мегаполис
на дно морское
так похожи камни твои, мегаполис, -
клептоманом раковину раскрою,
я хочу украсть жемчугА поярче,
болью грусти городской переполнюсь,
буду знать, - что город внутри прячет...
как бы, дно морское, твои глубины
не скрывали в серебристую пену
плачи жалобные: «...мы не любимы!...» -
укоризну сирен смОгу, дымке сизой, -
со дна поднимается по ступеням
и камнем падает с кромки карниза
плач младенца, - каждый самоубийца
потерял надежду на дне стакана,
парапет отвесный сотрёт границы
кирпича, бетона, витрин стеклянных,
между явью воздуха и океана,
между смыслом
и бабочкой
на поляне.
03.10.17.
Свидетельство о публикации №117100309122
Николай Сыромятников
http://www.stihi.ru/2017/10/03/9122
http://archive.li/QK4go
Цитирую стиш (без учёта авторской разбивки строк и строф) и рисую (построфно) метрическую схему:
••••••••••••••••••••••••••••••
1 «... бригантины тонут... на дно морское
так похожи камни твои, мегаполис, -
клептоманом раковину раскрою,
я хочу украсть жемчугА поярче,
болью грусти городской переполнюсь,
буду знать, - что город внутри прячет...»
оо1о 1о о_1_о1о
1_о1о 1о_о1_оо1о
оо1о_1ооо_о1о
о_о1_о1 оо1_о1о
1о_1о оо1_оо1о
1о_1 о_1о о1_1о
Схема рифмовки — АААБАБ
2 «как бы, дно морское, твои глубины
не скрывали в серебристую пену
плачи жалобные: «...мы не любимы!...» -
укоризну сирен смОгу, дымке сизой, -
со дна поднимается по ступеням
и камнем падает с кромки карниза»
1_о_1 о1о о1_о1о
о_о1о оо1оо_1о
1о_1ооо 1_о_о1о
оо1о_о1 1о_1о 1о
о_1_оо1оо_1_о1о
о_1о 1оо 1о о1о
Схема рифмовки — АБАВБВ
3 «плач младенца, - каждый самоубийца
потерял надежду на дне стакана,
парапет отвесный сотрёт границы
кирпича, бетона, витрин стеклянных,
между явью воздуха и океана,
между смыслом
и бабочкой
на поляне.»
1_о1о 1о_ооо1о
оо1_о1о о_1_о1о
оо1_о1о о1_о1о
оо1_о1о о1_о1о
1о_1о_1оо_о_оо1о
1о_1о_о_1оо_о_о1о
Схема рифмовки — АБАБАБ . Альтернанс по всему стиху — однородный женский.
••••••••••••••••••••••••••••••
оо1о 1о о_1_о1о
1_о1о 1о_о1_оо1о
оо1о_1ооо_о1о
о_о1_о1 оо1_о1о
1о_1о оо1_оо1о
1о_1 о_1о о1_1о
1_о_1 о1о о1_о1о
о_о1о оо1оо_1о
1о_1ооо 1_о_о1о
оо1о_о1 1о_1о 1о
о_1_оо1оо_1_о1о
о_1о 1оо 1о о1о
1_о1о 1о_ооо1о
оо1_о1о о_1_о1о
оо1_о1о о1_о1о
оо1_о1о о1_о1о
1о_1о_1оо_о_оо1о
1о_1о_о_1оо_о_о1о
••••••••••••••••••••••••••••••
Итак, 18 строк — 3 однотипные строфы написаны 5- стопным Пентовиком (кроме двух строк). Однако, это ритмически — Пентовик. В некоторой степени — моё определение. А так, на выбор или 5- стопный Дольник или 5- стопный Тактовик. В любом случае, Размеры строк у всех определений общего Размера будут одинаковыми. Для наглядности, компоную все строки первыми формами, исключая общие — в цельной схеме — и обозначаю их Размеры:
01 - 1о1о1оо1о1о — а3
02 - 1о1о1оо1оо1о — б1
03 - 1о1о1оооо1о — а3=а4
