Самолёту Ил-14 посвящается. Часть 3
И прёт, как тесто на дрожжах,
Моё желание опять
Вернуть немного время вспять.
Да нет, я не в хмельном угаре,
Я просто в творческом ударе.
И не сказать бы, что я псих,
Но сам ложится в рифму стих,
И просто жалко упустить
Такую сказочную нить.
Но только это всё не сказка,
Всё – от пролога до развязки –
Со мной на самом деле было,
Когда был штурманом на ИЛе.
И если скажут «Ё – моё!
Да это вымысел, враньё!»
Не вспоминая чью-то мать,
Смогу я им в глаза сказать,
Как говорится у гусар –
Я отвечаю за «базар»!
Так я начну? На этот раз
О технарях мой будет сказ.
Наверно, я оставлю прозе,
Как мёрзнут сопли на морозе,
Когда в движке меняешь что-то,
Про повседневную работу.
А я свой морщу интеллект,
Чтоб осветить такой аспект –
Сказать о той его работе,
Что предстоит ему в полете.
Есть у него по жизни «счастье» -
За состояние матчасти
Он отвечает головой,
Наш старший техник бортовой.
Задать вопрос тут может кто-то –
Ну хорошо, а что в полете?
Что, шасси выпустить – убрать
Шедевром мастерским назвать?
И я прошу меня простить,
За то, что должен повторить,
Что в авиации, кто знает,
Порою всякое бывает.
На свою голову рискну
Сказать особенность одну –
Хоть в жизни я и реалист,
Но больше, все же, фаталист.
Чтоб счастья выковать венец –
Тут каждый сам себе кузнец.
Но даже в этой правде тоже
Я вижу перст повсюду Божий.
И ПОТОМУ, а не ЗАЧЕМ-ТО,
Мой друг – Валера Бумаченко,
Валера, ты меня прости,
Возник на жизненном пути.
Весёлый парень, не лихач,
А по профессии – «бортач».*
Да вы и сами все поймёте,
Когда вы это всё прочтете.
Чтоб, так сказать, не в бровь, а в глаз –
Мой исторический рассказ.
В восьмидесятом было дело,
И день был – первое апреля.
Звенела, как хрусталь, погода.
Веселый праздник у народа,
Кому-то шутки и потеха –
В тот день нам было не до смеха.
В тот день наш ладный экипаж
Крутил над «точкой»* пилотаж.
И добросовестно наш ИЛ
Фигуры разные крутил,
А чтоб не голые слова –
Его был номер – тридцать два.
По плану был такой момент,
Чтоб отработать элемент,
Чтоб дело правильно пошло,
Свались ИЛюха на крыло*.
А чтоб такой случился раз -
На ноль убрали сектор «газ».
И тут, скажу тебе, братан,
Попали мы судьбе в капкан.
Не так вдруг что-то получилось,
И в жуткий «штопор» мы свалились,
А вариометра стрела*
Три оборота враз дала.
Была могильной тишина,
Движков не слышно ни хрена.
В стихии наш бессилен ИЛ,
Хоть добросовестным он был.
Ему бы скорость в самый раз!
Но убран чертов сектор «газ».
А в чем была проблемы суть –
Руки к нему не протянуть.
За яйца нас судьба схватила,
И в спинки кресел всех вдавила,
И сколько Бога ни моли –
Увы! Беспомощны рули.
Угрюмым был радист Маркони,
Серега Марков, кто не помнит.
Реальным виделся конец,
Сорвалось с уст моих «п….дец!»
И он бы точно нам явился,
Но тут Валера исхитрился,
И, хоть не верь своим глазам,
Ногами врезал по «газам».
Взревел движками наш ИЛюха,
Он, видно, тоже чуял брюхом
Такой безрадостный финал,
Я слышал, как он застонал,
Да это было и понятно,
От перегрузки многократной.
Казалось мне, что перегрузка
Вдавила голову до «гузки»,
Но было этого ей мало –
Еще и зрение пропало.
И белый свет в глазах померк,
Какой-то странный фейерверк
В глазах я помню до сих пор…
Но звук свой выровнял мотор,
Стрела в «набор» переметнулась,
Потом и зрение вернулось.
Когда я вновь свой дар обрёл,
И начал видеть, как орёл,
Тогда немного отпустило –
Отметку «сто» перевалили.
Такая вот была «потеха»
Апреля первого, в день смеха.
Пусть кто-то скажет мне назло:
- Вам просто дико повезло!
А я скажу предельно внятно:
- Теперь, надеюсь, всем понятно
И ясно стало – как, по чём
Быть в экипаже «бортачом»!
А в заключение скажу:
С Валерой до сих пор дружу.
На лётном всём своем веку
Служили мы в одном полку.
И не для рифмы стиха даже
В одном летали экипаже.
Такой, существенный момент,
Есть даже фотодокумент.
И не беда, что я в кабине
Смотрел ему частенько в спину,
Я знал, что за его спиной
Я как за каменной стеной.
* "бортач" на авиационном сленге - бортовой техник в экипаже самолёта
* "над точкой" - над аэродромом
* сваливание на крыло - потеря самолётом устойчивого положения в горизонтальном
полёте из-за резкого уменьшения подъёмной силы.
* вариометр - прибор, показывающий вертикальную скорость самолёта в метрах в
секунду. На Ил-14 один оборот стрелки вариометра по шкале соответствует 10
метрам в секунду, и если скорость выше этого значения - стрелка делает второй
оборот, если ещё больше - третий и т.д.
Свидетельство о публикации №117100206795