________________

ИЗ ЛИЧНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ:

Когда–то, в разгар перестроечной эпохи, я, молоденький студент Литинститута, гуляя по Москве, остановился у витрины книжного магазина на Кузнецком мосту, где были выставлены фотографии людей Царской России. Фотографий было много. Укреплённые на стёклах, они занимали два больших окна снизу до верху. А представлены там были все сословия прежнего времени: дворяне, крестьяне, купцы, рабочие, офицеры, гимназисты, девушки–курсистки, дети, а также священники и даже бродяги...

Помню, я остановился как вкопанный и часа два не мог отойти от этих снимков. Они меня поразили. И всматриваясь в лица прежних русских людей я вдруг осознал совершенно ясно: это – другой народ... То есть – совершенно другой! Это люди с какой–то исчезнувшей Атлантиды. Но исчезла... не Атлантида, исчезла моя страна, страна моих предков, прадедов и прабабушек, которых я даже не знаю по именам. Не знаю не потому, что я такой беспамятный, а потому, что они (по материнской линии во всяком случае) исчезли в никуда ещё в 1920–х...

И когда я слышу возмущённые голоса ревнителей советского строя: "А что плохого сделала тебе Советская власть?! Вырастила, выучила..." – я вспоминаю те самые лица из прошлого, глядевшие на меня со старых снимков. Лица уничтоженного, физически истреблённого, морально изувеченного народа, превращённого через три поколения в "новую историческую общность людей – советский народ". Тридцать лет назад я вышел из этой "общности", вышел, хлопнув дверью... Обратно меня не загонят. А вот других, молодых, могут... Но тогда мы потеряем Россию окончательно. И безвозвратно.

Впрочем, есть и другая, духовная реальность. Как–то в Париже я разговорился с русским "невозвращенцем" Виталием Жуменко. Это – известный коллекционер эмигрантских раритетов, военной амуниции, картин и фотографий, им издан фундаментальный портретный альбом Белых офицеров. В Париже он оказался ещё до перестройки, намеренно отстав от тур.группы, – его искали да не нашли. И вот я спросил Виталия: "Ну а сейчас, когда нет уже "железного занавеса", вы не хотели бы побывать на Родине?" Ответ был таким: "А я с Родиной не расставался. Моя Родина – всегда со мной. Она глядит на меня с портретов и фотографий, она снится мне ночами. Мою Родину уничтожили, но она не погибла. Она живёт во мне". Хороший ответ, в общем–то...
 ________________
 * На фото начала ХХ века –
    дети Царской России.


Рецензии
Иногда (когда задумываюсь) я чувствую и проживаю тоже самое: какую Россию мы потеряли?!
Мы все живём воспоминаниями, пока помним своё прошлое. Однако не могу согласиться с В. Жуменко, хочется ответить словами Ф.И.Шаляпина: Родину нельзя унести на подошвах башмаков.

Пользуясь случаем, хочу Вас поздравить Дима с Днём Рождения и с успешным проведением Творческого вечера в Доме Солженицина. О ходе его узнал сперва от Оли, а затем сам посмотрел в записи ВКонтакте, где накануне зарегистрировался.
Желаю Вам с Мариной дальнейших творческих творческих успехов, ну и счастья в личной жизни.
С дружеским приветом. В.И.

Вадим Ильич Росин   20.11.2017 18:54     Заявить о нарушении
Сам испытал это щемящее чувство, но не тогда, когда служил за границей, и во время путешествий, а (к счастью) лишь в воображении: http://www.stihi.ru/2013/10/07/4237
Есть у Буратино "Эмигрантка" - посильнее выражено, но ведь он поэт.