04 - 1о1о1оо1о1о — а3
05 - 1о1о1о1оо1о — а4
06 - 1о1о1оо11о — ДЛ| Х5
07 - 1о1о1оо1о1о — а3
08 - 1о1о1о1оо1о — а4
09 - 1о1о1о1оо1о — а4
10 - 1о1оо11о1о1о — ДЛ| ХД5_б3
11 - о1оо1оо1о1о — ЯА4ж_б3
12 - о1о1оо1оо1о — ЯЯА4ж_б1
13 - 1о1о1оооо1о — а3=а4
14 - 1о1о1оо1о1о — а3
15 - 1о1о1оо1о1о — а3
16 - 1о1о1оо1о1о — а3
17 - 1о1о1ооооо1о — б1=Х6
18 - 1о1оо1оооо1о — б2=б3
Обозначаю представленные Размеры по их Изометризму (стопности):
1. ЯЯА4ж_б1 - 12
2. ЯА4ж_б3 - 11
3. Х5, 5- стопный Хорей - |6
4. ХД5_а3, Сапфо - 1, =3, 4, 7, =13, 14, 15, 16
5. ХД5_а4, Призрак - =3, 5, 8, 9, =13
6. ХД5_б1 - 2, =17
7. ХД5_б2 - =18
8. ХД5_б3 - |10, =18
9. Х6, 6- стопный Хорей - =17
Рисую цельную схему по Изосиллабизму (слоговому объёму) представленных Размеров:
••••••••••••••••••••••••••••••
3 - 1о1о1о1о1о — 10 слогов
1 - о1о1оо1оо1о — 11 слогов
2 - о1оо1оо1о1о
4 - 1о1о1оо1о1о
5 - 1о1о1о1оо1о
6 - 1о1о1оо1оо1о — 12 слогов
7 - 1о1оо1о1оо1о
8 - 1о1оо1оо1о1о
9 - 1о1о1о1о1о1о
Напоследок, подчеркну, — все Размеры, ритмически дополняют друг друга по принципу схожести Метра (Размера). В некоторой степени, можно привести достаточное количество примеров — от многих авторов, где сие неравенство, также находит отражение. То есть, элемент нарушения в этом случае невелик и очевиден как допустимая МЕТРИЧЕСКАЯ импровизация к преимущественному Размеру. В данном случае — Сапфическому Метру. Мог бы не говорить, но есть тут у нас товарищи, кои готовы со мной не согласиться. Правда, в принципе, — а так, товарищи блюдут свой куликовый распорядок дня и дискутировать об этом не желают. Что и понятно. Ибо убери Изосиллабизм и Изометризм строк, как же они будут критиковать абитуриентов... Когда, схемку начертил, показал, — смотри, мол, какие у тебя проблемы Ритмики. Однако, это и смешно, и нет. В зависимости от ситуации. Если ребята серьёзно думают, что схема отображает Ритм, то в Поэзии они — статисты. Как и те, кто к ним прислушивается. И... Достаточно.
••••••••••••••••••••••••••••••
Теперь, немного о Ритмике стиша. Почему Пентовик? Потому что главные удары этого стиша приходятся на такие Стопы, которые в итоге раскрывают потенциал, в данном случае, этого Ритма. Хотел было я попробовать отобразить сие, но потом передумал. Честно говоря, всего не передашь, а то, что передашь — сложно. Поэтому, на элементарной (цельной) схеме, это приблизительно выглядит так:
3 - оооо1ооо1о
1 - ооо1оо1оо1о
2 - о1оо1оооо1о
4 - оооо1оооо1о
5 - оо1ооо1оо1о
6 - оо1о1ооооо1о
7 - оо1оооо1оо1о
8 - оо1оо1оооо1о
9 - оо1о1ооооо1о
В записи — как-то так:
«... бригантины_тОнут... на_дно_морскОе
так_похожи_кАмни_твои,_мегапОлис, -
клептоманом_рАковину_раскрОю,
я_хочу_укрАсть жемчуга_поЯрче,
бОлью_грУсти городскОй перепОлнюсь,
буду_знАть, - что_город_внутрИ_прЯчет...»
