Черный двойник Есенина
3 октября, в день рождения знаменитого русского поэта, опять ребром стоит назойливый вопрос: кто погубил Сергея Есенина: чекисты, «зеленый змий», дьявол или он сам? Кто тот «черный человек», в которого он бросает трость в известной поэме? Кто давал ему творческое озарение и удивительные стихи? Эти вопросы требуют ответа, поскольку само по себе вдохновение и «осенение» не означает Божью благодать. Благодать является продуктом веры, молитвенного и добродетельного подвижничества. Обольщение – следствие действия «черного духа ложной благодати», который все искажает, в том числе, в творчестве. Происходит саморазрушение художника и поэта, потерявшего божественные ориентиры. Кстати, свой «Черный квадрат» Казимир Малевич называл тоннелем в космос. Хочется прокомментировать:
Глядя в черный тот квадрат,
Можно провалиться в ад!
Зачем вглядываться в бездну, в нечто черное, мрачное, если апостол Павел предостерегает: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5:11)? Александр Блок заметил: «…мировой водоворот засасывает в свою воронку почти всего человека; от личности почти вовсе не остается следа, сама она, если остается еще существовать, становится неузнаваемой, обезображенной, искалеченной». Предаваясь гордыне и постыдным страстям, человек деградирует и разрушается как личность.
Имитируя пророка Иеремию, в «Инонии» молодой поэт горделиво провозглашал:
Не устрашуся гибели,
Ни копий, ни стрел дождей, -
Так говорит по Библии
Пророк Есенин Сергей.
Парадоксальная была у него жизнь. Прославляя творение, природу, он не славил Творца, как это делал библейский пророк Давид. Все равно, что славить книгу за белизну страниц, красоту обложки и удачный шрифт, позабыв об авторе. Бесплодно растратив дар, посланный Богом, поэт терзался от депрессий, от сознания впустую растраченной жизни.
Совершенно очевидно, что «слово поэта и пророка» хочется сказать не Есенину, а существу из невидимого мира в момент подключения к поэту для творческого контакта. И слово это, как ни грустно, богохульное. Сказанное популярным поэтом, оно приобретает особый вес в глазах людей. На это и рассчитывают злые духи. Самого поэта тоже удивляет такая странная двойственность, поскольку, испытывая приступы богохульства, он продолжает, как это ни странно, веровать в Бога, хотя и не отказывается от греховной, языческой жизни.
В нём как бы жили одновременно несколько человек: гениальный лирик, человек, пытающийся иметь свою собственную философию, но ничего в ней не понимающий, лирик природы и женщин, «черный человек» и человек, по воспитанию в церковно-приходской школе, — православный». Таких людях часто называют «сложными натурами». К сожалению, эта кажущаяся сложность объясняется отсутствием цельности личности, поскольку подчас в творческом человеке, как в коммунальной квартире, соседствуют сразу несколько непохожих друг на друга личностей.
Скорее всего, Сергея Есенина в петроградской гостинице «Англетер» провоцировали полезть в петлю те же духи, которые до того диктовали ему кощунственные строчки о Боге. Они же, в конце концов, довели свою жертву до самоубийства.
Когда 6 марта 1925 года к Есенину из Константинова приехала мать, он написал: «Вчера приехала моя мать, я в семье, счастлив до дьявола». Спрашивается: зачем так выражать свои чувства, неужели нет более благопристойных слов? К сожалению, оторванный от христианской истины поэт поддался бурному урагану блудных похотей, взбунтовавших его против Бога, в Которого он верил формально. Его душа стала жертвой злых духов, возбуждающих яростное стремление к распущенности. Богохульный бес побуждал его писать циничные стихи, подавляя живую веру в любящего Бога. И когда этот злой дух ослаблял свою хватку, как это было с Саулом, он на время выходил из депрессии, и писал светлые стихи.
В судьбе талантливого русского поэта Сергея Есенина как бы слились воедино судьбы многих заблудших сынов и дочерей России.
В Государственном литературном музее хранится текст плача матери Есенина, Татьяны Федоровны, по безвременно погибшему сыну:
Он во сне ко мне явился,
Со мной духом поделился,
Он склонился на плечо,
Горько плакал – горячо:
«Прости, мама, – виноват!
Что я сделал – сам не рад».
Зачастую одержимость выглядит как непреодолимое навязчивое состояние.
Об одержимости бесом пьянства своего поэтического наставника Сергея Наровчатова рассказывает Евгений Евтушенко: «Я заметил, что мэтру очень хотелось выпить, и он сразу же отодрал прямо у киоска цинковую шапку с четвертинки своими, еще на удивление крепкими молодыми зубами и выпил из горла. Никто из прохожих этому не удивился. Тогда была удобная, но короткая эра четвертинок из горла с закусью свежим воздухом. Шел 1952 год». Но когда Николай Глазков, сам неравнодушный к «зеленому змию», сочинил про него песенку, Сергей Наровчатов возмутился. Он потом рассказывал своему приятелю Давиду Самойлову:
- Пришел Глазков и спел мне своим мерзким козлетоном дурацкую песенку, вполне бездарную, между прочим…
От Эльбы до Саратова,
От Волги до Курил
Сережу Наровчатова
Никто не перепил.