Вадим Ильич Росин   20.11.2017 19:00   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Вадим Ильич! Очень рад Вам! Надеюсь, Вы в добром здравии. Спасибо огромное за тёплые слова. День рождения у меня был летом, 6 июня, а тут просто Творческий вечер в Доме Русского зарубежья приурочили к минувшему 50-летию. Никак не привыкну к этой цифре, - мне всё кажется, что я наполовину моложе. По поводу потерянной России... Я когда-то (давно) думал так же, как и Вы. Пока с конца 1980-х годов не начал читать воспоминания людей, переживших Великую смуту, видевших всё своими глазами. Их много, этих мемуаров, - прямых свидетельств о том нечеловеческом времени. Слова Жоржа Дантона (их знаменитый французский трибун произнёс в ответ на предложение скрыться от революционного суда), увы, опровергнуты Историей ХХ века. Русские унесли Родину в душах своих и сердцах. И недаром И.А.Бунин в 1922 году, в своём обращении "Миссия русской эмиграции" сказал "Мы не в изгнании, мы - в послании!". Так и было. И я чем дольше живу, тем более убеждаюсь: дух и сердце России - были за рубежом, а на нашей земле воцарился сатана. Ленин, Сталин, Хрущёв, Андропов, Горбачёв, Ельцин - его прямые воплощения. КПСС (членами которой были мой дед и отец) - партия сатаны. Когда мне приходится общаться с детьми русских эмигрантов 1-й волны, родившихся и воспитанных за рубежом (но - в русских семьях и на русской культуре), я поражаюсь их правильной речи, грамматически и интонационно правильной (несмотря на лёгкий, а иногда значительный акцент). А сейчас, когда я узнаю всё больше и больше о вкладе русских эмигрантов в мировую культуру, в развитие технической мысли, в разработку новейших для ХХ века технологий (в области авиации, телевидения, в строительстве... в других областях...) - я начинаю (только начинаю!) осознавать в какой кошмар Россия была ввергнута событиями 1917 года. У ныне покойного хорошего актёра и автора песен Геннадия Галкина есть замечательные стихи, - он их поёт, но они и как стихи хороши. Вот это произведение - ответ на слова о том, что Родину нельзя унести с собой, хороший русский ответ. Я бы хотел написать так.

Играет стяг над головой,
А душу надрывает грусть:
Мы оставляем за спиной
Родной очаг - Святую Русь.
Растаял берег за кормой,
А впереди глухая тьма.
Мы проиграли этот бой
За наши храмы и дома.

И на парижских мостовых
Мы будем вспоминать порой
Узоры куполов цветных,
По утру тронутых зарёй.
Там вихри тёмные взмели
Тебя на деревянный брус.
Мы на подошвах унесли
Твой горький прах, Святая Русь.

Ещё не сломана печать,
И реют над страною вновь
Неутолимая печаль
И пригвождённая любовь.
Вернутся блудные сыны,
И снова повлекут нас в храм
Колокола своей страны,
Любовь к отеческим гробам.

Прости, родная сторона!
Прости, оболганный народ!
Ты до сих пор ещё больна,
И до сих пор твой заткнут рот.
Но сквозь кровавую печать,
Плечей твоих на дыбе хруст,
Я узнаю в твоих очах
Тот тихий свет, Святая Русь.

Святая Русь, твой скорбный лик
Запечатлён в твоих сынах.
И всякий русский - твой должник,
И каждый воин твой - монах.
В горниле Страшного Суда
Расплавится кровавый бред -
Мы будем вместе навсегда,
Святая Русь - Фаворский Свет.

Вадим Ильич, не болейте, пожалуйста! И берегите зрение. Поменьше читайте, больше слушайте. Сейчас очень сильно развивается выпуск аудиокниг, они набирают популярность. Многие слушают книги в профессиональном актёрском прочтении в машинах, когда едут на работу, в различных поездках, да я и сам так слушаю... Переходите на аудио. В наши дни многое можно скачать из сети, для этого не нужно ничего покупать и заказывать. Вот, например, прямая ссылка на ресурс, где я скачиваю много интересного: http://cloud.mail.ru/public/4hiK/jjf8u93S5 Здоровья Вам и - всего самого доброго и светлого! С глубоким уважением, Дмитрий.

Димитрий Кузнецов   20.11.2017 22:00   Заявить о нарушении
Тебе бы, Дима, "Остров Крым" почитать... (Да что тебе говорить, если ты всё Ах Астахову читаешь.:)) )

Вадим Ильич, извините за влаз. Присоединяюсь к диминым пожеланиям здоровья.

Николь 77   20.11.2017 23:06   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, дорогие мои, за добрые пожелания.
Душевно Ваш. В.И.

Вадим Ильич Росин   21.11.2017 21:46   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Дима! Иногда перечитываю стихи и отзывы к ним (и свои и чужие) и как бы заново проживаю минувшие мгновения.
Душевные стихи Г. Галкина. Надо глубоко прочувствовать всё, чтобы так написать.
А как Вам стихи Кирилла Ривеля из цикла "Белое движение" и его песни на эти стихи?
Я слушаю их иногда (часто не могу)в ВК и ещё мне сбросил Алексей Смунёв весь цикл.
Это результат воздействия их: http://www.stihi.ru/2017/12/10/4216
С уважением к таланту.В.И.

Вадим Ильич Росин   07.06.2018 17:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.