И так далее, приблизительно в том же режиме. Как-то даже вот так получается...:
«... бригантИны_тО'нут... на_днО'_морскОе» — оо0о1оо1о0о
— и так далее, плетение через переносы. Поэтому и сложно. Не поймёшь — куда, чё, почему... и так далее. Ай. Чую — Пентовик. Достаточно. Однако, подчеркну, что это ЧУВСТВО Ритма моё. И никому, его, я, не навязываю. Однако, подчеркну и другое, всё ИЗМЕРЯЕТСЯ Стопой. Это — навязываю. Или, лучше сказать, это должно знать каждому. Далее. Если говорить о верлибризации пространства, то оно идёт и_вот_от_такИх Пентовиков (и от Тактовиков и Дольников, в том числе — но это другой разговор) — тягучих и в тоже время неуловимых, словно воздух идущий сквозь спиралевидные трубы. Предшествующий этому, Пентовик — лёгкий и бегущий в свободном полёте — это Сапфический (ХД5_а3) и от-Сапфический Пентовик (ХД5_б3):
••••••••••••••••••••••••••••••
Сапфические Пентовики:
•••жмжм•••
Атрофия листика, дистрофия...
http://www.stihi.ru/2013/10/09/8713
***
Атрофия листика, дистрофия
солнцевидных прутиков, жидковат
звукоряд чирикающих в эфире
воробьят и, может быть, жуковат.
•••жжЖЖ•••
Принесла шиповника беловато...
http://www.stihi.ru/2016/05/31/4575
Принесла шиповника – беловато.
Не найти виновника – виновата
я сама, сама все дела решаю,
из песка построю и разрушаю,
•••ммММ•••
Самой лучшей песенке на земле...
http://www.stihi.ru/2016/08/30/10019
Самой лучшей песенке на земле –
это сердце бабочкой на игле.
Повторяй, насвистывай – не теряй.
Не теряй, насвистывай – повторяй.
От Сапфический Пентовик:
•••ММмм•••
от винта
Сахара
http://www.stihi.ru/2012/05/20/8417
это всё от лукавого, от винта.
на часах забодяжена суета,
поутру больше некому разбудить.
это лишь одиночество, let it be.
окликаю, и чувствую тонкость стен,
за которыми слышится чей-то смех,
голоса... и на долгие полчаса
поневоле приходится зависать...
••••••••••••••••••••••••••••••
Вот это лёгкие Пентовики. Разбираемый Пентовик несколько не такой. Но пример, лучше показать от обратного. Рассказать. Например, если взять в руку верёвку и шёлковую ленту (или распушённую верёвку) — поднять и резко опустить, то верёвка будет быстрее (чётче) ленты, так сказать, волновать воздух. Ну вы поняли, да? Верёвка — Сапфический и от-Сапфический Пентовик, а лента — этот, Околосапфический Пентовик. И... опять же, напоминаю (в некоторой степени и для себя), с точки зрения банальной эрудиции, всё, что я здесь сказал — недоказуемо. По крайней мере на данном этапе. А там... — кто его знает. Может и есть этому какое-то объяснение. Или же — я заблуждаюсь. На этом всё. Спасибо автору, за этот стиш. Спасибо, Николай! Стиш — великолепный. Однако, надеюсь, что он не такой страшный. Ох, уже мне этот смысл. Однако, сирена есть. А эти дывчины – хвостатые — те ещё певуньи. Собственно, похоже... похоже... Сиренушка поёт... поёт песенку... свою заунывную...
Пээс: Оставлю для себя. Дабы потом ещё раз прочесть и посмотреть на Размеры, в том числе, следующих Околосапфических стихов. Вы же не против, Николай? —
1 когда холодные батареи
Николай Сыромятников
http://www.stihi.ru/2017/09/29/7882 — такое же.
2 оправдание Ловеласа
Николай Сыромятников
http://www.stihi.ru/2017/09/23/7735 — большей частью такое же, — идущее после чёткого начала.
3 фата моргана
Николай Сыромятников
http://www.stihi.ru/2017/09/22/4734 — не такое. В этом стише, чёткость большинства ударов присутсвует.
В любом случае, — взял. :-D Спасибо, Николай!
Рихард Мор 2 04.10.2017 14:25 Заявить о нарушении
С уважением.
... потрясён глубиной Ваших познаний ...
Николай Сыромятников 04.10.2017 14:46 Заявить о нарушении
Рихард Мор 2 05.10.2017 11:49 Заявить о нарушении