Поэт Николай Дмитриев вскрывает пагубную тенденцию к самоубийствам, возникающим на почве подражания дурному примеру Есенина (ведь не только Галина Бениславская на его могиле застрелилась):
Друзья легко сигают на тот свет,
Как будто там и вправду что-то светит,
Как будто сам Есенин (их поэт),
Своей тальянкой каждого приветит.
Кстати, Виктор Коротаев, в стихотворении о гибели Николая Рубцова, ставшего жертвой пьяной собутыльницы, заметил:
Он был задушен ею на рассвете.
Закончилась земная полоса.
Но после наступившей мигом смерти
Покойник еще слышит полчаса.
Рассуждая о переживаниях покидающей тело души, друг Рубцова делает вывод:
И, уходя от нас все выше, выше,
Не унося с собою ни гроша,
Он больше ничего уже не слышал.
…Но слышит все нетленная душа.
Трудно судить о том, что думал Есенин, оказавшись в дьявольском капкане, но «точка невозврата» была пройдена, и назад он уже вернуться не мог. Пьяные дебоши, разочарование в безнравственных ценностях революционных идей, антисоветские выступления в кабаках подливали масло в огонь, и поставили его на путь смерти. Психологический и творческий кризис, духовное банкротство привели его к гибели. Он пророчествовал о близкой смерти:
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Вектор времени уносит нас на встречу с вечностью и с Божественным Судьей.
Впрочем, тот же Рубцов, любивший Евенина, и так же не равнодушный к «зеленому змию», пытаелся понять коллегу по перу и опротестовать взаимосвязь кабака, музы и есенинской грусти:
Слухи были глупы и резки:
Кто такой, мол, Есенин Серега,
Сам суди: удавился с тоски
Потому, что он пьянствовал много.
Да, недолго глядел он на Русь
Голубыми глазами поэта.
Но была ли кабацкая грусть?
Грусть, конечно, была… Да не эта!
Николай Рубцов хорошо знал и проблему депрессии, и попытки ее преодолеть алкоголем, используя его в качестве антидепрессанта. К сожалению, его кончина оказалась аналогичной. Это - замкнутый круг, куда заболевший «звездной болезнью» поэт попадает, как белка в колесо.
Современник Есенина, Игорь Северянин, в 1926 году написал его литературный портрет:
Он в жизнь вбежал рязанским простаком –
Голубоглазым, кудреватым, русым,
С задорным носом и веселым вкусом
К усладам жизни, солнышком влеком.
Но вскоре бунт швырнул свой грязный ком
В сиянье глаз. Отравленный укусом
Змей мятежа, злословил над Исусом,
Сдружиться постарался с кабаком…
В кругу разбойников и проституток,
Томясь от богохульных прибауток,
Он понял, что кабак ему поган…
Евгений Евтушенко, размышляя об указателе «К Есенину» на Ваганьковском кладбище, итожит:
Указатель: «К Есенину» – стрелка туда,
где Россия вчера, и теперь, и всегда.
Славен тот, кто людей лже-Христом не учил,
а вот жизнь хоть немножечко им облегчил.
Творческий процесс у Есенина тоже, бывало, стимулировался алкогольным допингом, и в быту он слыл горьким пьяницей. Этот порок окончательно расшатал его психику и привел к петле. В поэме “Чёрный человек” он сам признаётся:
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Затем поэт рассказывает о появлении “чёрного человека”:
Чёрный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Плачевно закончилось для Есенина это общение с “чёрным человеком”. Кто-то скажет: это галлюцинации на почве алкогольного делирия или “белой горячки”. Кто-то обвинит чекистов в убийстве поэта, инсценировавших самоубийство. Дело не в этом.
Современник Есенина - поэт Александр Жаров - пытался дать оценку его гибели:
Это всё-таки немного странно,
Вот попробуй, тут не удивись:
На простом шнурке от чемодана
Кончилась твоя шальная жизнь...
Это всё-таки, пожалуй, глупо
И досадно выше всяких мер,
Что тебя, Есенин, сняли трупом
С потолка в отеле “Англетер”.
...Только кто-то больше всех обижен
На тебя за то, что ты, поэт,
От своих родимых нив и хижин
В кабаки унёс свой свет...
Чёрный человек и белая горячка. Мрак кабаков и свет поэзии. Трагическое столкновение коллизий, итогом которого стала погибель. Черный двойник Есенина сыграл свою роковую роль.
Васильковые очи поэта,
Словно льдинки, замёрзли навек.
Рухнул в царство, лишённое света,
Одарённый Творцом человек.
Умирать нам, конечно, не ново,
Но за гробом есть праведный суд.
Там спасёт вера в Божие Слово...
А стихи – никого не спасут.
(Александр Савченко).
Хотя факт насильственной смерти Есенина пытались оспорить полковник милиции Э. Хлысталов, писатель В. Кузнецов и другие исследователи, анализ литературоведов, в частности, Галины Шипулиной, свидетельствует, что в последние два года жизни поэт свыше 100 раз в своих произведениях упоминал о своей смерти и о самоубийстве.
«И не давайте места дьяволу» (Еф. 4:27), – советовал апостол Павел. В современном, уточнённом переводе эта рекомендация звучит так: «И не искушайте дьявола».
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет. 3:8), – призывал апостол Пётр.
Свидетельство о публикации №117100310694